Темы на форуме | Автор | Дата |
Вариант 6
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов Л? 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А42) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. Ядрышко — это место образования:
1)ДНК 3)лизосом
4) рибосом |
2) хромосом
А2. Рисунок иллюстрирует:
1) ядро с порами
2) аппарат Гольджи
3) гладкую ЭПС
4) гранулярную ЭПС
A3. ДНК медведя отличается от ДНК осла:
1) набором нуклеотидов 3) сложностью организации
2) функциями 4) последовательностью нуклеотидов
А4. Урацил входит в состав:
1)РНК
2) ДНК
3) гликогена
4) инсулина
А 5. Мейоз происходит в клетках:
1) крови лягушки 3) камбия тополя
2) половых желез крысы 4) эндосперма пшеницы
А6. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом?
1) 44 3)48
2)96 4) 24
А7. Не образуются митотическим путем:
1) эпителиальные клетки 3) сперматозоиды
2) лейкоциты 4) мышечные клетки
А8. Набор хромосом у споры:
1) диплоидный
2) гаплоидный
3) полиплоидный
4) триплоидный
А9. Геномная мутация — это изменение:
1) числа хромосом в кариотипе
2) отдельного гена
3) формы хромосомы
4) триплета нуклеотидов
А10. Примером действия закона гомологических рядов наследственной изменчивости является:
1) общность места происхождения
2) принадлежность к одному виду
3) сходные мутации у близких родов растений
4) получение межвидовых гибридов
All. Учение о центрах происхождения культурных растений сыграло важную роль в:
1) изучении мутационного процесса
2) развитии метода прививки
3) одомашнивании растений
4) развитии систематики культурных растений
А12. На ранних этапах одомашнивания растений и животных применялся:
1) искусственный отбор
2) метод ментора
3) бессознательный отбор
4) межпородное скрещивание
А13. Оплодотворение у растений происходит в:
1) чашечке 3) рыльце
2) пыльнике 4) завязи
А14. Отличительным признаком покрытосеменных растений является наличие:
1) семени
2)камбия
3) цветка
4) проводящих сосудов
А15. К типу Споровики относится:
1) дизентерийная амеба 3) инфузория туфелька
2) малярийный плазмодий 4) лямблия кишечная
А16. На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:
1) речного рака 3) клеща
2) паука-каракурта 4) мухи
А17. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
1) водорослей 3) псилофитов
2) папоротников 4) хвощей
А18. Окончания чувствительных нейронов, воспринимающие сигнал, называются:
1) медиаторами
2)синапсами
3) рецепторами
4) эффекторами
А19. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:
1) задержка роста у детей
2) отдергивание руки от огня
3) дрожь
4) приступ кашля
А20. Лучшей профилактикой застоя венозной крови является:
1) сидение в кресле 3) бег на месте
2) лежание на диване 4) «висение» на перекладине
А21. В приспособительных реакциях организма на изменения условий среды ведущую роль играет:
1) головной мозг
2) вегетативная нервная система
3) соматическая нервная система
4) органы чувств
А22. Примером конвергентной эволюции являются:
1) акула и дельфин 3) волк и собака
2) кошка и тигр 4) ящерица и крокодил
А23. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:
1) дивергенция 3) идиоадаптация
стабилизирующий отбор 4) движущий отбор
А24. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для экосистем:
1) тропических дождевых лесов
2) тундры и пустыни
3) лугов и болот
4) смешанных и хвойных лесов
А25. К вымершим человекообразным приматам относятся;
1) орангутаны 3) дриопитеки
2) гиббоны 4) шимпанзе
A26. Все факторы среды, которые воздействуют на организм, называют:
1) абиотическими 3) экологическими
2)биотическими 4) антропогенными
А27. Основную часть биомассы суши составляют:
1) растения 3) бактерии
2) животные 4) грибы
А28. Скворечники относятся к факторам:
1) абиотическим 3) антропогенным
2) биотическим 4) ограничивающим
А29. Примером борьбы с нарушениями озонового слоя биосферы является:
1) задержка ультрафиолетового излучения
2) снижение производства фреонов
3) увеличение выпуска холодильников
4) увеличение парникового эффекта
АЗО. К пересыханию Аральского моря привело:
1) расширение площади поливных земель
2) выброс оксида углерода
3) уменьшение численности планктонных организмов
4) увеличение солености воды
А31. Пластический обмен состоит преимущественно из реакций:
1) распада органических веществ
2) распада неорганических веществ
3) синтеза органических веществ
4) синтеза неорганических веществ
А32. Источником энергии для синтеза АТФ в хлоропластах является:
1) углекислый газ и вода 3) НАДФ " Н2
2) аминокислоты 4) глюкоза
