Темы на форуме | Автор | Дата |
Рабочая программа по химии в 10 классе по курсу «Органическая химия, профильный уровень» → Из опыта работы / Химия
по химии в 10 классе по курсу
«Органическая химия, профильный уровень»
Авторы: О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин
Пояснительная записка
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Автор делает это осознанно с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.
Курс четко делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав — строение — свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2005 г.; Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2005 г. с использованием рекомендаций: «Примерной программы основного общего образования по химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2006 год.


Рабочая программа
по химии в 8 классе по курсу «ХИМИЯ 8»
автор О.С.Габриелян
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования 2008 год, и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2008 г.г. издания).
Практических работ- 8, контрольных работ – 5.


Рабочая программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, базовый уровень» → Из опыта работы / Биология
Рабочая программа
по биологии в 10-11 классе
по курсу «Общая биология, базовый уровень»
Авторы
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова
Пояснительная записка
Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г).
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Программа на базовом уровне рассчитана на 140 часов - 2 часа в 10 и 2 ч в 11 классе.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
- В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень.
- Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2009.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Лабораторных работ-6, экскурсий – 2.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.
- Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2009 года.
- Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008
Изучение общей биологии в 9 классе
направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования и авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша 8 класс (М. « Вентана - Граф», 2009 года) и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
Лабораторных работ-2, практических работ - 9, зачетов - 4
Учебно-методический комплект по биологии 8 класса:
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология" 8 класс (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2009 год
- Рабочая тетрадь Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, «Биология: человек», 8 класс М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.


Задания 9 класса
9-1Красящий пигмент оранжевой краски – свинцового сурика – имеет состав Pb3O4.
1. Какова возможная степень окисления свинца в этом соединении?
2. К какому классу химических соединений можно отнести это вещество?
3. При взаимодействии свинцового сурика с углем можно получить металлический свинец. Напишите уравнение реакции.
4. Сколько г свинца можно получить из 6,85 г сурика, если выход реакции от теоретически возможного составляет 97%?
9-2 Вещество массой 14,9 г, образованное двумя видами химических частиц с одинаковым электронным строением 1s22s22p63s23p6, полностью прореагировало с 20,0 г 98%-ной серной кислоты.
1. Напишите уравнение реакции.
2. Определите массу образовавшейся соли.
3. Напишите уравнение реакции водного раствора образовавшейся соли с металлическим магнием.
9-3 При взаимодействии водных растворов, содержащих 36,5 г хлороводорода и 40 г гидроксида натрия, выделилось 57 кДж тепла.
1. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
2. Сколько тепла выделится при взаимодействии 150 г 10%-ного раствора серной кислоты и 50 г 11,2%-ного раствора гидроксида калия?
9-4 Если к твердому нитрату натрия добавить концентрированную фосфорную кислоту, то при нагревании смеси из нее можно отогнать азотную кислоту.
1. Напишите уравнение реакции (фосфорная кислота в избытке).
2. Означает ли данный эксперимент, что фосфорная кислота сильнее азотной?
3. Можно ли получить азотную кислоту при реакции 30%-ных растворов азотнокислого натрия и фосфорной кислоты?
9-5 При взаимодействии 69,8 г смеси карбоната и гидрокарбоната одного и того же щелочного металла с соляной кислотой выделяется 30,8 г оксида углерода (IV).
Определите щелочной металл и массы солей в исходной смеси.
9-6 В сосуде при 300 К (градусах абсолютной температуры) и давлении 2 атм содержится 1 моль водорода и 1 моль хлора. После освещения смеси ультрафиолетом и окончания реакции температура сосуда составила 600 К.
1. Напишите уравнение реакции.
2. Почему эта реакция может начаться при освещении?
3. Какой процесс является первой стадией реакции при освещении?
4. Какое давление (атм) было в сосуде при измерении температуры после окончания реакции?
5. Сколько г хлороводорода содержится в сосуде после окончания реакции?


Задания 9 класса
9-1. Выберите вещества, реагирующие с оксидом кальция:
а) BaO ; б) H2CrO4 ; в) SO2 ; г) Al2O3 ; д) NaOH ; е) Sr(OH)2 ; ж) С
Если реакция возможна, напишите ее уравнение и укажите условия.
9-2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:
графит углекислый газ гидрокарбонат кальция карбонат кальция углекислый газ сажа.
Укажите условия проведения реакций.
9-3. Пользуясь периодической таблицей, сравните свойства элементов № 34 и № 42:
а) У какого из этих элементов высшая кислородная кислота может быть более сильной и почему?
б) Чем и почему отличаются свойства элементов № 34 и № 42 в виде простых веществ? (приведите примеры не более трех различающихся свойств)
9-4. 2,0 г кальция сожгли в избытке кислорода, продукт сгорания поместили в воду и пропускали в полученную взвесь оксид серы (IV) до прекращения поглощения газа. Определите состав и массу образовавшейся соли. Какой объем оксида серы (IV) (при н.у.) может быть получен из данной соли при обработке ее серной кислотой?
9-5. В лаборатории есть смесь карбонатов стронция и бария. Как химическим способом определить массовую долю каждого из карбонатов в смеси, если есть широкий выбор химической посуды, весы, но из реактивов имеется только 20%-ная соляная кислота? Опишите ход анализа и вычисления.
9-6. К 50 г 34%-ного раствора пероксида водорода добавили оксид марганца (IV) и собрали весь выделившийся газ. Определите массу образовавшейся жидкости. Какой объем пропана C3H8 (н.у.) может полностью сгореть в выделившемся газе?


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ
ТРЕТИЙ ЭТАП УСЛОВИЯ ЗАДАНИЙ ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Задача 9-1.
«113. Реактивная бумага для открытия небольших количеств свободных галоидов (бесцветная иодная бумага).
Приготовление. Нагревают до полного растворения и обесцвечивания 1 гр. йода, 7 гр. кристаллической соды, 3 гр. крахмальной муки и 1/4 л. воды; полученный раствор разводят до 1 л. и им пропитывают белую бумагу. Последняя, от малейших следов свободных галоидов, окрашивается в__________цвет». (А.И. Коренблит. Химические реактивы, их приготовление, свойства, испытания и употребление. - М., 1902. С.183).
Определите:
- Концентрацию веществ в растворе, которым пропитывают бумагу (крахмал можно не учитывать).
- Напишите уравнение реакции, которая протекает при приготовлении реактива.
- Какую среду имеет раствор, используемый для получения реактива (оцените качественно: нейтральная, кислая или щелочная)? Напишите уравнение реакции, определяющей среду раствора.
- На примере газообразного галогена напишите уравнение реакции, иллюстрирующей действие индикатора.
- В какой цвет окрашивается индикаторная бумага?
- Какие газообразные вещества (кроме галогенов) могут дать аналогичную окраску с индикаторной бумажкой? (Приведите два примера уравнений химических реакций).


Всероссийская олимпиада школьников по химии
Условия задач ДЕСЯТЫЙ КЛАСС
Задача 10-1.
В опыте по определению теплоты сгорания этилацетата был сожжен образец массой m. После полного сгорания повышение температуры в калориметре составило 2,81°. В калибровочном опыте сожгли такой же по массе образец уксусной кислоты, при этом температура повысилась на 1,600. Теплота сгорания СН3СООНЖ: Qcг = 208,84 ккал/моль.
1. Дайте определение теплоты сгорания.
2. Рассчитайте теплоту сгорания этилацетата.
(При расчетах считать, что повышение температуры (∆Т) прямо пропорционально зависит от количества выделившейся теплоты Q = К·∆Т).
3. Напишите термохимические уравнения сгорания СН3СООНж'и СНэСООС2Н5ж.
4. В другом опыте сожгли образцы одинаковой массы m двух изомеров трихлоэтана. Энтальпия образования изомера (I) ∆fH0 = -138,5 кДж/моль.
Энтальпия образования изомера (II) ∆fH0 = -141,84 кДж/моль.
В каком случае повышение температуры в калориметре будет больше: при сгорании изомера (I) или изомера (II)? Ответ обоснуйте. Напишите уравнение реакции горения трихло-этана. Считать, что при сгорании изомеров образуются одинаковые продукты.
5. Нарисуйте графические формулы и назовите изомеры трихлорэтана.

