Темы на форуме | Автор | Дата |
Задачи теоретического тура (9 класс)
9-1. Напишите два уравнения окислительно-восстановительных реакций, в одном из которых азот в виде простого вещества проявляет свойства окислителя, а в другом - свойства восстановителя. Укажите условия проведения этих реакций.
9-2. В избытке воды массой А г растворили В г гидрида лития LiH.
1) Напишите уравнение реакции
2) Напишите формулу для выражения массовой доли растворенного вещества (С, %) в образовавшемся растворе.
9-3. Как меняется сила оснований (по первой ступени диссоциации) в ряду
Be(OH)2 - Mg(OH)2 - Ca(OH)2 (укажите самое сильное и самое слабое).
Как можно объяснить это изменение силы оснований?
9-4. В избытке кислорода сожгли 4,8 г магния, к продукту сгорания добавили избыток воды и пропустили в полученную взвесь оксид серы (IV) до прекращения реакции.
1) Напишите уравнения реакций
2) Определите состав и массу образовавшейся соли
2) Что изменится в ответах 1 и 2, если вместо кислорода для сжигания использовать воздух?
9-5. В четырех порциях 30%-ного раствора гидроксида калия растворили простые вещества: алюминий, кремний, серу, бром. К образовавшимся растворам медленно прилили 20%-ную соляную кислоту.
1) Напишите уравнения реакций растворения простых веществ в щелочи.
2) Напишите уравнения реакций, происходящих при добавлении к щелочным растворам кислоты. Опишите изменения (цвет, осадок) которые будут происходить после добавления избытка кислоты?


Рекомендации для проверяющих к заданиям районной олимпиады по химии 2005 г 9 класс
Задание 1.
4,8 г
1) 2Mg + O2 = 2MgO, (1 балл)
2) MgO + H2O = Mg(OH)2, (1 балл)
3) Mg(OH)2 + SO2 = MgSO3 + H2O (1 балл)
4) MgSO3 + H2O + SO2 = Mg(HSO3)2 (1 балл)
5) 4.8 г магния соответствует 4,8/24 = 0,2 моль. (4 балла)
Получится 0,2 моль кислой соли или 186∙0,2 = 37, 2 г


Ответы к олимпиаде по химии для учащихся 9 класса.
Часть 1.
№1. (8 баллов)
Дано: Решение:
V(NO) = 8,96 л I. Металл – это медь (Cu)
m(Me)- ? х моль 0,4моль
1) 3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO2)2 + 2NO + 4H2O
3 моль 2 моль
2) HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
3) Cu(NO3)2 +NaOH = Cu(OH)2↓ +NaNO3
4) Cu(OH)2 →CuO + H2O
II. ν(NO)==0,4 моль
Из уравнения 1 видно, что ν(Cu) =3 · 0,4 : 2 =0,6 моль
m(Cu) = ν(Cu) ·M(Cu) = 0,6 моль · 64 г/моль = 38,4 г.
Ответ: 38,4 г


Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-2007
9 класс
Задача 9 – 1
Порошок магния в результате нагревания на воздухе частично окислился, при этом его масса увеличилась на 10%. Вычислите молярное соотношение количества непрореагировавшего металла и образовавшегося оксида.
Задача 9 – 2
Оксид одновалентного металла массой 24,8 г растворили в 175,2 г воды. Найдите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе, если в оксиде массовая доля кислорода составляет 25,8%.
Задача 9 – 3
Допишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставьте в них коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель:
А) Cu2O + NH3 t=
Б) NO2 + NaOH =
В) Cu2O + H2SO4(конц.) =
Г) Cu2S + HNO3(конц.) =


Всероссийская олимпиада школьников по Химии Второй этап Декабрь 2003 года
Задания для учащихся 9 классов
1) Через 48,5 г насыщенного раствора гидроксида бария (растворимость равна 5,585 г в 100 г воды) пропустили углекислый газ, при этом образовался осадок массой 0,985 г. Массовая доля ионов бария в надосадочной жидкости составила 2,818%.
Как изменится масса осадка при пропускании дополнительно 22,4 мл (н.у.) углекислого газа?)11 баллов).
2) 40 г порошка магния поместили в раствор сульфата цинка массой 596 г. Через некоторое время металлический порошок отделили от раствора, высушили и взвесили. Масса порошка оказалась равной 56 г. Определите массовую долю сульфата магния в растворе, оставшемся после отделения металлического порошка. 5 баллов.
3) Вычислите объем углекислого газа, который добавили к 5,6 литрам оксида углерода (II) (н.у.), если известно, что число электронов в полученной смеси стало в 14,5 раза больше числа Авогадро.
6 баллов.
4) Приведите один пример соли - X, из которой можно получить следующие вещества, и уравнения реакций (одна стрелка - одна реакция):
1 —►кислотный оксид
Соль X 2 —► средняя соль
3 —► кислая соль
4 —►соль, отличающаяся степенью окисления неметалла
В состав всех солей входит один и тот же неметалл. 5 баллов.


Задачи по химии для районных олимпиад
11 класс Х-11-04
1. В раствор, содержащий смесь хлорида железа (II) и хлорида железа (III), в котором молярные концентрации этих солей равны, насыпали. 26 г цинкового порошка.
После окончания химических реакций масса осадка оказалась равна 20,95 г. Осадок отфильтровали и поместили в раствор сульфата меди (II) массой 541 г.
Определите молярные концентрации веществ в конечном растворе после окончания всех химических реакций, если известно, что его плотность равна 1,079 г/мл, а масса осадка стала 22 г.
2. При окислении паров алкана получили 40 г смеси оксидов углерода, в которой объемная доля угарного газа относится к объемной доле углекислого газа как 2:1. Объем израсходованного кислорода в 7,5 раз больше объема алкана. Вычислить массу исходного алкана.
3. На полное гидрирование смеси метана, ацетилена и пропена расходуется равный ей объем водорода, а для се сжигания необходим объем кислорода в 2,7 раза превышающий объем исходной смеси. Определить плотность походной смеси по водороду.
4. В молекуле какого углеводорода содержится 40 электронов? Запишите формулу углеводорода. Составьте формулы всевозможных его изомеров и назовите их.


Районная олимпиада по химии 2005 год 9 класс
Задание 1.
В избытке кислорода сожгли 4,8 г магния, к продукту сгорания добавили избыток воды и пропустили в полученную взвесь оксид серы (IV) до прекращения реакции. Напишите уравнения происходящих реакций. Определите состав и массу образовавшейся соли. (8 баллов)
Задание 2.
Сколько граммов лития и воды необходимо взять для приготовления 240 г
10%-ного раствора гидроксида лития? (6 баллов)
Задание 3.
Соединение образовано двумя элементами, находящимися в одной группе периодической таблицы Д.И.Менделеева, причем число электронов в атомах одного элемента вдвое больше, чем у другого. Массовая доля одного из элементов в соединении 60%. 1. Определите, какие элементы входят в состав соединения.
2. Определите состав соединения.
3. Напишите уравнения реакций получения данного соединения из простых веществ. (7 баллов)
Задание 4.
Приведите все возможные уравнения реакций, в результате которых можно получить свободную серу. (За каждое уравнение 1 балл)


Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-2007 9 класс
Задача 9-1
Порошок магния в результате нагревания на воздухе частично окислился, при этом его масса увеличилась на 10%. Вычислите молярное соотношение количества непрореагировавшего металла и образовавшегося оксида.
Задача 9-2
Оксид одновалентного металла массой 24,8 г растворили в 175,2 г воды. Найдите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе, если в оксиде массовая доля кислорода составляет 25,8%.
Задача 9-3
Допишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставьте в
них коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель:
А) Сu2О + NН3 t=
Б) NO2 + NaОН =
В) Сu2О + Н2SО4(конц.) =
Г) Сu2S + НNО3(конц.) =


Всероссийская химическая олимпиада школьников 9 кл. 2005 -2006 уч. год 2 тур → Домашнее задание / Тесты
Всероссийская химическая олимпиада школьников 9 кл. 2005 -2006 уч. год 2 тур
Задача 9-1
Хлорид щелочного металла массой 12,75 г растворили в воде и объем растворителя довели до 500 мл. В полученном растворе концентрация хлорид-ионов оказалась равной 0,6 моль/л. Установите, какой хлорид растворили в воде?
Задача 9-2
Используя карбонат цинка, азотную кислоту, гидроксид калия и воду, получите только с помощью реакции обмена четыре сложных вещества.
Задача 9-3
При обработке смеси гидроксида и гидрокарбоната калия избытком раствора соляной кислоты образовалось 22, 35 г хлорида калия и выделилось 4,48 л газа. Рассчитайте процентный состав исходной смеси.
Задача 9-4
«Азотносеребряная соль (нитрат серебра), известная в практике под именем ляписа, получается растворением в азотной кислоте металлического серебра. Если для растворения взято нечистое серебро, то в растворе получается смесь азотномедной и азотносеребряной солей. Если такую смесь испарить досуха, а затем остаток осторожно сплавить до температуры начала каления, то вся азотномедная соль разлагается, а большинство азотносеребряной соли не изменяется. Обрабатывая сплавленную массу водой, извлекают эту последнюю, тогда как окись меди остается нерастворимою». (Д.И.Менделеев. Основы химии. Т. 2; - М; Л., 1947. - с.ЗОЗ - 304)
1. Напишите уравнения реакций, происходящих:
А) при растворении «нечистого серебра» в концентрированной азотной
кислоте;
Б) при прокаливании сухого остатка.
2. Определите содержание серебра (массовая доля в %), если для растворения было взято 2,000 г «нечистого серебра», а масса остатка, полученного в результате прокаливания, составила 3,069 г.
3. Определите массу осадка, образующегося при добавлении избытка раствора хлорида натрия к раствору 2,000 г «нечистого серебра» в азотной кислоте.


региональная олимпиада по химии
Уровень1
Задача 1.1
При обработке 20 г смеси порошков Fe и Fe2O3 соляной кислотой выделилось 3.36 л газа (н.у.). Определите процентный состав исходной смеси.
Решение
Прежде всего, необходимо понять, за счет каких реакций происходит выделение газа. Напишем протекающие в системе химические реакции:
Fe+2HCl = FeCl2+H2 Fe2O3 + 6 HCl = 2 FeCl3+3 H2O
Таким образом, выделение газа происходит в результате реакции железа с соляной кислотой. Определим массу железа в исходной смеси:
n(Fe) = n(H2) = 0.15 моль m(Fe) = n(Fe)* M(Fe) = 0.15 моль 56 г/моль = 8.4 г
Тогда масса Fe2O3 в исходной смеси составляет:
m(Fe2O3) = 20 г – 8.4 г = 11.6 г
Процентное содержание компонентов в смеси:

