Темы на форуме | Автор | Дата |
Проект
Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме)
по ХИМИИ
1. Цель работы – итоговая проверка достижения уровня обязательной подготовки по курсу химии основной школы и дифференциация выпускников по их готовности для обучения в профильной школе.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.98 г.).
2) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).
3. Структура экзаменационной работы
Каждый вариант итоговой работы состоит из трех частей и включает 25 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы.
Часть 1 содержит 19 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3;…; А19.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4.
Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1 и С2.
Все задания в работе расположены в порядке нарастающей сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 76, 16 и 8 процентов (соответственно).
Общее представление о распределении заданий по частям экзаменационной работы дает таблица 1.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
№ п/п |
Части работы |
Число заданий |
Макси-мальный первичный балл |
% максимального первичного балла за данную часть работы от общего максимального первичного балла – 33 |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
19 |
19 |
58% |
Задания с выбором ответа |
2 |
Часть 2 |
4 |
8 |
24% |
Задания с кратким ответом |
3 |
Часть 3 |
2 |
6 |
18% |
Задания с развернутым ответом |
4 |
Итого |
25 |
33 |
100% |
Все типы |
Каждая группа заданий итоговой работы имеет свое предназначение.
Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (23 из 28), предусмотренных стандартом образования из всех четырех содержательных блоков курса: знания языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из 4-х вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания. Для этого необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных ответов с условием задания.
Другая разновидность задания предполагает наличие двух суждений, верность которых следует оценить учащимся.
Задания с кратким ответом направлены как на проверку усвоения того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно усваиваемых элементов содержания курса химии основной школы.
В экзаменационной работе 2008 г. предложены только задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор). Правильный ответ записывается в виде набора цифр.
При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими из указанных в условии реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволит осуществить последующую дифференциацию учащихся по уровню химической подготовки и на этой основе выставить им более высокие отметки («4» и «5»).
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение учащимися следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у учащихся комплексных умений:
- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;
- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
В первом задании учащимся необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ.
Второе задание – комбинированная задача, в основе которой два типа расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Включенные в работу задания распределены по содержательным блокам: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений».
При составлении вариантов учитывалось соотношение элементов содержания каждого из блоков в структуре курса химии основной школы.
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений.
4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменационной работы по каждому блоку учебного материала учитывалось, прежде всего, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, учтено, что в системе знаний, определяющей уровень подготовки выпускников, особенно важными являются элементы содержания блоков «Вещество» и «Элементарные основы неорганической химии». По этой причине доля заданий по каждому из этих блоков составила соответственно 30% и 32% от общего числа всех заданий.
Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания остальных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (см. таблицу 2) .
Таблица 2
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам (темам, разделам) курса химии
№ п/п |
Содержательные блоки |
Число заданий |
Максималь-ный балл за выполнение заданий каждого блока |
% от общего максимального балла – 33
|
% элементов данного блока в ко- дификаторе |
1 |
Вещество |
7 |
8 |
24 |
25% |
2 |
Химическая реакция |
6 |
7 |
22 |
21% |
3 |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах |
9 |
13 |
39 |
32% |
4 |
Методы познания веществ и химических явлений |
3 |
5 |
15 |
22% |
5 |
ИТОГО |
25 |
33 |
100% |
100% |
4.2 В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в основной школе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.
Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений дает таблица 3.
Таблица 3.
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
№ п/п |
Виды проверяемых умений |
Число заданий |
Максимальный балл за выпол- нение заданий по каждому виду умений |
% от общего макси-мального балла – 33 |
1. |
Называть: |
3 |
3 |
9% |
1.1 |
вещества по их химическим формулам; |
|||
1.2 |
соединения изученных классов; |
|||
1.3 |
типы химических реакций. |
|||
2. |
Составлять: |
3 |
3 |
9% |
2.1 |
формулы неорганических соединений изученных классов; |
|||
2.2
|
схемы, строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; |
|||
2.3 |
уравнения химических реакций. |
|||
3. |
Характеризовать: |
9 |
11 |
33% |
3.1 |
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
|||
3.2 |
химические свойства основных классов неорганических веществ. |
|||
4. |
Объяснять: |
4 |
8 |
25% |
4.1 |
физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в периодической системе; |
|||
4.2 |
закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений; |
|||
4.3 |
сущность химических реакций (окислительно-восстановительных и ионного обмена); |
|||
4.4 |
взаимосвязь веществ. |
|||
5. |
Определять: |
4 |
4 |
12% |
5.1 |
принадлежность веществ к определенному классу; |
|||
5.2 |
типы химических реакций; |
|||
5.3 |
вид химической связи и степень окисления элементов; |
|||
5.4 |
возможность протекания реакций ионного обмена. |
|||
6. |
Вычислять: |
2 |
4 |
12% |
6.1 |
массовую долю химического элемента в веществе |
|||
6.2 |
массовую долю растворенного вещества в растворе; |
|||
6.3 |
количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
|||
|
Итого |
25 |
33 |
100% |
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4).
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный балл за выполнение заданий каждого уровня сложности |
% от общего максимального балла (33) |
Базовый |
19 |
19 |
57,6% |
Повышенный |
4 |
8 |
24,2% |
Высокий |
2 |
6 |
18,2% |
Итого |
25 |
33 |
100% |
6. Время выполнения работы.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;
2) для каждого задания части 2 – 5-7 минут;
3) для каждого задания части 3 – до 10-12 минут.
Общая продолжительность работы составляет 2 часа (120 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудование.
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:
– периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор.
8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам).
На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии. Использование инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.
9. Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзаменационной работе можно использовать все комплекты учебников по химии для основной школы, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ.
Перечень учебников размещён на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе Федеральный перечень учебников для общего образования.
Рекомендуется также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ. Информацию о рекомендуемых пособиях можно получить на сайте www.fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».
10. План экзаменационной работы приведен в приложении 1.
Приложение 1
План экзаменационной работы по химии для выпускников
IX классов общеобразовательных учреждений
№ задания |
Обозна-чение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Прове-рямые умения |
Коды проверя-емых элементов содержа-ния |
Уро-вень слож-ности зада-ния |
Макс. балл за выпол-нение задания |
При-мерное время выпол-нения зада-ния |
|
Часть 1 |
||||||||
1 |
А1 |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. |
2.2 |
1.1 |
Б |
1 |
3 |
|
2 |
А2 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
4.1 |
1.2 |
Б |
1 |
3 |
|
3 |
А3 |
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. |
5.2
|
1.3 |
Б |
1 |
3 |
|
4 |
А4 |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. |
5.3 |
1.4 |
Б |
1 |
3 |
|
5 |
А5 |
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. |
1.1 1.2 |
1.6 |
Б |
1 |
3 |
|
6 |
А6 |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. |
2.3 5.1 |
2.1 |
Б |
1 |
3 |
|
7 |
А7 |
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. |
1.3 |
2.2 |
Б |
1 |
3 |
|
8 |
А8 |
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. |
5.1 |
2.3 |
Б |
1 |
3 |
|
9 |
А9 |
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). |
2.3 |
2.4 |
Б |
1 |
3 |
|
10 |
А10 |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. |
5.4 |
2.5 |
Б |
1 |
3 |
|
11 |
А11 |
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. |
3.2 |
3.1 |
Б |
1 |
3 |
|
12 |
А12 |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. |
3.2 |
3.2.1 |
Б |
1 |
3 |
|
13 |
А13 |
Химические свойства оснований. |
3.2 |
3.2.2 |
Б |
1 |
3 |
|
14 |
А14 |
Химические свойства кислот. |
3.2 |
3.2.3 |
Б |
1 |
3 |
|
15 |
А15 |
Химические свойства солей (средних). |
3.2 |
3.2.4 |
Б |
1 |
3 |
|
16 |
А16 |
Первоначальные сведения об органических веществах: углеводородах (метане, этане, этилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метанол, этанол, глицерин), карбоновых кислотах (уксусная и стеариновая). |
1.1 |
3.4 |
Б |
1 |
3 |
|
17 |
А17 |
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. |
3.2 |
1.5, 4.1 |
Б |
1 |
3 |
|
18 |
А18 |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ. |
3.2 |
4.2, 4.3 |
Б |
1 |
3 |
|
19 |
А19 |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. |
6.1 |
4.4.1 |
Б |
1 |
3 |
|
Часть 2 |
||||||||
20 |
В1 |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. |
4.2 3.1 |
1.2.1 |
П |
2 |
7 |
|
21 |
В2 |
Химические свойства простых веществ и оксидов. |
3.2 |
3.1, 3.2.1 |
П |
2 |
7 |
|
22 |
В3 |
Химические свойства кислот, оснований и солей (средних). |
3.2 |
3.2.2, 3.2.3, 3.2.4. |
П |
2 |
7 |
|
23 |
В4 |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. |
4.3 |
2.6 |
П |
2 |
7 |
|
Часть 3 |
||||||||
24 |
С1 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. |
4.4 |
3.3 |
В |
3 |
12 |
|
25 |
С2 |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. |
6.2 6.3 |
4.4.2, 4.4.3 |
В |
3 |
12 |
|
ИТОГО (заданий): 25 |
||||||||
|
А – 19 В – 4 С – 2 |
|
|
|
Б – 19 П – 4 В – 2
|
|
Общее время выпол-нения 120 мин |
|

