Темы на форуме | Автор | Дата |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 9 классенаправлено на достижение следующихцелей:
·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
-
Задачи раздела «Общая биология. Общие закономерности» (9 класс)
Обучение.
·Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей:
·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;
·продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать, точно излагать свои мысли через систему заданий, находить проблему, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы
Развитие.
·Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
·уделять особое внимание развитию у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,
·продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитание.
·Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей.
·продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный уровень
1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», сизменениями от 25.11.15.
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)
8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с.
9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год
Региональный уровень
10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.03.2017 №259 «О базисных учебных планах для общеобразовательных организаций Липецкой области, реализующих программу основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;
11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2017-2018 учебном году»
Уровень ОУ
12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки
13. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплекс по биологии 9 класса
1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Биология» 9 класс. М.:«Вентана - Граф», 2014 г.
2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2016 г.
Обоснованиемвыбора данного УМК является соответствие его Федеральному компоненту образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является обобщающим и завершающим курсом биологии основного общего образования 6-9 классов.
В программу внесены изменения (по сравнению с авторской):
Увеличено количество часов в разделах «Цитология», «Онтогенез», «Генетика» на уроки-зачеты и работу с материалами ГИА за счет резервного времени и уменьшения часов раздела «Экология», так как этот раздел перекликается со многими темами предмета биология. Уменьшено количеств часов на изучение разделов «Происхождение жизни» и «Эволюция» за счет объединения доступного материала.
Место и рольпредмета в базисном учебном плане.
На основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Контрольных работ -2
Лабораторных, практических работ-6+2
Экскурсий -2
Формы организации образовательного процесса – урочная:
урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.
Виды контроля:
1)по характеру получения информации: устный, письменный
2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Используемые технологии обучения:
информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах
Информация об используемом учебнике
Программа соответствует учебник: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс, М.: Вентана - Граф, 2013-2017 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе, является обобщающим и завершающим курсом биологии 6-9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ (70 ч)
Биология как наука. Методы биологии.
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)
Биология – наука о живом мире.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.
Уровни организации живой природы. Экскурсия «Биоразнообразие»
Признаки живых организмов
Глава 2. Клетка (12 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Многообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений).
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.
Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений.
Обобщение по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.
Лабораторная работа №1. «Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток. Приготовление микропрепаратов».
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6ч)
Деление клетки - основа размножения и развития организмов.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Митоз. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Образование половых клеток. Мейоз. Сущность мейоза. Оплодотворение. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Индивидуальное развитие организмов — онтогенез. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Обобщение по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.
Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Митоз в корешке лука»
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (Генетика) (12ч)
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Гены и хромосомы.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Обобщение по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.
ПР №1,2 «Решение генетических задач».
Лабораторная работа №3,4 «Изучение изменчивости у организмов. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
Генетические основы селекции организмов.
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Достижения селекции животных. Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная и генная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л.Пастера.
Обобщение по теме «Селекция». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний.
Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Эволюция прокариот и эукариот.
Этапы развития жизни на Земле. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Глава 7. Учение об эволюции (8ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Вид, его критерии и структура. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Приспособленность организмов какрезультат эволюции и её относительный характер.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.
Проблемы исчезновения и сохранения редких видов.
Обобщение по теме «Происхождение жизни. Эволюция»». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.
Биосоциальная сущность человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Движущие силы и этапыэволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.
Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области.
Обобщение по теме «Происхождение человека»». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Глава 9. Основы экологии (10ч)
Экология как наука. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.
Среда – источник веществ, энергии и информации.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние экологических факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Популяция. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Естественные и искусственные биогеоценозы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.
Обобщение по теме «Экология»». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний
Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительность.
Лабораторная работа №6. Оценка качества окружающей среды.
Заключение (5 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность.
Экскурсия «История живой природы Липецкого края»
Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Итого: лабораторных и практических работ: 6
Контрольных работ: 2
-* Подчеркиванием указан ФК
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Кол. часов |
Лабораторные и практические работы |
Дата |
1 |
Введение в основы общей биологии |
2 |
|
|
2 |
Основы учения о клетке |
12 |
1.Сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток. |
27.09 |
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
6 |
2.Митоз в корешке лука |
25.10 |
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости |
12 |
1-2.Решение генетических задач
3-4.Изучение видов изменчивости |
23.11 13.12 20.12 |
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
5 |
|
|
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
4 |
|
|
7 |
Учение об эволюции. |
8 |
|
|
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
6 |
|
|
9 |
Основы экологии |
10 |
5. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительность.
