Темы на форуме | Автор | Дата |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Лабораторных работ-6, экскурсий – 2.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.
- Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2009 года.
- Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008
Изучение общей биологии в 9 классе
направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Содержание учебной программы |
1. Введение в основы общей биологии (3 ч. Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны. Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа:
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч) Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторные работы:
. 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе. Лабораторные работы: 3. Решение генетических задач. 4. Изучение изменчивости у организмов. 5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические). Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (11ч) Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Лабораторные работы: 6. Приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсии 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. 4. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
9. Основы экологии (12ч) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области области. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Лабораторные работы:
Экскурсии: 5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды
Заключение (1ч) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Итоговый контроль и тестирование.
|
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
- понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Тематическое планирование
Основы общей биологии
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ |
Название темы |
Кол-во час. по пр. |
Кол-во часов автор |
Лаборат, практ. работы |
Экскурсии |
Дата |
1 |
Введение в основы общей биологии |
4 |
2 |
|
+ |
3.09 |
2 |
Основы учения о клетке |
10 |
12 |
+ |
|
9.09 |
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
5 |
6 |
+ |
|
19.10 |
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. |
11 |
13 |
+ + |
|
18.11 14.12 |
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
5 |
6 |
|
|
|
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
5 |
3 |
|
+ |
|
7 |
Учение об эволюции. |
12 |
10 |
+ |
++ |
1.03 |
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
6 |
7 |
|
|
|
9 |
Основы экологии |
12 |
9 |
+ |
+ |
28.04 |
10 |
Заключение |
1 |
2 |
|
|
|
|
Итого: |
70 |
70 |
7 |
5 |
|
Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Учебно-методическое обеспечение
а) литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по
факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)
- Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.
- Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
б) литература для учителя:
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»
(Москва, «Мир», 1993 год)
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»
(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
- Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
10. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
11. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
в) электронные пособия:
Интернет-материалы
https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
https://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
https://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
https://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
https://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Поурочно-тематическое планирование
№ ур |
Наименование раздела и темы, количество часов |
Л/Р Д/З |
Дата пров |
|
Глава 1. Введение в основы общей биологии — 2 ч |
|
2.09 |
1 |
Биология — наука о живом мире. Общие свойства живых организмов |
|
3.09 |
2 |
Многообразие форм живых организмов. Тестирование. |
|
7.09 |
|
Глава 2. Основы учения о клетке — 12ч |
|
|
3 |
Цитология — наука, изучающая клетку. Лаб.раб. « Многообразие клеток». |
+ |
9.09 |
4 |
Хим. состав клетки. Неорганические и органические вещества: углеводы, липиды |
|
14.09 |
5 |
Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты. |
|
16.09 |
6 |
Строение клетки. Презентация. |
|
21.09 |
7 |
Основные органоиды клетки растений и животных их функции. Тестирование. |
|
23.09 |
8 |
Обмен веществ – основа существования клетки. Обеспечение клетки энергией. |
§9,12 |
28.09 |
9 |
Биосинтез белков в живой клетке. |
|
30.09 |
10 |
Биосинтез углеводов — фотосинтез. |
|
5.10 |
11 |
Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ. |
|
7.10 |
12 |
Зачет. |
|
12.10 |
|
Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 6ч |
|
|
1 |
Типы размножения организмов. |
|
14.10 |
2 |
Деление клетки. Митоз. Лаб.раб. «Митоз в корешке лука». |
+ |
19.10 |
3 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
|
21.10 |
4 |
Индивидуальное развитие организмов — онтогенез. |
|
26.10 |
5 |
Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ. |
|
28.10 |
6 |
Зачет. |
|
2.11 |
|
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости — 13ч |
|
|
1 |
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. |
|
9.11 |
2 |
Генетические опыты Г. Менделя. I, II законы Грегора Менделя. |
|
11.11 |
3 |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. |
|
16.11 |
4 |
Решение генетических задач. |
+ |
18.11 |
5 |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер. |
|
23.11 |
6 |
Взаимодействие аллельных и их множественное действие. |
|
25.11 |
7 |
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
|
30.11 |
8 |
Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Презентация. |
|
2.12 |
9 |
Решение генетических задач. |
|
7.12 |
10 |
Наследственная (генотипическая) изменчивость. |
|
9.12 |
11 |
Ненаследственная изменчивость. Лаб.раб. «Изучение изменчивости». |
+ |
14.12 |
12 |
Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ. |
|
16.12 |
13 |
Зачет. |
|
21.12 |
|
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 6 ч. |
|
|
1 |
Генетические основы селекции организмов. |
|
23.12 |
2 |
Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений. |
|
11.01 |
3 |
Особенности селекции животных. |
|
13.01 |
4 |
Основные направления селекции микроорганизмов. |
|
18.01 |
5 |
Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ. Тестирование. |
|
20.01 |
6 |
Зачет. |
|
25.01 |
|
Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира — 3 ч |
|
|
1 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в-в в развитии жизни. (Лекция) |
§32-34 |
27.01 |
2 |
Этапы развития жизни на Земле. Презентация. |
|
1.02 |
3 |
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. (Или экскурсия «История живой природы местного региона). Тестирование. |
|
3.02 |
|
Глава 7. Учение об эволюции — 10 ч. |
|
|
1 |
Идея развития органического мира в биологии. |
|
8.02 |
2 |
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор. |
|
10.02 |
3 |
Современные представления об эволюции органического мира |
|
15.02 |
4 |
Вид, его критерии и структура. |
|
17.02 |
5 |
Процессы видообразования. |
|
22.02 |
6 |
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. |
|
24.02 |
7 |
Основные направления эволюции. |
|
1.03 |
8 |
Основные закономерности биологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. |
|
3.03 |
9 |
Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции». Работа с тестами ЕГЭ. |
|
10.03 |
10 |
Зачет. |
|
15.03 |
|
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) — 7ч |
|
|
1 |
Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов. |
|
17.03 |
2 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза. |
|
5.04 |
3 |
Этапы эволюции вида Человек разумный. Презентация. |
§46-47 |
7.04 |
4 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
|
12.04 |
5 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
|
14.04 |
6 |
Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ. |
|
19.04 |
7 |
Зачет. |
|
21.04 |
|
Глава 9. Основы экологии — 9ч |
|
|
1 |
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Общие законы действия факторов среды на организмы. |
§50, 51 |
26.04 |
2 |
Приспособленность организмов к действиям факторов среды. |
+ |
28.04 |
3 |
Биотические связи в природе. |
|
3.05 |
4 |
Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. |
|
5.07 |
5 |
Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. |
|
10.05 |
6 |
Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. |
§58, 59 |
12.05 |
7 |
Рациональное использование природы и ее охрана. Работа с тестами ЕГЭ. |
|
17.05 |
8 |
Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ. |
|
19.05 |
9 |
Зачет. |
|
24.05 |
|
ИТОГО: 68 часов |
|
|
Новость отредактировал admin - 5-10-2010, 19:54

