Темы на форуме | Автор | Дата |
Урок-путешествие «Хлор и его соединения»
Цель: познакомить учащихся с соединениями хлора: оксокислотами и их солями;
изучить их окислительные свойства, применение и значение в жизни человека;
расширить и углубить знания умения и навыки работы с дополнительной
литературой и компьютерными технологиями;
показать межпредметные связи, т.е. использование компьютерных возможностей при изучении предмета химии;
совершенствовать познавательный интерес учащихся к предмету химии и информатики, стимулировать к поиску дополнительной информации и краеведческого материала;
воспитывать у учащихся любовь к предмету, патриотизм.
Оборудование: компьютеры, СD-диски, периодическая таблица, таблица растворимо-
сти веществ, путевые дневники, путевая карта, карточки-задания, опорные конспекты с дополнительной информацией.
Вещества: NaCl (поваренная соль), р-ры HCl, AgNO3, KClO3 (бертолетова соль), проб.
№1, №2 , №3 с растворами веществ NaCl, КJ, NaBr.
Методика: урок-игра.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок: «Путешествие вокруг хлора».
- Чем пахнет хлорированная водопроводная вода?
- А чем пахнет отбеливатель «Белизна», которым отмывают раковину на кухне и сво-
дят пятна фруктов на скатерти?
- ( ХЛОРОМ!)
Еще лучше мы знаем соединения хлора – поваренную соль – NaCl, которой солим суп.
В желудке у нас находится соляная кислота для переваривания пищи.
Итак, отправляемся в путь – в Страну Хлора!
Классная доска превращается в путевой дневник, на которой находится путевая карта, а у каждого из вас на столах личный путевой дневник, в котором вы будете делать необходимые записи.
Но прежде чем отправиться на первую станцию, вы должны получить ключ-пропуск. Плата за него - это ваши знания.
Ответьте на вопросы викторины:
- Где проживает в периодической системе хлор? Какова его улица, № дома, квартиры?
- Какую фамилию имеет это семейство?
- Зарисуйте строение атома хлора на доске.
- Охарактеризуйте хлор как простое вещество. (Газ, зеленовато-желтого цвета с резким удушливым запахом, ядовит, тяжелее воздуха).
- Какие степени окисления может проявлять хлор? Выполните задание № 1 на карточке «Степени окисления». (2 мин.) Без исправлений.
(Самопроверка).Исправьте другой ручкой.
- Итак, вы получаете пропуск на станцию «Информационная».
Наша задача – познакомиться с другими соединениями хлора: оксокислотами и их солями, а самое главное с их применением и значением в жизни человека.
I. Станция «Информационная».
Эта станция находится в дремучем лесу: компьютере.
-- Я попрошу открыть на рабочем столе «поляну» с названием «VIIА группа. Галогены».
-- Сколько у элемента хлора «ближайших родственников»? Картину «семейной жизни» мы послушаем в пункте «Кислородсодержащие соединения хлора» и поместим в путевой дневник. Образец с соляной кислотой вам дан.
- Нажмите указателем мыши на этот пункт и внимательно слушайте.
Путевой дневник.
Формулы кислот |
HCl |
HClO |
HClO2 |
HClO3 |
HClO4 |
Названия кислот |
Хлоров. (солян.) |
хлорноватистая |
хлористая |
хлорноватая |
хлорная |
Ст. окисл. хлора |
- 1 |
+1 |
+3 |
+5 |
+7 |
Формулы анионов |
Cl- |
ClO- |
ClO2- |
ClO3- |
ClO4- |
Названия солей |
Хлорид |
Гипохлориты |
Хлориты |
Хлораты |
Перхлораты |
Формулы солей |
NaCl CaCl2 |
KClO Сa(ClO)2 |
KClO2 Сa(ClO2)2 |
KClO3 Сa(ClO3)2 |
KClO4 Сa(ClO4)2 |
Изменение силы кислот |
Сильная |
Увеличивается |
|||
Изменение окисл. св-в |
Вос-ль |
Уменьшаются |
|||
Свойства кислот |
|
HClO = HClO+О 3HClO+NaI= =NaIO3+3HCl |
4HClO2=HCl+ HClO3+2ClO2+ +H2O |
|
4HClO4г=4СlO2 +3O2+2H2O |
Свойства солей |
|
NaCIO +2HCl =Cl2+ +NaCl+H2O 5NaCIO +2NaOH+I2= 5NaCl +2NalO3 + H2O |
|
2KClO3=2KCl+ +3O2 4KClO3=2KCl+ +3KClO4 KClO3+6NaI+3H2SO4=3I2+KCl+3Na2SO4+3H2O |
KClO4+H2SO4к=HClO4г+ KHSO4
|
- Что вы нашли в «дремучем лесу»? Ответьте на мои вопросы?
- Что такое оксокислоты хлора?
- Как называются данные вещества? (показ карточек с формулами кислот).
- Каковы степени окисления в этих веществах?
- Как называются данные вещества? (показ карточек с формулами солей).
- Каковы степени окисления в этих веществах?
- Какая кислота является самой сильной?
- Какая кислота является самым сильным окислителем?
Узнав много нового, мы покидаем эту станцию и переходим на следующую станцию.
- II. Станция «Экспериментальная»
Вам предстоит, пользуясь инструкцией, распознать, в какой из трех пробирок находится хлорид, т. е. вспомнить качественную реакцию на Сl-.
(Соблюдать технику безопасности).
-- В путевой дневник запишите уравнение данной реакции в молекулярном и ионном виде. NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl- = AgCl ↓
- III. Станция «Практическая».
Великий Гетте сказал: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».
На этой станции вы узнаете, где используются вещества, содержащие хлор.
О некоторых областях применении хлора вы знаете.
Задание: Перечислите области применения хлора и его соединений, которые вы
знаете. Найдите на этой станции эти предметы, в которых он используется.
Хлор хвалился «Нет мне равных
Галоген я самый главный,
Зря болтать я не люблю
Все на свете отбелю!»
- Отбеливание тканей
- Дезинфекция помещений, хлорирования воды.
- В медицине для обеззараживания предметов.
- Целлюлозно-бумажной и текстильной отраслях промышленности.
- Соляную кислоту для пайки металлов.
- Однажды Бертолле растирал кристаллы КClO3 в ступке, в которой на стенках осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве... Чего? (Первых шведских спичек.)
А эту соль назвали «бертолетова».
- Бертолетову соль применяют в фейерверках, сигнальных ракетах, для получения взрывчатых веществ.
(Учитель) Применение хлора.
Хлор применяется в медицине для обеззараживания предметов, помещений и в коммунальном хозяйстве для хлорирования воды, т. к. он обладает сильным дезинфицирующим действием за счет своих окислительных свойств. Такие же свойства проявляют хлорная вода (раствор хлора в воде) и хлорная известь Са(ОСl)2. Действие этих агентов основано на том, что в водных растворах этих веществ существует кислая среда, в которой свертываются белки, а при реакции хлора c водой и при гидролизе Са(ОСl)2 в присутствии СО2 образуется сильный окислитель — хлорноватистая кислота НСlО. Эта кислота на свету разлагается на НСl и атомарный кислород О, который является сильным окислителем и разрушает структуры клеток, при этом микроорганизмы погибают.
IV. Станция «Историческая».
Учитель: Мы покидаем эту станцию и прибываем на станцию «Историческая». Совершим экскурсию в историю.
Сообщение №1. История открытия хлора и его первое применение.
Имя «галоген», что в переводе означает «солерод», было дано хлору за его способность образовывать поваренную соль (хлорид натрия). Позже это имя было распространено на все элементы VIIA группы, а хлор получил свое имя – в переводе с греческого «желто-зеленый».
Этот газ с резким удушливым запахом был получен в 1774 г. шведским химиком Карлом Шееле, определен как новый элемент в 1810 году англичанином Г. Дэви, а назван в 1812 году французским химиком Жозефом Луи Гей-Люссаком. Хлор называют «желто-зеленая смерть». Проникая в легкие, жадно соединяясь с водой, входящей в состав клеток, хлор убивает их. Это позволило применить его в качестве боевого отравляющего вещества в годы первой мировой войны.
Это случилось ранней весной 1915 года, неподалеку от бельгийского города Ипра. Здесь лицом к лицу стояли воюющие армии Франции и Германии. Утром 22 апреля французы увидели, как в их сторону из немецких окопов поползло желто-зеленое зловещее облако. Солдаты схватились за оружие, но газ оказался ядовитым. Он ослеплял глаза, словно когтями, рвал грудь. Это было первое применение хлора. Атака вывела из строя целую дивизию – 15 тысяч человек. Из них 9 тысяч остались мертвыми на поле боя. Через месяц немцы предприняли газовую атаку против русских войск, выпустив ночью 150 тонн ядовитого хлора, унеся 9 тысяч жизней.
Учитель. – Так как близится 60-летие Победы над фашистской Германией и этот учебный год проходит под его девизом, давайте вспомним годы войны…
Сообщение. (Учитель)
1941 год. Немецкие танки рвутся к Москве. Наша Армия грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия, боеприпасов, а главное - противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые - энтузиасты: за 2 дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Потом эти бутылки применяли в 1942-1943 гг. – под Сталинградом, в 1944 г. – у Ясс и даже весной 1945 г. – в Берлине.
- Что представляют собой эти бутылки КС?
В обыкновенные бутылки заливали бензин, керосин или масло, а к бутылке прикрепляли резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. При ударе бутылка разбивалась, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Задание.
Уравняйте реакции, иллюстрирующее действие запала бутылок КС, методом электронного баланса.
3 KCl+5O3+ H2SO4 → 2 Cl+4O2 + KCl+7O4 + K2SO4 + H2O
Cl+5 +1e- → Сl+4 2 2Cl+5 +2e- → 2Сl+4 в-е
Cl+5 -2e- → Сl+7 1 Cl+5 -2e- → Сl+7 ок-е
2ClO2 → Cl2 + 2 O2
C12H22O11 + 12 O2 → 12 CO2 + 11 H2O
Сообщение. (Учитель)
Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В их состав входил спрессованный с особым составом порошок магния, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей горит запал красивым желтым пламенем; по мере снижения ракеты свет постепенно делается ровным, ярким и белым – это загорается магний и становится хорошо видно, как днем. И летчики начинают прицельную бомбардировку.
Задание.
Уравняйте реакцию, иллюстрирующую действие запала методом электрон. баланса:
2 KCl+5O3 + 3С0 → 2 KCl-1 + 3 C+4O2
(ок-ль) Сl+5 + 6e- → Сl-1 2 2Сl+5 + 12e- → 2Сl-1 в-е
(в-ль) C0 - 4e- → Сl+4 3 3C0 - 12e- → 3Сl+4 ок-е
Сообщение №4. (Учитель)
Было бы несправедливо не вспомнить о грозных боевых машинах тех лет - легендарных «катюшах», которые были созданы нашим земляком Флеровым. В их реактивных снарядах содержались те же вещества (бертолетова соль).
- А теперь, побывав на станции «Историческая», мы переходим на станцию «Биологическая» и «Экологическая», т. к. они близки друг к другу и тесно связаны между собой.
- V. Станция «Биологическая».
На ст. «Биологическая» мы узнаем Каково биологическое значение хлора?
Сообщение № 5. Хлор и здоровье человека.
Это полезно знать
Содержание галогенов в организме человека (по Дж. Эмели, 1993 г.)
Элемент |
Фтор |
Хлор |
Бром |
Иод |
Содержание в организме человека массой 70 кг |
2,6 г |
95 г |
260 мг |
12 мг |
Мышечная ткань, % |
0,05 • 10-4 |
0,2—0,5 |
7,7 • 10-4 |
0,05 • 10-4 |
Костная ткань, % |
0,2-1,2 |
0,09 |
6,7 • 10-4 |
0,27 • 10-4 |
Кровь, мг/л |
0,5 |
2,89 • 103 |
4,7 |
0,057 |
Ежедневный прием с пищей мг |
0,3—0,5 |
(3—6) • 103 |
0,8—24 |
0,1 |
Токсическая доза, мг |
20 |
|
3-103 |
2 |
Летальная доза, г |
2 |
|
35 |
35—350 |
Биологическое значение хлора
- Поддерживает нормальное осмотическое давление плазмы крови, лимфы, спинномозговой жидкости.
2. Участвует в образовании соляной кислоты, обмене веществ, построении тканей.
3. Необходим для дезинфекции клеток.
4. Способствует избавлению от лишнего веса.
- Растворяет отложения на суставах.
Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока человека, выполняет ряд важных функций:
— убивает большую часть бактерий, попадающих в желудок вместе с пищей. Например, холерный вибрион погибает в 0,5%-ной НСl
— 0,5%-ная соляная кислота в желудке активизирует ферменты для переваривания белков.
Поваренная соль – это вещество, жизненно необходимое каждому человеку: в составе крови у человека почти 0,9% хлорида Na. 0,9%-ный раствор NaСl называют физиологическим.