6.Оценка качества окружающей среды. |
12.04
16.05 |
10 |
Заключение |
5 |
|
|
|
Итого: |
70 |
6 |
|
*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
·выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Литература и средства обучения
Основная литература
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник «Биология» М., «Вентана-Граф», 2015 г.
Дополнительная литература
2.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2014.
3. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2015-2017.
4. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов: Лицей, 2015-2017.
5.Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -М: ТЦ «Сфера», 2014.
6.Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.
7.Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2015-2017.
8.Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
9.Лернер Г.И. ГИА-2016: Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ в 9-м классе. М.:АСТ: Астрель, 2016.-125с.
10. Лернер Г.И. ОГЭ-2016. Биология.9 класс. Типовые тестовые задания. М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 158 с.
11. Пименов А.В., Пименов И.Н. Биология. Дидактические материалы. 9-11 классы. М.: НЦ Энас, 2014.
Электронные пособия
1.Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.
2.Биология в школе. Электронные уроки и тесты.
3.Биология абитуриенту.ЕГЭ.
4.Биология. Готовимся к ЕГЭ.
5.Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).
7.Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.
8. Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс 1С.
9.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.
Интернет-ресурсы
1.https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
2.https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
3.https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
4.https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
5.https://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
6.https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)
7. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)
8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass (Видеоуроки. Биология 9 кл)
9. https://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)
10. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология)
11. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)
12. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)
13. https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
14.https://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)
Приложение 1.КТП по биологии для 9 класса(2017-18 уч.г.)
№ |
Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч) |
Л/Р Д/З |
Дата провед |
Изменения |
|
|
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч) |
|
|
|
|
1 |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.
|
Биология – наука о живом мире. Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий. |
§1,2 |
01.09 |
|
2 |
Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие».
|
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Уровни организации живой природы. |
§3 |
06.09 |
|
|
Глава 2. Клетка (12ч) |
|
|
|
|
1/3 |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. |
Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Многообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Приготовление микропрепаратов. |
§4+ |
07.09 |
|
2/4 |
Химический состав клетки. |
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. |
§5 |
13.09 |
|
3/5 |
Органические вещества: белки |
Белки |
§6 |
14.09 |
|
4/6 |
Органические вещества: нуклеиновые кислоты |
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК |
§6 |
20.09 |
|
5/7 |
Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов. |
Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. |
§7-8 |
21.09 |
|
6/8 |
Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток» |
Многообразие клеток. Отличие клеток растений, животных, грибов, бактерий |
§7-8 |
27.09 |
|
7/9 |
Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами. |
Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. |
§7 |
28.09 |
|
8/10 |
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. |
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. |
§9,12 |
04.10 |
|
9/11 |
Биосинтез белка в клетке. |
Биосинтез белка в клетке. |
§10 |
05.10 |
|
10/12 |
Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. |
Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений. |
§11 |
11.10 |
|
11/13 |
Обобщение по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА |
|
На сайте |
12.10 |
|
12/14 |
Контроль знаний по теме «Клетка». |
|
Гл.2 |
18.10 |
|
|
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) |
|
