Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по Биологии для 7 класса 2015 г.Из опыта работы / Биология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о животных, о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

Задачи раздела «Животные» (7 класс)

Обучение.

·создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей:

·обеспечить усвоение учащимися знаний по зоологии;

·продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения за животными;

·продолжить развивать у детей умения кратко записывать свои мысли, рассуждения, составлять схемы, выделять главное и делать выводы;

Развитие.

·создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер

·развивать моторную память, мышление (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы),

·развивать стремление достигать поставленной цели.

 

Воспитание.

·способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)

8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с.

9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год

Региональный уровень

10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»;

11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»

Уровень ОУ

12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

13. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

14. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методический комплект по биологии 7 класса

1. Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. Учебник «Биология. Животные 7 класс», М.:«Вентана - Граф», 2010-2015 г.

2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Биология: животные», М.:«Вентана-Граф», 2015

 

Обоснованием выбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является логическим продолжением курса «Биология. Растения. 6 класс.

В программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено количество часов на изучение тем:

- «Простейшие», «Моллюски», «Рыбы» и «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие» по 1 часу на уроки-зачеты и работу с тестами за счет резервного времени.

2.Уменьшено количество часов на изучение темы «Развитие» на 2 часа, так как вопросы эволюции рассматриваются при изучении каждой группы животных, а данное время отведено на проектную деятельность.

Место и роль предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение биологии в 7 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Лабораторных работ-10

Формы организации образовательного процесса – урочная:

урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах

Информация об используемом учебнике

Авторской программе соответствует учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева. «Биология. Животные» 7 класс, М,.«Вентана - Граф», 2010 -2015 гг. издания.

/рекомендовано Министерством образования и науки РФ/. Используемый учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе.

СОДЕРЖАНИЕ ( 70 ч. Резерв – 2 ч)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

 

Глава 1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Признаки животных. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Поведение животных.

Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к животным, их охраны.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Липецкой области в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Липецкой области. Красная книга Липецкой области, России. Значение животных в природе и жизни человека.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии.Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Глава 2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Ткани, органы и системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Глава 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (6 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Липецкой области.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения инфузории-туфельки.

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные

1.Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

1.Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя.

 

Глава 6. Тип моллюски (5 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Моллюски, занесенные в Красную книгу Липецкой области, России.

Лабораторные работы:

1.Изучение строения раковины моллюсков

2.Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

 

Глава 7. Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Ракообразные Липецкой области и их охрана.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Паукообразные Липецкой области, занесенные в Красную книгу.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Липецкой области. Красная книга Липецкой области.

Лабораторные работы:

1.Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)

Глава 8. Тип хордовые (31 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Рыбы Липецкой области, занесенные в Красную книгу.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные хозяйства Липецкой области и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Липецкого региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

1.Изучение внешнего строения рыб.

2.Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение внутреннего строения рыбы.

 

Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Липецкой области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Экскурсия. Разнообразие земноводных Липецкой области.(презентация).

Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся в Липецкой области.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Экскурсия.Разнообразие пресмыкающихся и земноводных родного края (презентация).

Глава 11. Класс Птицы (7 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления кусловиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц в Липецкой области. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Красная книга Липецкой области.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения и скелета птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие Липецкой области.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных и уход за ними. Разнообразие пород животных в Липецкой области. Исторические особенности развития животноводства Липецкой области.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих Липецкой области. Красная книга.

Лабораторные работы:

1. Изучение строения скелета млекопитающих.

2.Изучение внутреннего строения млекопитающего.

Глава 13. Развитие животного мира на Земле (3+2 ч проектной деятельности)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Липецкой области.

Резерв – 2 ч.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием животных; опыты по изучению процессов жизнедеятельности животных, поведения животных; распознавание органов, систем органов животных..

_____________________________________________________________________________

1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 7 класс (70 ч)

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные

работы

Дата

л.р.

1

Общие сведения о мире животных

4

 

 

2

Строение тела животных.

2

 

 

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

6

1. Строение инфузории-туфельки.

28.09

4

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные

2

 

 

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

2.Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя.

 

09.11

6

Тип Моллюски

5

3. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

23.11

7

Тип Членистоногие

7

4.Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)

 

11.12

8

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

31

1

 

 

 

Подтип Черепные.

Надкласс Рыбы

6

5. Особенности внешнего строения и передвижения рыб в связи со средой обитания

6.Изучение внутреннего строения рыбы.

15.01

 

18.01

9

Класс Земноводные, или Амфибии

3

 

 

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

 

 

11

Класс Птицы

7

7.Изучение внешнего строения птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

8.Строение скелета птиц.

04.03

 

07.03

12

Класс Млекопитающие, или Звери

9

9-10. Изучение внутреннего строения и скелета млекопитающих.

