Темы на форуме | Автор | Дата |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 9 классенаправлено на достижение следующихцелей:
·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
-
Задачи раздела «Общая биология» (9 класс )
Обучение.
·Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей:
·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;
·продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать, точно излагать свои мысли через систему заданий, находить проблему, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы
Развитие.
·Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
·уделять особое внимание развитию у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,
·продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитание.
·Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей.
·продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный уровень
1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)
8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с.
9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год
Региональный уровень
10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»;
11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»
Уровень ОУ
12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки
13. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки
14. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Сведения о программе
Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса
1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Биология» 9 класс. М.:«Вентана - Граф», 2013 г.
2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.
Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является обобщающим и завершающим курсом биологии основного общего образования 6-9 классов.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов в разделах «Цитология», «Онтогенез», «Генетика» на уроки-зачеты и работу с материалами ГИА за счет резервного времени и уменьшения часов раздела «Экология», так как этот раздел перекликается со многими темами предмета биология. Уменьшено количеств часов на изучение разделов «Происхождение жизни» и «Эволюция» за счет объединения доступного материала.
Место и рольпредмета в базисном учебном плане.
На основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Лабораторных работ-7
Экскурсий -5
Формы организации образовательного процесса – урочная:
урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.
Виды контроля:
1)по характеру получения информации: устный, письменный
2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Используемые технологии обучения:
информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах
Информация об используемом учебнике
Авторской программе соответствует учебник: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс, М.: Вентана - Граф, 2011-2015 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе, является обобщающим и завершающим курсом биологии 6-9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ (70 ч. Резерв – 2 ч)
Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)
Биология – наука о живом мире.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Особенность региональной флоры и фауны.
Экскурсия 1:Биологическое разнообразие вокруг нас.
Глава 2. Основы учения о клетке (12 ч.)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа:
1. Приготовление микропрепаратов. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. Строение клеток грибов, бактерий
Глава 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6ч)
Деление клетки - основа размножения и развития организмов.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Лабораторные работы:
2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Митоз в корешке лука
.
Глава 4.Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики: гены и хромосомы, генотип, фенотип.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
3. Решение генетических задач.
4. Изучение изменчивости у организмов.
5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
Генетические основы селекции организмов.
Задачи и методы селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, выявление изменчивости организмов.
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Глава 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Значение работ Л.Пастера.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Памятники природы Липецкой области (ботанические, геологические).
Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Глава 7.Учение об эволюции (11ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции.
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции.Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.
Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Липецкой области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Лабораторные работы: 6. Приспособленность организмов к среде обитания.
Экскурсии
3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.
4. Борьба за существование в природе.
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей.
Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.
Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области.
Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Глава 9. Основы экологии (9ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние экологических факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Популяция. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биотические связи в регуляции численности.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Особенности агроэкосистем.
Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Лабораторные работы: 7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Экскурсии: 5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды
Заключение (4 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Итоговый контроль и тестирование.
Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Учебно-тематический план, 9 класс (70 ч)
№ |
Название темы |
Кол. часов |
Лабораторные работы |
Дата л.р |
Экскурсии |
Дата экск. |
1 |
Введение в основы общей биологии |
2 |
|
|
1.Биологическое разнообразие |
04.09 |
2 |
Основы учения о клетке |
12 |
1.Многообразие клеток, сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток. |
21.09 |
|
|
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
6 |
2.Митоз в корешке лука |
23.10 |
|
|
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости |
12 |
3.Решение генетических задач
4-5.Изучение видов изменчивости |
11.12
18.12 |
|
|
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
5 |
|
|
|
|
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
4 |
|
|
|
|
7 |
Учение об эволюции. |
8 |
|
|
|
|
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
6 |
|
|
|
|
9 |
Основы экологии |
9 |
6. Приспособленность организмов к действиям факторов среды.