|
|
|
1/15 |
Типы размножения организмов. |
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение |
§13 |
19.10 |
|
2/16 |
Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука». |
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
§14+ |
25.10 |
|
3/17 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
Сущность мейоза. Оплодотворение. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. |
§15 |
26.10 |
|
4/18 |
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. |
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов |
§16 |
01.11 |
|
5/19 |
Обобщение по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА. |
|
§1-12 |
02.11 |
|
6/20 |
Контроль знаний по теме «Размножение» |
|
Гл.3 |
15.11 |
|
|
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (генетика) (12ч) |
|
|
|
|
1/21 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I, II Законы Менделя |
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Гены и хромосомы. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. |
§17-19 |
16.11 |
|
2/22 |
Дигибридное скрещивание. |
Третий закон Менделя. |
§20 |
22.11 |
|
3/23 |
ПР.№1 «Решение генетических задач». |
|
§17-20+ |
23.11 |
|
4/24 |
Хромосомная теория наследственности. |
Хромосомная теория наследственности. |
§21 |
29.11 |
|
5/25 |
Взаимодействие генов и их множественное действие. |
Взаимодействие генов и их множественное действие. |
§22 |
30.11 |
|
6/26 |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. |
§23 |
06.12 |
|
7/27 |
Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. |
Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. |
§26 |
07.12 |
|
8/28 |
ПР.№2 «Решение генетических задач». |
|
Инд. |
13.12 |
|
9/29 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость. |
Закономерности изменчивости организмов. Генотипическая (комбинативная и мутационная). Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. |
§24 |
14.12 |
|
10/30 |
Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов» |
Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. ЛР: Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. |
§25 |
20.12 |
|
11/31 |
Обобщение по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА. |
|
Гл.4 |
21.12 |
|
12/32 |
Контрольная работа |
|
|
27.12 |
|
|
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) |
|
|
|
|
1/33 |
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов |
Генетические основы селекции организмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. |
§27 |
28.12 |
|
2/34 |
Достижения селекции растений. |
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. |
§28,29 |
11.01 |
|
3/35 |
Достижения селекции животных. |
Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области. |
§30 |
17.01 |
|
4/36 |
Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. |
Клеточная и генная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л.Пастера. |
§31 |
18.01 |
|
5/37 |
Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА. |
Контроль знаний. |
Гл.5 |
24.01 |
|
|
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч) |
|
|
|
|
1/38 |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. |
Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Эволюция прокариот и эукариот. |
§32-34 |
25.01 |
|
2/39 |
Этапы развития жизни на Земле. |
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. |
§35 |
31.01 |
|
3/40 |
Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА. |
|
Гл.6 |
01.02 |
|
4/41 |
Контроль знаний по теме «Происхождение жизни» |
|
Гл.6 |
07.02 |
|
|
Глава 7. Учение об эволюции (8 ч) |
|
|
|
|
1/42 |
Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции |
Учение об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции. |
§36,37 |
08.02 |
|
2/43 |
Современные представления об эволюции |
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. |
§38 |
14.02 |
|
3/44 |
Вид, его критерии и структура. |
Вид, его критерии и структура. |
§39 |
15.02 |
|
4/45 |
Процессы видообразования. |
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. |
§40,41 |
21.02 |
|
5/46 |
Основные направления эволюции. |
Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. |
§42 |
22.02 |
|
6/47 |
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции |
Приспособленность организмов как результат эволюции и её относительный характер. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. |
§43 |
28.03 |
|
7/48 |
Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА |
|
Гл.7 |
01.03 |
|
8/49 |
Контроль знаний по теме «Эволюция». |
|
|
07.03 |
|
|
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч) |
|
|
|
|
1/50 |
Место человека в системе органического мира. |
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. |