АЗЗ. В процессе фотосинтеза у растений углекислый газ восстанавливается до:
1)гликогена 3) лактозы
2) целлюлозы 4) глюкозы
А34. Такой признак бактерий, как токсичность, закодирован в:
1) двух бактериальных хромосомах 3) белках бактерии
2) кольцевой молекуле ДНК 4) Х- или Y-хромосоме
А35. Среди названных организмов основная роль в разрушении органических соединений в биосфере принадлежит:
1) бактериям сапрофитам
2) растениям
3) позвоночным животным
4) одноклеточным растениям и животным
А36. Равномерное распределение генов по гаметам объясняется:
1) правилом единообразия гибридов
2) поведением хромосом в мейозе
3) законами сцепленного наследования
4) отсутствием нарушений процессов мейоза
А37. Не являются самостоятельными компонентами экосистемы:
1)продуценты
2)редуценты
3) консументы
4) бактериофаги
А38. Мутационный процесс:
1) закрепляет изменения генофонда популяции
2) направляет эволюцию
3) вызывает появление новых аллелей в популяции
4) обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных генотипов
А39. Биосфера — это:
1) часть суши, населенная организмами
2) все геологические оболочки Земли
3) часть планеты, свойства которой определяются жизнедеятельно
стью организмов
4) наземная и воздушная среды обитания организмов
А40. Возникновение прямохождения у приматов привело к:
1) появлению протипоставленного остальным большого пальца кисти
руки
2) появлению S-образного позвоночника
3) увеличению массы мозга
4) общественному образу жизни
А41. Закрепление зеленой окраски кузнечиков на зеленом лугу — это результат действия:
1) наследственной изменчивости 3) естественного отбора
2) ненаследственной изменчивости 4) изоляции
А42. Человеческие расы принадлежат к:
1) разным видам 3) одной популяции
2) одному виду 4) разным уровням развития
Часть 2
В заданиях В1-В4 выберите три верных ответа из шести. Каждую букву запишите на бланке в отдельной клеточке без пробелов и других символов в любой последовательности.
В1. Укажите признаки класса насекомых.
A) Незамкнутая кровеносная система
Б) Легочное дыхание
B) Замкнутая кровеносная система
Г) Трахейное дыхание
Д) Развитие только с полным превращением
Е) Развитие с полным и неполным превращением
В2. Какие из приведенных рефлексов являются безусловными?
A) Лай собаки по команде «Голос!»
Б) Отделение слюны на запах пищи
B) Коленный рефлекс
Г) Моргание при попадании в глаз песчинки
Д) Включение света при входе в помещение
Е) Чувство голода
В3. Какие из указанных критериев являются критериями вида?
A) Генетический
Б) Биоценотический
B) Клеточный
Г) Популяционный
Д) Географический
Е) Морфологический
В4. Что из перечисленного относится к ароморфозам?
A) Возникновение покровительственной окраски
Б) Редукция пальцев на ногах у копытных животных
B) Возникновение полового размножения
Г) Внешнее сходство некоторых бабочек с листьями растений
Д) Возникновение плотной кутикулы (покрова) на листьях растений
Е) Возникновение шерсти млекопитающих
При выполнении заданий В5-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пропусков и знаков препинания).
В5. Соотнесите факторы среды с их классификацией.
1) Искусственные гнездовья 2) Мазут в озере 3) Влажность воздуха 4) Плотность населения 5) Соленость почвы 6) Строительство дорог |
А) Абиотические Б) Антропогеннные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
В6. Соотнесите особенности клеток с их названием.
Особенности клеток |
Типы клеток |
||||
1) Неподвижные клетки 2) Диплоидное ядро 3) Клетка подвижна 4) Гаплоидное ядро 5) Цитоплазмы мало 6) Цитоплазмы много |
А) Зигота Б) Сперматозоид |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
При выполнении задания В7 установите последовательность биологических процессов и явлений. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем перенесите в бланк ответов № 1 получившуюся последовательность букв (без пропусков и знаков препинания).
В7. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
А) Развитие заростка
Б) Оплодотворение
В) Развитие спорофита
Г) Образование архегониев и антеридиев
Д) Образование спорангиев
Е) Прорастание споры
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1-СЗ дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С4—С6 — полный развернутый ответ.
С1. Чем опасна наркомания?
С2. Чем полезно свертывание крови?
СЗ. Что такое «Смена хозяев» у паразитических организмов?
С4. Дайте характеристику понятия «Анализатор».
С5. Норма реакции наследуется, а модификации нет. Как это объяснить?
С 6. Чем опасны кислотные дожди?