11.04

13

Развитие животного мира на Земле

2

 

 

14

Проектная деятельность

3

 

 

Резерв

2

 

 

 

Итого:

70

10

 

 

*Лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 класса

 

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

·признаки биологических объектов: живых организмов, животных; клеток и организмов животных; животных своего региона;

·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, развитие, размножение животных и их поведение;

уметь

·объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

·изучатьбиологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; на живых объектах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

·выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·определять принадлежность биологических объектов (животных) к определенной систематической группе (классификация);

·анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

·оказания первой помощи при укусах животных;

·выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 

Учащиеся 7 класса должны знать:

  1. Биологические термины и понятия.
  2. Основные систематические группы животных.
  3. Строение животной клетки. Ткани.
  4. Органы системы органов.
  5. Одноклеточных животных.
  6. Дифференциацию клеток, тканей и органов многоклеточных животных.
  7. Разнообразие животных.
  8. Основные типы многоклеточных животных.
  9. Систематические группы животных.
  10. Внешнее и внутреннее строение животных.
  11. Процессы жизнедеятельности животных.
  12. Значение животных в природе и жизни человека.
  13. Основные этапы развития животного мира на Земле.
  14. Среды жизни и места обитания животных.

Учащиеся должны уметь:

  1. Проводить лабораторный эксперимент.
  2. Работать с микроскопом.
  3. Самостоятельно работать с текстом учебника: выделять главное, обобщать, делать выводы.

4. Работать с биологическими объектами.

5. Подбирать нужную информацию для докладов и сообщений.

6. Самостоятельно работать с текстом учебника.

7. Работать с биологическими объектами.

8. Распознавать на таблицах органы и системы органов.

9. Обосновывать взаимосвязь строения и функций.

11. Выявлять приспособления в строении животных в связи со средой обитания.

12. Работать с дополнительной литературой.

13. Работать с электронными тестами.

14. Заниматься проектной деятельностью

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. Константинов В.М., Кучменко В.С. Пономарева И.Н. Учебник «Биология. Животные.7 класс», М,:«Вентана - Граф», 2010-2014 г.

2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Биология: животные», М.:«Вентана-Граф», 2014

Дополнительная литература

1.Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, Шапкина В.А.

/Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю. и др. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М.:Изд.«НЦ ЭНАС», 2012 г.

3. Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2006.

4. Жизнь животных. Энциклопедия в 6 томах

5. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. М.: Просвещение, 1973.

6. Жизнь животных. Энциклопедия в 6 томах

7. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. /К.Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – М.: Харвест, 2008

8. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. М.: Аквариум, 2000.

9. Пименов И.Н., Пименова А.В. Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы. Саратов: Лицей, 2005.

10. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология, 2000 г

11. Фосин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2005.

12. Хрестоматия по биологии: Животные /Авт.-сост. О.Н. Дронова. – Саратов: Лицей, 2002.

13. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

14. Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006.

15. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2007.

16. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2007.

 

Электронные пособия.

1. Беспозвоночные животные. Биология 7 класс. Видеоуроки, презентации. ООО «Компеду»,2014г.

2. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

3. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

5.Лабораторный практикум. Биология. 6 – 11 класс. Часть 1,2.

6.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.

Интернет-ресурсы.

1. http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

2.http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

3.http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

7.http://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

5. http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

6. http://biouroki.ru/material/animals/(Жизнь животных)

7. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46(Энциклопедия. Кругосвет)

8. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

9. http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass (Видеоуроки. Биология 7 кл)

10.http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)

11.http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

12.http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

13.http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Календарно-тематический план по биологии 7 класс (2015-16)

ур

Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч, 2 ч. резерв)

Д/З

Дата пров.

Дата факт

 

Глава 1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

 

 

 

1.

Введение. Зоология - наука о животных. Экскурсия.

§1

01.09

 

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

§2

04.09

 

3.

Классификация животных. Основные систематические группы животных.

§3

07.09

 

4.

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

§4,5

11.09

 

 

Глава 2.Строение тела животных (2 ч)

 

 

 

1/5

Клетка.

§6

14.09

 

2/6

Ткани. Органы и системы органов.

§7

18.09

 

 

Глава 3. Подцарство Простейшие (6 ч)

 

 

 

1/7

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Амеба протей.

§9,с.36

21.09

 

2/8

Тип Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. Вольвокс.

§10

25.09

 

3/9

Тип Инфузории, или Ресничные. Инфузория туфелька. Лаб.раб.№1 «Строение и передвижение инфузории»

§11

28.09

 

4/10

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

§12

02.10

 

5/11

Обобщение темы «Простейшие». Работа с тестами ГИА.

§1-12

05.10

 

6/12

Зачет по теме "Простейшие"

индив.

задан.

09.10

 

 

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные (2 ч)

 

 

 

1/13

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

§13, с.55

12.10

 

2/14

Морские кишечнополостные. Работа с тестами ГИА.

§14

16.10

 

 

Глава 5. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви (6 ч)

 

 

 

1/15

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Белая планария.

§15

19.10

 

2/16

Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, или Трематоды. Класс Ленточные черви, или Цестоды.

§16

23.10

 

3/17

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

§17

26.10

 

4/18

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

§18

30.10

 

5/19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Лаб.раб.№2 «Внешнее и внутреннее строение дождевого червя»

§19, инд.з

09.11

 

6/20

Работа с тестами ГИА. Зачет по теме «Кишечнополостные. Черви».