§44 |
14.03 |
|
2/51 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. |
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Биосоциальная сущность человека. |
§45 |
15.03 |
|
3/52 |
Движущие силы и этапы эволюции человека |
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. |
§46-47 |
21.03 |
|
4/53 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
Человеческие расы, их родство и происхождение. |
§48 |
22.03 |
|
5/54 |
Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА. |
Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области. |
§49 |
04.04 |
|
6/55 |
Контроль знаний по теме «Антропогенез». |
|
Гл.8 |
05.04 |
|
|
Глава 9. Основы экологии (10 ч) |
|
|
|
|
1/56 |
Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы. |
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. |
§50,51 |
11.04 |
|
2/57 |
Лаб. раб.№5 «Приспособленность организмов и её относительность» |
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и се-зонные ритмы жизнедеятельности организмов. |
§52 |
12.04 |
|
3/58 |
Взаимодействия разных видов |
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). |
§53 |
18.04 |
|
4/59 |
Популяция |
Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. |
§54,55 |
19.04 |
|
5/60 |
Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы. |
Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Пищевые связи в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). |
§56,57 |
25.04 |
|
6/61 |
Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. |
Естественные и искусственные биогеоценозы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических в-в в экосистемах и круговороте веществ в природе. |
§ §58,59 |
26.04 |
|
7/62 |
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. |
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Роль человека в биосфере. |
§60 |
02.05 |
|
8/63 |
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. |
Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. |
Гл.9 самост.изуч |
02.05-16.05 |
|
9/64 |
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
Индивидуальные исследования. Подготовка проектов |
гл.9 самост.изуч |
03.05-16.05 |
|
10/65 |
Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА. |
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. |
Гл.9 |
03.05 |
|
|
Заключение (5ч) |
|
|
|
|
1/66 |
Контрольная работа |
|
|
10.05 |
|
2/67 |
Проектно-исследовательская деятельность Лаб.раб.6 «Оценка состояния окружающей среды». |
Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
|
16.05 |
|
3/68 |
Экскурсия «История живой природы Липецкого края» |
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме |
|
17.05 |
|
4/69 |
Защита проектов |
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. |
|
23.05 |
|
5/70 |
Подведение итогов |
|
|
24.05 |
|
|
Итого: 70 часов (из них 2 ч (урок №63,64) для самостоятельного изучения с 02.05 по 16.05) |
Ур. №63 Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Ур. №64 Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
|
02.05-16.05 |
|
Приложение 1. КТП по биологии для 9класса (2017-18 уч.г.)
№ |
Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч) |
Л/Р Д/З |
Дата провед |
Изменения |
|
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч) |
|
|
|
1 |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей. |
§1,2 |
01.09 |
|
2 |
Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие». |
§3 |
06.09 |
|
|
Глава 2. Клетка (12ч) |
|
|
|
1/3 |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. |
§4 |
07.09 |
|
2/4 |
Химический состав клетки. |
§5 |
13.09 |
|
3/5 |
Органические вещества: белки |
§6 |
14.09 |
|
4/6 |
Органические вещества: нуклеиновые кислоты |
§6 |
20.09 |
|
5/7 |
Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов. |
§7-8 |
21.09 |
|
6/8 |
Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток» |
§7-8 |
27.09 |
|
7/9 |
Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами. |
§7 |
28.09 |
|
8/10 |
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. |
§9,12 |
04.10 |
|
9/11 |
Биосинтез белка в клетке. |
§10 |
05.10 |
|
10/12 |
Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. |
§11 |
11.10 |
|
11/13 |
Обобщение знаний по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА |
сайт |
12.10 |
|
12/14 |
Контроль знаний по теме «Клетка». |
Гл.2 |
18.10 |
|
|
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) |
|
|
|
1/15 |
Типы размножения организмов. |
§13 |
19.10 |
|
2/16 |
Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука». |
§14 |
25.10 |
|
3/17 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
§15 |
26.10 |
|
4/18 |
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. |
