Темы на форуме | Автор | Дата |
Вариант 7
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов Л? 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А42) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. Термин «адаптация» означает:
1) способность к возбуждению
2) приспособленность
3) развитие
4)самовоспроизведение
А2. В выведении продуктов биосинтеза из клетки участвуют:
1) рибосомы 3) митохондрии
2) комплекс Гольджи 4) хлоропласты
A3. На рисунке показано явление:
1) гетерозиса
2)полиплоидии
3) получения чистой линии
4) вегетативного размножения
А4. Гемоглобин орла отличается от гемоглобина сороки:
1) видом мономеров
2) последовательностью мономеров
3) уровнем организации молекулы
4) функциями
А5. Первой из фаз митоза является:
1) анафаза 3) профаза
2) телофаза 4) метафаза
А6. Правило комплементарности соблюдается в молекуле;
1) белка 3) целлюлозы
2)и-РНК- 4) ДНК
А7. Функция митоза заключается в:
1) создании биологического разнообразия
2) сохранении постоянного набора генов
3) образовании половых клеток
4) увеличении числа хромосом в дочерних клетках
А8. Партеногенез — это развитие организма из:
1) неоплодотворенной яйцеклетки 3) соматической клетки
2) зиготы 4) споры
А9. У гибридов F1, полученных от чистых родительских линий, отличающихся по одной паре признаков:
1) одинаковые генотипы
2) одинаковые генотипы и фенотипы
3) одинаковые фенотипы
4) различные генотипы и фенотипы
А10. В основе селекции лежит:
1) движущий естественный отбор
2) искусственный отбор
3) стабилизирующий естественный отбор
4) борьба за существование
All. Искусственный мутагенез применяется в:
1) селекции собак 3) селекции микроорганизмов
2) лечении людей 4) селекции крупного рогатого скота
А12. Плодовое тело — это часть:
1) подберезовика
2) дрожжей
3) мукора
4)пеницилла
А13. Наиболее древними автотрофными организмами являются:
1) бурые водоросли 3) одноклеточные водоросли
2) многоклеточные водоросли 4) сине-зеленые водоросли
А14. Характерным признаком класса двудольных растений является:
1) наличие семени 3) сетчатое жилкование листьев
2) наличие цветка 4) половое размножение
А15. Кровеносная система есть у:
1) кишечнополостных 3) круглых червей
2) плоских червей 4) кольчатых червей
А16. Наличие паутинных желез — это признак:
1)скорпионов 3)клещей
2)пауков 4)клопов
А17. К подцарству «Простейшие» относятся:
1) мхи 3) коралловые полипы
2) инфузории 4) бактерии
А18. Папоротникообразные отличаются от голосеменных отсутствием:
1) корней и корневищ 3) семян
2) проводящих сосудов 4) цветков
А19. Основным источником энергии мышечного сокращения является распад:
1) белков 3) гликогена
2) жиров 4) гормонов
А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:
1) внутреннее ухо
2) среднее ухо и слуховые косточки
3) вестибулярный аппарат
4) наружный слуховой проход
А21. Ускорение физического и психического развития детей называется;
1) гиперфункция 3) половое созревание
2) акселерация 4) социализация
А22. Сколько видов представителей приматов живет в Австралии?
1) два 3)один
2) шесть 4) ноль
А23. Плотностью популяции называется:
1) количество особей одного вида, занимающих определенную территорию
2) отношение количества особей к единице занимаемой площади
3) общее количество особей одного вида, существующих в природе
4) количество особей разных видов, занимающих одну территорию
А24. Одна из заслуг Л.Пастера заключается в доказательстве:
1) существования самозарождения жизни
2) существования биохимической эволюции
3) невозможности самозарождения
4) возникновения жизни в воде
А25. Рудименты и атавизмы — это признаки:
1) усовершенствования человека
2) родства человека и животных
3) различия в происхождении человека и животных
4) возникшие в процессе антропогенеза
А26. К абиотическим факторам, вызывающим сезонные изменения в жизни организмов, относится:
1) атмосферное давление 3) температура
2) влажность воздуха 4) продолжительность дня
А27. Цепь питания — это:
1) связи между живыми и неживыми компонентами экосистемы
2) связи между родителями и потомством
3) пути передачи веществ и энергии между разными популяциями
4) обмен информацией между организмами в экосистеме
А28. Основная масса азота вовлечена в круговорот веществ благодаря:
1) его свободному поступлению из воздуха в организм животных
2) образованию оксида азота во время гроз
3) запасам полезных ископаемых
4) деятельности живых организмов
А29. Наиболее реальным и эффективным средством против автомобильных смогов в городах может оказаться:
1) запрет автомобильного движения
2) сокращение численности грузовых автомобилей
3) предложение автомобилистам ездить не каждый день
4) переход на другие виды топлива
А 30. Рисунок иллюстрирует:
Давление отбора
Число особей
Изменчивость признака
1) экологический оптимум
2) популяционные волны
3) направление давления движущей формы отбора
4) направление давления стабилизирующего отбора
А31. Болезнь Дауна — это результат:
1) генной мутации
2) хромосомной мутации
3) неравномерного распределения хромосом в мейозе
4) неравномерного расхождения хромосом в митозе
А32. Понятие «Двойная спираль» относится к молекуле:
1) белка 3) и-РНК
2) полисахарида 4) ДНК
АЗЗ. Форма и размеры клеток организма обычно связаны с :
1) функциями клеток 3) размерами организма
2) видом организма 4) образом жизни организма
А34. Модификационные изменения — это:
1) изменения генотипа 3) ненаследственные изменения
2) нарушения мейоза 4) комбинативные изменения
А35. Клонирование невозможно из клеток:
1) эпидермиса листа 3) зиготы коровы
2) корня моркови 4) эритроцита человека
А36. Гемофилия фенотипически может проявиться у мальчика, если:
1) мать носительница, а отец здоров
2) отец гемофилик, мать не несет гена гемофилии
3) мать и отец здоровы
4) отец здоров, но у него в роду были гемофилики
А37. Плесень мукор относится к:
1)грибам 2) растениям 3) бактериям 4) лишайникам
А38. Наиболее часто заражение ВИЧ происходит при:
1) вскармливании младенца грудным молоком
2) поцелуях
3) рукопожатии больного человека
4) инъекциях наркотиков
А39. Все безусловные рефлексы человека регулируются:
1) только корой головного мозга
2) спинным мозгом
3) спинным мозгом и корой головного мозга
4) гормональным путем
А40. Связь, образующаяся при формировании условного рефлекса, называется
1) прерывистой
2) постоянной
3) длительной
4)временной
А41. К внезапному изменению генома организма может привести:
1) дегенерация 3) ароморфоз
2) идиоадаптация 4) генная мутация
А42. Агроценоз в отличие от биоценоза:
1) менее устойчив
2) включает больше видов
3) имеет более длинные цепи питания
не подвержен действию естественного отбора
Часть 2
В заданиях В1-В4 выберите три верных ответа из шести. Каждую букву запишите на бланке в отдельной клеточке без пробелов и других символов в любой последовательности.
В1. Укажите 3 признака класса паукообразных.
A) Включают три отряда
Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеями
B) Замкнутая кровеносная система
Г) Имеют 3 пары ходильных ног
Д) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение
Е) Гермафродиты
В2. Какие из приведенных рефлексов не наследуются?
A) Выполнение собакой команды «Лежать»
Б) Кашель при попадании крошек хлеба в дыхательные пути
B) Выделение слюны в определенное время дня
Г) Временная остановка дыхания при вхождении в холодную воду
Д) Езда на велосипеде
Е) Чувство голода
В3. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции.
A) Индивидуальная изменчивость
Б) Естественный отбор
B) Модификационная изменчивость
Г) Искусственный отбор
Д) Географическое распространение
Е) Наследственность
В4. Выберите три примера идиоадаптаций.
A) Появление ловчих органов у насекомоядных растений
Б) Появление окраски тигра или зебры
B) Возникновение легочного дыхания у земноводных
Г) Возникновение пятипалых конечностей у животных
Д) Способность моллюсков выпускать облако чернильной жидкости
Е) Возникновение полиплоидных форм картофеля
При выполнении заданий В5-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пропусков и знаков препинания).
В5. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.
Функции желез |
Железы |
1) Регуляция обмена веществ, роста и развития организма 2) Секреция гормона инсулин 3) Секреция пищеварительных соков 4) Регуляция уровня глюкозы в крови 5) Секреция гормона, содержащего йод 6) При гиперфункции возникает Базедова болезнь |
А) Щитовидная железа Б) Поджелудочная железа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
В6. Соотнесите зародышевые листки с органами, развивающимися из них.
Органы |
Зародышевые листки |
1) Кишечник 2) Легкие 3) Нервная система 4) Волосы и ногти 5) Печень 6) Потовые и сальные железы |
А) Эктодерма Б) Энтодерма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
При выполнении задания В7 установите последовательность биологических процессов и явлений. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем перенесите в бланк ответов № 1 получившуюся последовательность букв (без пропусков и знаков препинания).
В7. Определите последовательность событий, происходящих в процессе митоза.
A) Распределение хромосом по экватору клетки
Б) Деление цитоплазмы
B) Спирализация и утолщение хромосом
Г) Расхождение хроматид к полюсам клетки
Д) Образование новых ядер
Е) Деление новых ядер
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1-СЗ дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С4—С6 — полный развернутый ответ.
С1. Какое биологическое объяснение можно дать тому, что человек, несущий очень горячий чай в дорогой чашке, терпит боль?
С2. В чем заключается биологический смысл саморегуляции у живых систем?
СЗ. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же белки не вводят сразу в кровь?
С4. В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?
С5. В чем заключаются сходство и различия между мутационной и комбинативной изменчивостью?
С6. Чем опасно курение?