Но хлор должен поступать в организм ежедневно в количестве 3—6,6 г с растительной и животной пищей, а не в виде поваренной соли (хлорида натрия), ибо последняя приводит к защелачиванию организма, сгущает кровь и вызывает заболевания сердечнососудистой системы.
Нарушения в обмене хлора ведут к развитию отеков, недостаточной секреции желудочного сока. Резкое уменьшение содержания хлора в организме может привести к тяжелому состоянию, вплоть до смертельного исхода.
Избыток хлора в организме является причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, головных болей, нарушения общего обмена веществ.
Повышение его концентрации в крови наступает при обезвоживании организма, а также при нарушении выделительной функции почек.
- VI. Станция «Экологическая».
Сообщение № 6. Учитель. Основные антропогенные источники хлора – производство газообразного хлора, хлорорганических соединений, соляной кислоты, массовые выбросы сточных вод химического, фармацевтического, металлургического, целлюлозно-бумажного производств, а также поверхностные стоки, содержащие удобрения, и бытовые сточные воды.
Особую опасность представляют галогенпроизводные различных органических соединений, содержащиеся в виде примесей в воде, подвергающейся хлорированию. Чтобы избежать накопления хлорорганических веществ в воде, необходимо освобождать ее от органических примесей до хлорирования.
Побывав на ст. «Биологическая», «Экологическая» мы прибываем на ст. «Конечная».
- VII. Станция «Конечная». Она тоже находится в дремучем лесу –компьютере.
На поляне перед вами есть пенек, на котором написано «Тесты по химии». На него нужно наступить, т. е. указателем мышки щелкнуть по нему 2 раза.
Запустится приложение. Чтобы привести тесты в действие направьте указатель мыши на слово «тест». Вам дается 5 мин, чтобы ответить на 7 вопросов. Ответы выписывайте в табличку вашего путевого дневника. Приступайте к работе.
Тестирование на компьютере.
- К оксокислотам хлора относятся:
А) НСl Б) KClO3 В) НСlO4
2. Степени окисления хлора в веществе Са(СlO)2 равна:
А) + 1 Б) + 3 В) +5
3. Формула хлорита алюминия
А) AlCl3 Б) Аl(ClO2)3 В) Аl(ClO3)3
4. Формула хлорноватой кислоты
А) HClO Б) HClO2 В) HClO3
5. Самый сильный окислитель
А) HClO4 Б) HClO3 В) HClO
- Самая сильная кислота
А) HClO4 Б) HClO3 В) HClO
7. Вещество, применяющееся для получения взрывчатых веществ:
А) KClO4 Б) KClO3 В) KClO2
Чтобы посмотреть ответы, направьте указатель мыши на слово «ответы».
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В |
А |
Б |
В |
В |
А |
Б |
Самопроверка: «5» – 0 ошибок, «4» –1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки, «2» – 5-6 ошибок
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание:
§ 23.5, зад. №2 на карточке «Степени окисления», зад №2 на ст. «Историческая».
Полезные советы
1. При укусе пчелы или осы приложите к ужаленному месту увлажненную водой щепотку соли — это успокаивает боль и уменьшает опухоль.
2. Убежавшее на плиту молоко посыпьте поваренной солью — запах горелого исчезнет.
3. Носовые платки легче отстирываются, если замочить их на 2 ч в холодной подсоленной воде (1 чайная ложка на 1 л воды).
4. Цветное белье не линяет, если его на несколько минут замочить в соленой воде.
5. Если вы стираете цветное белье в машине, добавьте в воду 2—3 столовые ложки соли — вещи не полиняют, краски станут ярче.
6. Если к «подошве» утюга что-нибудь прилипло или она слегка заржавела, энергично потрите холодный утюг о рассыпанную на листе картона или плотной бумаги поваренную соль.
7. Если вы случайно пролили на ковер чернила, сейчас же бросьте на пятно горсть соли — соль вберет в себя чернила.
Чернильные пятна с ковра хорошо удаляются и соком лимона, но делать
это нужно сразу.
8. Поблекшие краски на ковре можно восстановить, очищая его соленой водой, подкисленной лимонным соком.
9. Щепотка поваренной соли, смешанная с уксусом, хорошее средство для сильно загрязненных стеклянных графинов, ваз, а также для удаления зеленоватого слоя, который образуется на стенках цветочных ваз.
10.Чтобы оконные стекла не запотевали и на них не образовывались грязные затеки, положите между двойными рамами небольшие мешочки с солью.
Своё Спасибо, еще не выражали..