§16 |
01.11 |
|
5/19 |
Обобщение знаний по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА. |
§1-12 |
02.11 |
|
6/20 |
Контроль знаний по теме «Размножение» |
Гл.3 |
15.11 |
|
|
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (Генетика) (12ч) |
|
|
|
1/21 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I, II Законы Менделя |
§17-19 |
16.11 |
|
2/22 |
Дигибридное скрещивание. |
§20 |
22.11 |
|
3/23 |
ПР.№1 «Решение генетических задач». |
§17-20 |
23.11 |
|
4/24 |
Хромосомная теория наследственности. |
§21 |
29.11 |
|
5/25 |
Взаимодействие генов и их множественное действие. |
§22 |
30.11 |
|
6/26 |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
§23 |
06.12 |
|
7/27 |
Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. |
§26 |
07.12 |
|
8/28 |
ПР.№2 «Решение генетических задач». |
Инд. |
13.12 |
|
9/29 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость. |
§24 |
14.12 |
|
10/30 |
Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов» |
§25 |
20.12 |
|
11/31 |
Обобщение знаний по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА. |
Гл.4 |
21.12 |
|
12/32 |
Контрольная работа |
|
27.12 |
|
|
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) |
|
|
|
1/33 |
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов |
§27 |
28.12 |
|
2/34 |
Достижения селекции растений. |
§28, 29 |
11.01 |
|
3/35 |
Достижения селекции животных. |
§30 |
17.01 |
|
4/36 |
Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. |
§31 |
18.01 |
|
5/37 |
Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА. |
Гл.5 |
24.01 |
|
|
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч) |
|
|
|
1/38 |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. |
§32-34 |
25.01 |
|
2/39 |
Этапы развития жизни на Земле. |
§35 |
31.01 |
|
3/40 |
Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА. |
Гл.6 |
01.02 |
|
4/41 |
Контроль знаний по теме «Происхождение жизни» |
Гл.6 |
07.02 |
|
|
Глава 7. Учение об эволюции (8 ч) |
|
|
|
1/42 |
Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции |
§36, 37 |
08.02 |
|
2/43 |
Современные представления об эволюции |
§38 |
14.02 |
|
3/44 |
Вид, его критерии и структура. |
§39 |
15.02 |
|
4/45 |
Процессы видообразования. |
§40, 41 |
21.02 |
|
5/46 |
Основные направления эволюции. |
§42 |
22.02 |
|
6/47 |
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции |
§43 |
28.03 |
|
7/48 |
Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА |
Гл.7 |
01.03 |
|
8/49 |
Контроль знаний по теме «Эволюция». |
|
07.03 |
|
|
Глава 8. Происхождение человека (Антропогенез) (6ч) |
|
|
|
1/50 |
Место человека в системе органического мира. |
§44 |
14.03 |
|
2/51 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. |
§45 |
15.03 |
|
3/52 |
Движущие силы и этапы эволюции человека |
§46-47 |
21.03 |
|
4/53 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
§48 |
22.03 |
|
5/54 |
Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА. |
§49 |
04.04 |
|
6/55 |
Контроль знаний по теме «Антропогенез». |
Гл.8 |
05.04 |
|
|
Глава 9. Основы экологии (10 ч) |
|
|
|
1/56 |
Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы. |
§50, 51 |
11.04 |
|
2/57 |
Лаб. раб.№5 «Приспособленность организмов и её относительность» |
§52 |
12.04 |
|
3/58 |
Взаимодействия разных видов |
§53 |
18.04 |
|
4/59 |
Популяция |
§5455 |
19.04 |
|
5/60 |
Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы. |
§56 57 |
25.04 |
|
6/61 |
Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. |
§58, 59 |
26.04 |
|
7/62 |
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. |
§60 |
02.05 |
|
8/63 |
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. |
Гл.9 ам.из |
02.05-16.05 |
|
9/64 |
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
Гл.9 сам.из. |
03.05-16.05 |
|
10/65 |
Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА. |
Гл.9 |
03.05 |
|
|
Заключение (5ч) |
|
|
|
1/66 |
Контрольная работа |
|
10.05 |
|
2/67 |
Проектно-исследовательская деятельность Лаб.раб.6 «Оценка состояния окружающей среды». |
|
16.05 |
|
3/68 |
Экскурсия «История живой природы Липецкого края» |
|
17.05 |
|
4/69 |
Защита проектов |
|
23.05 |
|
5/70 |
Подведение итогов |
|
24.05 |
|
|
Итого: 70 ч. (из них 2 ч (урок №63,64) для самостоятельного изучения с 02.05 по 16.05) |
|
|
|
№ |
Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч) |
Л/Р Д/З |
Дата провед |
Изменения |
1 |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей. |
§1,2 |
01.09 |
|
2 |
Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие». |
§3 |
06.09 |
|
1/3 |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. |
§4 |
07.09 |
|
2/4 |
Химический состав клетки. |
§5 |
13.09 |
|
3/5 |
Органические вещества: белки |
§6 |
14.09 |
|
4/6 |
Органические вещества: нуклеиновые кислоты |
§6 |
20.09 |
|
5/7 |
Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов. |
§7-8 |
21.09 |
|
6/8 |
Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток» |
§7-8 |
27.09 |
|
7/9 |
Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами. |
§7 |
28.09 |
|
8/10 |
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. |
§9,12 |
04.10 |
|
9/11 |
Биосинтез белка в клетке. |
§10 |
05.10 |
|
10/12 |
Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. |
§11 |
11.10 |
|
11/13 |
Обобщение знаний по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА |
сайт |
12.10 |
|
12/14 |
Контроль знаний по теме «Клетка». |
Гл.2 |
18.10 |
|
1/15 |
Типы размножения организмов. |
§13 |
19.10 |
|
2/16 |
Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука». |
§14 |
25.10 |
|
3/17 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
§15 |
26.10 |
|
4/18 |
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. |
§16 |
01.11 |
|
5/19 |
Обобщение знаний по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА. |
§1-12 |
02.11 |
|
6/20 |
Контроль знаний по теме «Размножение» |
Гл.3 |
15.11 |
|
1/21 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I, II Законы Менделя |
§17-19 |
16.11 |
|
2/22 |
Дигибридное скрещивание. |
§20 |
22.11 |
|
3/23 |
ПР.№1 «Решение генетических задач». |
§17-20 |
23.11 |
|
4/24 |
Хромосомная теория наследственности. |
§21 |
29.11 |
|
5/25 |
Взаимодействие генов и их множественное действие. |
§22 |
30.11 |
|
6/26 |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
§23 |
06.12 |
|
7/27 |
Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. |
§26 |
07.12 |
|
8/28 |
ПР.№2 «Решение генетических задач». |
Инд. |
13.12 |
|
9/29 |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость. |
§24 |
14.12 |
|
10/30 |
Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов» |
§25 |
20.12 |
|
11/31 |
Обобщение знаний по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА. |
Гл.4 |
21.12 |
|
12/32 |
Контрольная работа |
|
27.12 |
|
1/33 |
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов |
§27 |
28.12 |
|
2/34 |
Достижения селекции растений. |
§28, 29 |
11.01 |
|
3/35 |
Достижения селекции животных. |
§30 |
17.01 |
|
4/36 |
Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. |
§31 |
18.01 |
|
5/37 |
Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА. |
Гл.5 |
24.01 |
|
1/38 |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. |
§32-34 |
25.01 |
|
2/39 |
Этапы развития жизни на Земле. |
§35 |
31.01 |
|
3/40 |
Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА. |
Гл.6 |
01.02 |
|
4/41 |
Контроль знаний по теме «Происхождение жизни» |
Гл.6 |
07.02 |
|
1/42 |
Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции |
§36, 37 |
08.02 |
|
2/43 |
Современные представления об эволюции |
§38 |
14.02 |
|
3/44 |
Вид, его критерии и структура. |
§39 |
15.02 |
|
4/45 |
Процессы видообразования. |
§40, 41 |
21.02 |
|
5/46 |
Основные направления эволюции. |
§42 |
22.02 |
|
6/47 |
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции |
§43 |
28.03 |
|
7/48 |
Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА |
Гл.7 |
01.03 |
|
8/49 |
Контроль знаний по теме «Эволюция». |
|
07.03 |
|
1/50 |
Место человека в системе органического мира. |
§44 |
14.03 |
|
2/51 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. |
§45 |
15.03 |
|
3/52 |
Движущие силы и этапы эволюции человека |
§46-47 |
21.03 |
|
4/53 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
§48 |
22.03 |
|
5/54 |
Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА. |
§49 |
04.04 |
|
6/55 |
Контроль знаний по теме «Антропогенез». |
Гл.8 |
05.04 |
|
1/56 |
Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы. |
§50, 51 |
11.04 |
|
2/57 |
Лаб. раб.№6 «Приспособленность организмов и её относительность» |
§52 |
12.04 |
|
3/58 |
Взаимодействия разных видов |
§53 |
18.04 |
|
4/59 |
Популяция |
§5455 |
19.04 |
|
5/60 |
Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы. |
§56 57 |
25.04 |
|
6/61 |
Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. |
§58, 59 |
26.04 |
|
7/62 |
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Экологические проблемы |
§60 |
02.05 |
|
10/65 |
Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА. |
Гл.9 |
03.05 |
|
1/66 |
Контрольная работа |
|
10.05 |
|
2/67 |
Проектно-исследовательская деятельность Лаб.раб.7 «Оценка состояния окружающей среды». |
|
16.05 |
|
3/68 |
Экскурсия «История живой природы Липецкого края» |
|
17.05 |
|
4/69 |
Защита проектов |
|
23.05 |
|
5/70 |
Подведение итогов |
|
24.05 |
Своё Спасибо, еще не выражали..