7.Оценка качества окружающей среды. |
11.04
29.04 |
2-3. Приспособ-ленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе. 4.Оценка состояния окружающей среды |
11.04
29.04 |
10 |
Заключение |
1 |
|
|
5.История живой природы местного региона |
23.05 |
|
Резерв |
2 |
|
|
|
|
|
Итого: |
70 |
7 |
|
4 |
|
*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
·выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Литература и средства обучения
Основная литература
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник «Биология» М., «Вентана-Граф», 2013 г.
2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.
Дополнительная литература
3.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.
4. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.
5. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов: Лицей, 2011-2015.
6. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2006.
7.Быков В. Л. «Цитология и общая гистология». - Санкт-Петербург, СОТИС, 1998.
8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.
9.Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.
10. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Подготовка китоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008-2014.
11. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
12. Лернер Г.И. ГИА-2016: Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ в 9-м классе. М.:АСТ: Астрель, 2014.-125с.
13. Лернер Г.И. ОГЭ-2015. Биология.9 класс. Типовые тестовые задания. М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 158 с.
14. Пименов А.В., Пименов И.Н. Биология. Дидактические материалы. 9-11 классы. М.: НЦ Энас, 2004.
Электронные пособия
1.Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.
2.Биология в школе. Электронные уроки и тесты.
3.Биология абитуриенту.ЕГЭ.
4.Биология. Готовимся к ЕГЭ.
5.Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).
7.Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.
8. Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс 1С.
9.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.
Интернет-ресурсы
1.https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
2.https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
3.https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
4.https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
5.https://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
6.https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)
7. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)
8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass (Видеоуроки. Биология 9 кл)
9. https://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)
10. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология)
11. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)
12. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)
13. https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
14.https://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)
Приложение 1. Календарно-тематический план по биологии 9 класс (2015-16г)
№ |
Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч) |
Л/Р Д/З |
Дата пров |
Дата факт |
|
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч) |
|
|
|
1 |
Биология — наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. |
§1,2 |
02.09 |
|
2 |
Многообразие форм живых организмов. Экскурсия. |
§3 |
04.09 |
|
|
Глава 2. Основы учения о клетке (12ч) |
|
|
|
1 |
Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. |
§4+ |
07.09 |
|
2 |
Химический состав клетки. |
§5 |
11.09 |
|
3 |
Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты. |
§6 |
14.09 |
|
4 |
Строение клетки. Презентация. |
§7-8 |
18.09 |
|
5 |
Отличие клеток растений и животных. Лаб.раб.№1«Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» |
§7-8 |
21.09 |
|
6 |
Обмен веществ – основа существования клетки. |
§9 |
25.09 |
|
7 |
Биосинтез белков в живой клетке. |
§10 |
28.09 |
|
8 |
Биосинтез углеводов — фотосинтез. |
§11 |
02.10 |
|
9 |
Обеспечение клетки энергией. |
§12 |
05.10 |
|
10 |
Обобщение темы «Введение. Клетка». |
§1-12 |
09.10 |
|
11 |
Работа с тестами ГИА. |
На сайте |
12.10 |
|
12 |
Зачет. |
Гл.2 |
16.10 |
|
|
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) |
|
|
|
1 |
Типы размножения организмов. |
§13 |
19.10 |
|
2 |
Деление клетки. Митоз. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука». |
§14+ |
23.10 |
|
3 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
§15 |
26.10 |
|
4 |
Индивидуальное развитие организмов — онтогенез. Проект. |
§16 |
30.10 |
|
5 |
Обобщение темы «Размножение». Работа с тестами ГИА. |
§1-12 |
09.11 |
|
6 |
Зачет |
Гл.3 |
13.11 |
|
20 |
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч) |
|
|
|
1 |
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Генетические опыты Г. Менделя. Первый и второй законы. Промежуточный тип наследования. |
§17-19 |
16.11 |
|
2 |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. |
§20 |
20.11 |
|
3 |
Решение генетических задач. |
§17-20+ |
23.11 |
|
4 |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер. |
§21 |
27.11 |
|
5 |
Взаимодействие генов и их множественное действие. |
§22 |
30.11 |
|
6 |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
§23 |
04.12 |
|
7 |
Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Презентация. |
§26 |
07.12 |
|
8 |
Лаб.раб.№3 «Решение генетических задач». |
Инд. |
11.12 |
|
9 |
Наследственная (генотипическая) изменчивость. |
§24 |
14.12 |
|
10 |
Другие типы изменчивости. Лаб.раб.№4-5 «Изучение изменчивости» |
§25+ |
18.12 |
|
11 |
Обобщение темы «Генетика». Работа с материалами ГИА. |
Гл.4 |
21.12 |
|
12 |
Зачет. |
|
25.12 |
|
32 |
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) |
|
|
|
1 |
Генетические основы селекции организмов. |
§27 |
28.12 |
|
2 |
Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. |
§28,29 |
15.01 |
|
3 |
Особенности селекции животных. Проект. |
§30 |
18.01 |
|
4 |
Основные направления селекции микроорганизмов. Проект. |
§31 |
22.01 |
|
5 |
Обобщение темы «Селекция». Работа с тестами ГИА. Тестирование. |
Гл.5 |
25.01 |
|
|
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч) |
|
|
|
1 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в-в в развитии жизни. (Лекция) |
§32-34 |
29.01 |
|
2 |
Этапы развития жизни на Земле. Презентация. Проект. |
§35 |
01.02 |
|
3 |
Обобщение темы «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА. |
Гл.6 |
05.02 |
|
4 |
Зачет |
Гл.6 |
08.02 |
|
41 |
Глава 7. Учение об эволюции (8 ч) |
|
|
|
1 |
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. |
§36,37 |
12.02 |
|
2 |
Современные представления об эволюции органического мира. |
§38 |
15.02 |
|
3 |
Вид, его критерии и структура. |
§39 |
19.02 |
|
4 |
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. |
§40,41 |
22.02 |
|
5 |
Основные направления эволюции. |
§42 |
26.02 |
|
6 |
Основные закономерности биологической эволюции. |
§43 |
29.02 |
|
7 |
Обобщение темы «Эволюция». Работа с материалами ГИА |
Гл.7 |
04.03 |
|
8 |
Зачет. |
|
07.03 |
|
|
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч) |
|
|
|
1 |
Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов. |
§44 |
11.03 |
|
2 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза. Проект. |
§45 |
14.03 |
|
3 |
Этапы эволюции вида Человек разумный. Презентация. Проект. |
§46-47 |
18.03 |
|
4 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
§48 |
01.04 |
|
5 |
Обобщение темы « Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли». Работа с материалами ГИА. |
§49 |
02.04 |
|
6 |
Зачет. |
Гл.8 |
04.04 |
|
55 |
Глава 9. Основы экологии (9ч) |
|
|
|
1 |
Среды жизни на Земле и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. |
§50,51 |
08.04 |
|
2 |
Лаб. раб.№6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» Экскурсия |
§52+ |
11.04 |
|
3 |
Биотические связи в природе. Проект. |
§53 |
15.04 |
|
4 |
Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. |
§54,55 |
18.04 |
|
5 |
Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Проекты. Экскурсия |
§56,57 |
22.04 |
|
6 |
Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. |
§ §58,59 |
25.04 |
|
7 |
Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб.раб.7. «Оценка состояния окружающей среды». Экскурсия. |
§60 |
29.04 |
|
8 |
Обобщение темы «Основы экологии. Решение экологических задач». Работа с материалами ГИА. |
Гл.9 + |
06.05 |
|
9 |
Зачет. |
Гл.9 |
13.05 |
|
|
Заключение |
|
|
|
1 |
Заключение. Итоговое тестирование |
|
16.05 |
|
2 |
Работа с онлайн-тестами. |
|
20.05 |
|
3 |
Экскурсия «История живой природы Липецкого края» |
|
23.05 |
|
4 |
Подведение итогов |
|
25.05 |
|
|
Резерв – 2 ч |
|
|
|
|
Итого: 70 часов |
|
|
|
Введение - 2 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · общие свойства живого · многообразие форм жизни · уровни организации живой природы |
на повышенном уровне: · причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · объяснять значение биологических знаний для современного человека · давать характеристику уровням организации живой природы |
на повышенном уровне: · доказывать, что любой организм – это биосистема |
Тема 1 «Основы цитологии» - 12 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · основные положения клеточной теории · химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ · строение и функции основных органоидов клетки · особенности клеток про- и эукариот · сущность пластического и энергетического обмена веществ · сущность биосинтеза белка · фотосинтез, его значение |
на повышенном уровне: · историю развития учения о клетке · строение и функции НАДФ · взаимосвязи строения и функций органоидов клетки · сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток · этапы энергетического и пластического обмена · свойства генетического кода |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · пользоваться цитологической терминологией · характеризовать основные положения клеточной теории · объяснять роль химических веществ в жизни клетки · пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты · рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом · читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их
|
на повышенном уровне:
|
Тема 3. «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · формы размножения организмов: бесполое и половое · способы деления клеток · фазы митоза · видовое постоянство числа хромосом · диплоидный и гаплоидный набор хромосом · биологическое значение митоза и мейоза · оплодотворение · развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла · постэмбриональное развитие: прямое и непрямое |
на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · пользоваться терминологией · определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза |
на повышенном уровне: · давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза · раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)
|
Тема 4. «Основы генетики» - 13часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · генетическую символику и терминологию · законы Менделя · схемы скрещивания · хромосомное определение пола · особенности изучения наследственности человека · модификационную и мутационную изменчивость, их причины · значение генетики для медицины и здравоохранения |
на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · характеризовать методы и законы наследственности · решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание · строить вариационный ряд и вариационную кривую |
на повышенном уровне:
|
Тема 5. «Основы селекции» - 5 часов.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный) · основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание · что такое биотехнология |
на повышенном уровне: · учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · пользоваться научной терминологией · характеризовать основные методы селекции, приводить примеры
|
на повышенном уровне:
|
Тема 6. «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 3 часа
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · развитие взглядов на возникновение жизни · основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину · основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события |
на повышенном уровне: · современные гипотезы возникновения жизни · характеристику основных этапов · периоды в разных эрах развития жизни на Земле
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · давать определение понятия жизни · характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни |
на повышенном уровне:
|
Тема 7. «Эволюционное учение» - 8 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · эволюционную теорию Ч. Дарвина · движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор · доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические · вид, его критерии · популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции · формирование приспособлений в процессе эволюции · видообразование: географическое и экологическое · главные направления эволюции: прогресс и регресс · пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация |
на повышенном уровне: · различные точки зрения на эволюцию
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · пользоваться научной терминологией · характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида · иллюстрировать примерами главные направления эволюции · выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных
|
на повышенном уровне:
|
Тема 8. «Происхождение человека» - 6 часов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.
Движущие сила и этапы эволюции человека.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных · движущие силы антропогенеза: биологические и социальные · этапы антропогенеза · расы, их краткая характеристика |
на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза · давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям · определять по рисункам расы человека |
на повышенном уровне:
|
Тема 9« Основы экологии» - 9 часов.
Экология как наука.
Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.
Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне: · предмет и задачи экологии · основные экологические факторы · структуру и функции биогеоценозов · основные пищевые цепи · что такое биосфера · границы биосферы · биомассу поверхности суши и Мирового океана · функции живого вещества · роль человека в биосфере |
на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне: · пользоваться научной терминологией · характеризовать экологические факторы · приводить примеры биогеоценозов · составлять цепи питания · определять границы биосферы · характеризовать функции живого вещества · приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу |
на повышенном уровне:
|
Своё Спасибо, еще не выражали..

