Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по биологии в 9 классе по курсу «Общая биология 9»Биология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в    соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Лабораторных работ-6, экскурсий – 2.

    Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.

  1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2009 года.
  2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008

Изучение общей биологии в 9 классе

направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм   через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,

                    эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

                    особое внимание обратить на развитие у девятиклассников

                    моторной памяти, критического мышления,

                    продолжить развивать у учеников уверенность в себе, 

                    закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

                         успешных личностей,

                         продолжить нравственное воспитание учащихся и

                         развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в

                         обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

 

Содержание учебной программы

 

1. Введение в основы общей биологии (3 ч. 

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.

 

  1. Основы учения о клетке (10 ч.) 

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.  

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.  

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

  1. 1.      Сравнение растительной и животной клеток.  Многообразие клеток.

 

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторные работы:

  1. 2.      Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) 

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

3. Решение генетических задач.

4. Изучение изменчивости у организмов.

5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

 

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) 

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

 

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) 

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).

Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

 

7. Учение об эволюции (11ч) 

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы:

6. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии

3.  Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

4. Борьба за существование в природе.

 

8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

 

9. Основы экологии (12ч) 

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области области.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторные работы:

  1. 2.      Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места..

Экскурсии:

5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

 

Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. 

 

Итоговый контроль и тестирование.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся  на ступени основного общего образования

 

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. 

 

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме; 
  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; 
  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; 
  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека; 
  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья; 
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; 
  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона. 

 

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний; 
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; 
  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; 
  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте; 
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении. 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Основы общей биологии 

(70 часов, 2 часа в неделю)

 

Название темы

Кол-во час. по пр.

Кол-во часов автор

Лаборат,

практ. работы

 

Экскурсии

Дата

1

Введение в основы общей биологии

4

2

 

+

3.09

2

Основы учения о клетке

10

12

+

 

9.09

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

6

+

 

19.10

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

13

+

+

 

18.11

14.12

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5

6

 

 

 

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5

3

 

+

 

7

Учение об эволюции.

12

10

+

++

1.03

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

7

 

 

 

9

Основы экологии

12

9

+

+

28.04

10

Заключение

1

2

 

 

 

 

Итого:

70

70

7

5

 

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

а) литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

 "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

   факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
  2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  3. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.
  4. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека             /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.

 

б) литература для учителя:

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

          (Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

     (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
  2. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
  3. Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 1980 год)
  4. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
  1. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

10.  Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

11.  Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко,                     С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

 

в) электронные пособия:

Интернет-материалы

https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

https://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

https://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

https://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

https://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

https://chemistry48.ru

 

 

Поурочно-тематическое планирование

ур 

Наименование раздела и темы, количество часов

Л/Р

Д/З 

Дата пров

 

Глава 1. Введение в основы общей биологии 2 ч

 

2.09

1

Биология — наука о живом мире. Общие свойства живых организмов

 

3.09

2

Многообразие форм живых организмов. Тестирование.

 

7.09

 

Глава 2. Основы учения о клетке 12ч

 

 

3

Цитология — наука, изучающая клетку. Лаб.раб. « Многообразие клеток».

+

9.09

4

Хим. состав клетки. Неорганические и органические вещества: углеводы, липиды

 

14.09

5

Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты.

 

16.09

6

Строение клетки. Презентация.

 

21.09

7

Основные органоиды клетки расте­ний и животных их функции. Тестирование.

 

23.09

8

Обмен веществ – основа существования клетки. Обеспечение клетки энергией.

§9,12

28.09

9

Биосинтез белков в живой клетке.

 

30.09

10

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

 

5.10

11

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

 

7.10

12

Зачет.

 

12.10

 

Глава 3. Размножение и индивидуаль­ное развитие организмов - 6ч 

 

 

1

Типы размножения организмов.

 

14.10

2

Деление клетки. Митоз. Лаб.раб. «Митоз в корешке лука».

+

19.10

3

Образование половых клеток. Мейоз.

 

21.10

4

Индивидуальное развитие орга­низмов — онтогенез.

 

26.10

5

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

 

28.10

6

Зачет.

 

2.11

 

Глава 4. Основы учения о наследственно­сти и изменчиво­сти 13ч

 

 

1

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

9.11

2

Генетические опыты Г. Менделя. I, II законы Грегора Менделя.

 

11.11

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

 

16.11

4

Решение генетических задач.

+

18.11

5

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 

23.11

6

 Взаимодействие аллельных и их множественное действие.

 

25.11

7

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

 

30.11

8

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Презентация.

 

2.12

9

Решение генетических задач.

 

7.12

10

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

 

9.12

11

Ненаследственная  изменчивость. Лаб.раб. «Изучение изменчивости».

+

14.12

12

Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.

 

16.12

13

Зачет.

 

21.12

 

Глава 5. Основы селек­ции растений, животных и мик­роорганизмов - 6 ч.

 

 

1 

Генетические основы селекции организмов.

 

23.12

2 

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

 

11.01

3

Особенности селекции животных.

 

13.01

4

Основные направления селекции микроорганизмов.

 

18.01

5

Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ.  Тестирование.

 

20.01

6

Зачет.

 

25.01

 

Глава 6. Происхожде­ние жизни и развитие органического мира 3 ч

 

 

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в-в в развитии жизни. (Лекция)

§32-34

27.01

2

Этапы развития жизни на Земле. Презентация.

 

1.02

3

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

(Или экскурсия «История живой природы местного региона).   Тестирование.

 

3.02

 

Глава 7. Учение об эволюции — 10 ч.

 

 

1

Идея развития органического мира в биологии.

 

8.02

2

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор.

 

10.02

3

Современные представления об эволюции органического мира

 

15.02

4

Вид, его критерии и структура.

 

17.02

5

Процессы  видообразования.

 

22.02

6

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

24.02

7

Основные направления эволюции.

 

1.03

8

Основные закономерности биологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

 

3.03

9

Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции». Работа с тестами ЕГЭ.

 

10.03

10

Зачет.

 

15.03

 

Глава 8. Происхожде­ние человека (антропогенез) 7ч

 

 

1

Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов.

 

17.03

2

Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза.

 

5.04

3

Этапы эволюции вида Человек разумный. Презентация.

§46-47

7.04

4

Человеческие расы, их родство и происхождение

 

12.04

5

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

 

14.04

6

Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ.

 

19.04

7

Зачет.

 

21.04

 

Глава 9. Основы экологии 9ч

 

 

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Общие законы  действия факторов среды на организмы.

§50,

51

26.04

2

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

+

28.04

3

Биотические связи в природе.

 

3.05

4

Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

 

5.07

5

Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

 

10.05

6

Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы.

§58,

59

12.05

7

Рациональное использование природы и ее охрана. Работа с тестами ЕГЭ.

 

17.05

8

Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ.

 

19.05

9

Зачет.

 

24.05

 

ИТОГО:         68 часов

 

 

 

 


Если Вы хотите подробнее узнать о материале, то просто скачайте его по ссылке далее: 2.rab.pr._biologiya_9-kl.doc [76.47 Kb] (cкачиваний: 128)




Сказали спасибо: Particle, nokaman, garfar65.

Новость отредактировал admin - 5-10-2010, 19:54
Причина: Перезалит файл

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 23-08-2010, 09:02, её прочитали 88 562 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
  1. Комментарий #1 написал: reginka (27 октября 2010 19:20)
    публикаций, комментариев, группа: Гости
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится
    Статус: Фото
    я ученица 9б класса ульяновской области районного посёлка чердаклы я собираюсь в гиа cдавать биологию и общество ну общество мне даётся легко а вот биология оч сложно вообще её почти не понимаю но ведь оч оч оч хочу поступить в фармацевтический колледж в ульяновске так что мне придётся всеми силами взяться за эту биологию.
  2. Комментарий #2 написал: admin (27 октября 2010 19:50)
    публикаций, комментарий, группа: Администраторы
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится
    Статус: Пользователь offline Фото
    reginka,
    беритесь. все в ваших руках. мы в вас верим)))
  3. Комментарий #3 написал: Ruslan641 (4 декабря 2011 01:49)
    публикаций, комментариев, группа: Гости
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится
    Статус: Фото
    Я желаю тебе преодолеть трудности, кстати мой совет тебе, ни старайся заучивать, этот предмет, а разобраться в тонкостях! Можешь подумать что легко говорить,но я сам прошел через это и освоил этот предмет на отлично, обидно что в жизни эти знания мне не понадобятся!
  4. Комментарий #4 написал: pavlova-tatyana (18 февраля 2012 19:38)
    публикаций, комментариев, группа: Гости
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится
    Статус: Фото
    всем выпускникам удачи на экзамене
  5. Комментарий #5 написал: Darina (3 мая 2012 09:28)
    публикаций, комментариев, группа: Гости
    • Не нравится
    • 0
    • Нравится
    Статус: Фото
    А я вообще не представляю, как сдам эту биологию....=(((
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив