Главная > Биология > Рабочая программа по Биологии для 9 класса 2015 г.
Рабочая программа по Биологии для 9 класса 2015 г.15-05-2016, 13:24. Разместил: admin |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 9 классенаправлено на достижение следующихцелей: ·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; ·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; ·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; ·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. -
Задачи раздела «Общая биология» (9 класс ) Обучение. ·Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей: ·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования ·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний; ·продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать, точно излагать свои мысли через систему заданий, находить проблему, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы Развитие. ·Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; ·уделять особое внимание развитию у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, ·продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели. Воспитание. ·Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей. ·продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих) Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федеральный уровень 1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» 3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" 7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576) 8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с. 9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год Региональный уровень 10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»; 11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году» Уровень ОУ 12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки 13. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки 14. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Сведения о программе Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса 1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Биология» 9 класс. М.:«Вентана - Граф», 2013 г. 2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.
Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является обобщающим и завершающим курсом биологии основного общего образования 6-9 классов.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов в разделах «Цитология», «Онтогенез», «Генетика» на уроки-зачеты и работу с материалами ГИА за счет резервного времени и уменьшения часов раздела «Экология», так как этот раздел перекликается со многими темами предмета биология. Уменьшено количеств часов на изучение разделов «Происхождение жизни» и «Эволюция» за счет объединения доступного материала.
Место и рольпредмета в базисном учебном плане. На основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Лабораторных работ-7 Экскурсий -5
Формы организации образовательного процесса – урочная: урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог. Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования. Виды контроля: 1)по характеру получения информации: устный, письменный 2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах
Информация об используемом учебнике Авторской программе соответствует учебник: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс, М.: Вентана - Граф, 2011-2015 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе, является обобщающим и завершающим курсом биологии 6-9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ (70 ч. Резерв – 2 ч)
Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов
Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч) Биология – наука о живом мире. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны. Экскурсия 1:Биологическое разнообразие вокруг нас.
Глава 2. Основы учения о клетке (12 ч.) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа: 1. Приготовление микропрепаратов. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. Строение клеток грибов, бактерий
Глава 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6ч) Деление клетки - основа размножения и развития организмов. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Лабораторные работы: 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Митоз в корешке лука . Глава 4.Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч) Краткий экскурс в историю генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики: гены и хромосомы, генотип, фенотип. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе. Лабораторные работы: 3. Решение генетических задач. 4. Изучение изменчивости у организмов. 5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч) Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, выявление изменчивости организмов.
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Глава 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Значение работ Л.Пастера. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Липецкой области (ботанические, геологические). Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Глава 7.Учение об эволюции (11ч) Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции.Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Липецкой области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Лабораторные работы: 6. Приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсии 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. 4. Борьба за существование в природе.
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Глава 9. Основы экологии (9ч) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние экологических факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Популяция. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биотические связи в регуляции численности. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Особенности агроэкосистем. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль человека в биосфере. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации. Лабораторные работы: 7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места. Экскурсии: 5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды
Заключение (4 ч) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Итоговый контроль и тестирование. Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Учебно-тематический план, 9 класс (70 ч)
*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; ·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; ·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь
·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; ·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; ·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; ·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; ·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; ·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; ·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; ·выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; ·проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Литература и средства обучения Основная литература 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник «Биология» М., «Вентана-Граф», 2013 г. 2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.
Дополнительная литература 3.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. 4. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015. 5. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов: Лицей, 2011-2015. 6. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2006. 7.Быков В. Л. «Цитология и общая гистология». - Санкт-Петербург, СОТИС, 1998. 8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006. 9.Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014. 10. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Подготовка китоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008-2014. 11. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2009. 12. Лернер Г.И. ГИА-2016: Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ в 9-м классе. М.:АСТ: Астрель, 2014.-125с. 13. Лернер Г.И. ОГЭ-2015. Биология.9 класс. Типовые тестовые задания. М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 158 с. 14. Пименов А.В., Пименов И.Н. Биология. Дидактические материалы. 9-11 классы. М.: НЦ Энас, 2004.
Электронные пособия 1.Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы. 2.Биология в школе. Электронные уроки и тесты. 3.Биология абитуриенту.ЕГЭ. 4.Биология. Готовимся к ЕГЭ. 5.Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей. 6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска). 7.Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2. 8. Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс 1С. 9.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.
Интернет-ресурсы 1.https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)) 2.https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов) 3.https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) 4.https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок») 5.https://www.chemistry48.ru (Личный сайт) 6.https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет) 7. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии) 8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass (Видеоуроки. Биология 9 кл) 9. https://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн) 10. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология) 11. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология) 12. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн) 13. https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. 14.https://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии) Приложение 1. Календарно-тематический план по биологии 9 класс (2015-16г)
Введение - 2 часа. Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 1 «Основы цитологии» - 12 часов. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке). Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 3. «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 часов. Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 4. «Основы генетики» - 13часов. Основные понятия генетики. Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 5. «Основы селекции» - 5 часов. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инженерия. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 6. «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 3 часаПредставление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 7. «Эволюционное учение» - 8 часов. Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 8. «Происхождение человека» - 6 часов. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Тема 9« Основы экологии» - 9 часов. Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов. Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека. Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
Скачать Рабочую программу по Биологии для 9 класса 2015 г. в формате .doc:
Вернуться назад |