Гл.5

13.11

 

 

Глава 6. Тип Моллюски (5 ч)

 

 

 

1/21

Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски.

§20

16.11

 

2/22

Класс Брюхоногие моллюски.

§21

20.11

 

3/23

Класс Двустворчатые моллюски. Лаб.раб.№3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

§22

23.11

 

4/24

Класс Головоногие моллюски.

§23

27.11

 

5/25

Работа с тестами ГИА. Зачет по теме «Моллюски»

Гл.6

30.11

 

 

Глава 7. Тип Членистоногие (7 ч)

 

 

 

11/26

Класс Ракообразные. Общая характеристика и многообразие ракообразных.

§24

04.12

 

22/27

Класс Паукообразные. Особенности строение и многообразие.

§25

07.12

 

33/28

Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Лаб.раб.№4 «Внешнее строение насекомого»

§26, инд.з

11.12

 

44/29

Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Отряды насекомых с полным и неполным превращением.

§27, табл.

14.12

 

55/30

Класс Насекомые. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых Липецкой области.

§28

18.12

 

66/31

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

§29, сообщ

21.12

 

7/32

Работа с тестами ГИА. Зачет по теме «Членистоногие»

Гл.7

25.12

 

 

Глава 8. Тип Хордовые (31 ч)

 

 

 

 

Подтип Бесчерепные (1 ч)

 

 

 

1/33

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

§30

28.12

 

 

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

 

 

 

1/34

Подтип черепные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Лаб.раб.№5 «Особенности строения и передвижения рыб в связи со средой обитания»

§31

15.01

 

2/35

Лаб.раб.№6 «Внутреннее строение рыбы».

§32

18.01

 

3/36

Особенности размножения рыб.

§33

22.01

 

4/37

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

§34

25.01

 

5/38

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана рыб в Липецкой обл

§35

29.01

 

6/39

Работа с тестами ГИА. Зачет по теме «Рыбы».

Гл.8

01.02

 

 

Глава 9. Класс Земноводные (3 ч)

 

 

 

1/40

Класс Земноводные, или Амфибии. Места обитания и строение земноводных.

§36

05.02

 

2/41

Внутреннее строение земноводных.

§37

08.02

 

3/42

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных. Охрана земноводных в Липецкой области.

§38, 39

12.02

 

 

Глава 10. Класс Пресмыкающиеся (5 ч)

 

 

 

4/43

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся в связи с образом жизни.

§40

15.02

 

5/44

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся.

§41

19.02

 

6/45

Многообразие пресмыкающихся. Пресмыкающиеся Липецкой области и их охрана. Экскурсия (презентация)

§42, сообщ

22.02

 

7/46

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

§43

26.02

 

8/47

Работа с тестами ГИА. Зачет по теме «Земноводные и пресмыкающиеся».

§36-43

29.02

 

 

Глава 11. Класс Птицы (7 ч)

 

 

 

1/48

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лаб.раб.№7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

§44

04.03

 

2/49

Опорно-двигательная система. Лаб.раб.№8 «Строение скелета птиц»

§45

07.03

 

3/50

Внутреннее строение птиц.

§46

11.03

 

4/51

Размножение, развитие птиц. Годовой жизненный в жизни птиц.

§47, 48

14.03

 

5/52

Многообразие и значение птиц. Птицы Липецкой области, их охрана.

§49

18.03

 

6/53

Обобщение темы «Птицы». Работа с тестами ГИА.

инд.з

01.04

 

7/54

Зачет по теме «Птицы».

Гл.11

04.04

 

 

Глава 12. Класс Млекопитающие (9 ч)

 

 

 

1/55

Класс Млекопитающие, или Звери. Внешнее строение и их среды жизни.

§51

08.04

 

2/56

Внутреннее строение млекопитающих. Лаб.раб.№9-10 «Изучение внутреннего строения и скелета млекопитающих»

§52

11.04

 

3/57

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих. Млекопитающие Липецкой области.

§53, 54

15.04

 

4/58

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные и рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.

§55

18.04

 

5/59

Отр: Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

§56

22.04

 

6/60

Отряд Приматы.

§57

25.04

 

7/61

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Охрана млекопитающих Липецкой области.

§58, 59

29.04

 

8/62

Обобщение темы «Млекопитающие». Работа с тестами ГИА.

§51-59

06.05

 

9/63

Зачет по теме «Млекопитающие»

Гл.12

13.05

 

 

Глава 13. Развитие животного мира на Земле (5 ч)

 

 

 

1-2/65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Проектная деятельность.

§60, 61

16-20.05

 

3/65

Основные этапы развития животного мира на Земле.

§60, 61

23.05

 

4/ 67

Работа над проектами. Защита проектов.

 

27.05

 

5/68

Подведение итогов.

 

30.05

 

 

Итого 70 ч. Из них резерв 2 ч.

 

 

 

 

 

Скачать Рабочую программау по Биологии для 7 класса 2015 г. в формате .doc: 2.rab.pr._biologiya_2015_7kl.doc [310.5 Kb] (cкачиваний: 6)




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 15-05-2016, 13:33, её прочитали 3 206 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив