Темы на форуме | Автор | Дата |
Урок – исследование по теме:
«Концентрированная серная кислота как окислитель».
Цель: на основе знаний учащихся об общих свойствах кислот изучить
окислительные свойства концентрированной серной кислоты;
закрепить и совершенствовать знания и умения учащихся в составле-
нии окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций,
закрепить практические умения и навыки по выполнению опытов, ха-
рактеризующих свойства кислот и правила техники безопасности при
работе с ними;
развивать умения общения детей между собой и с учителем,
умения сравнивать и делать выводы;
заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.
Оборудование, реактивы: на каждый стол – штатив с пробирками,
Н2SO4 конц., Н2SO4 разб., Н2О дист., метилоранж, фенолфталеин,
BaCI2, бумага.
На демонстрационный стол: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, вата,
стеклянная палочка, 2 стакана, сахарная пудра.
Методика: лабораторная работа с элементами беседы, исследовательская
работа.
Ход урока:
- I. Объявление темы, постановка цели.
- 1. Загадка:
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой…
Когда в воде я растворяюсь
То очень сильно нагреваюсь.
(Серная кислота)
2. Знакомство с планом исследования (Путевой лист на столах).
- II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Блиц-опрос по плану:
- Какова молекулярная формула серной кислоты?
- Изобразите структурную формулу серной кислоты.
- К группе каких кислот (по различным классификационным признакам) можно отнести серную кислоту?
- Каковы физические свойства Н2SO4?
- Как серную кислоту получают в промышленности?
(Одновременно с ответами идет заполнение путевого листа)
Путевой лист.
- Молекулярная формула серной кислоты ____________ Н2SO4_______
- Структурная формула серной кислоты _________________________
- Молярная масса ______________________________________
- Классификация Н2SO4 ______________________________________
- Физические свойства: а) агрегатное состояние: _____________________
б) цвет: __________________________________
в) запах: __________________________________
г) r (плотность): ____________________________
д) растворимость в воде:_____________________
O2 O2 H2O
6. Получение в промышленности: FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4
(пирит)
- III. 7. Химические свойства Н2SO4.
Общие с другими кислотами. Специфические.
- Общие: Рассказ учащегося по схеме (опорному конспекту) у доски
Техника безопасности при работе с серной кислотой!
Таблица 1.
Химическое свойство серной кислоты |
Уравнения реакций |
Наблюдения |
1. Диссоциация. |
Н2SO4 Û H+ +HSO4-; HSO4-Û H+ +SO42-
|
|
|
Н2SO4 + метилоранж |
Цвет стал розовый |
3. Взаимодействие с металлами до водоро-да (искл.Pb)-разб. |
Н2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 |
Выделился газ |
4. Взаимодействие с оксидами Ме. |
Н2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O |
Изменился цвет |
5. Взаимодействие с основаниями. |
NaOH + фенолфталеин Н2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O |
Изменился цвет |
6. Взаимодействие с солями менее сильных кислот. |
Н2SO4 + СаСО3 = СаSO4 + Н2О + СО2 |
Выделился газ |
Вывод: разбавленная серная кислота проявляет свойства, характерные для всех
кислот.
III. Изучение нового материала.
- 2. Специфические свойства Н2SO4конц. (Демонстрация)
Демонстрационные опыты: Н2SO4конц.-волшебница и может творить чудеса!
Опыт: Взаимодействие кислоты с водой.
Серная кислота обладает высокой водоотнимающей способностью. Поэтому при растворении ее в воде необходимо соблюдать следующее правило:
Кислоту лить в воду, а не наоборот!
(Демонстрация опорного конспекта и опыта)
Опыт: Обугливание сахара без огня.
Оборудование, реактивы: 8мл Н2SO4 конц., 10г сахарной пудры, стакан, стеклянная палочка.
10г сахарной пудры насыпать в стакан, поставленный на тарелку, туда же влить 8 мл концентрированной серной кислоты и перемешать стеклянной палочкой. Через 1-2 минуты смесь потемнеет, вспенится и в виде рыхлой массы поднимется в стакане. Реакция сопровождается выделением тепла.
Это происходит оттого, что серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ. Это свойство называют гигроскопичностью.
Опыт: Самовозгорание спиртовки с помощью волшебной палочки.
Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка или стакан.
Для опыта необходимо подготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в стакане. Конец стеклянной палочки смочить в данной смеси и поднести к влажному фитилю спиртовки. Она воспламенится.
Опыт: Магический стакан
Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спирт этиловый, стакан емкостью 0,25-0,5л, вата.
На дно стакана емкостью 0,25-0,5 литра поместить небольшое количество смеси марганцовокислого калия и концентрированной серной кислоты. В стакан бросить небольшой кусочек ваты, смоченной спиртом, она вспыхнет и сгорит.
Таблица 2.
Химическое свойст-во Н2SO4 конц. |
Уравнения реакций |
Наблюдения |
Fe, Ni, AI- пассивируют |
4Zn +5Н2SO4k. = 4ZnSO4 + H2S + H2O 3Zn +4Н2SO4k. = 3ZnSO4 + S + 4H2O Zn +2Н2SO4k. = ZnSO4 + SO2 + 2H2O |
|
неМе |
2Н2SO4к. + S = 3SO2 + 2 H2O 2Н2SO4к.+ C = CO2 + 2SO2 + 2 H2O |
Выделение газа |
3. Качественная реакция (с BaCI2 ) |
BaCI2 + Н2SO4 = BaSO4¯+ 2HCI |
Выпал белый осадок |
4. С галогеноводо-родными кислотами (кроме НCI) |
Н2SO4к. + 8НJ = 4J2 + H2S + 4H2O Н2SO4 к.+ 2НBr = Br2 + SO2 + 2H2O |
|
орган. веществами. |
C12H22O11 + 2Н2SO4к. = 2SO2 + 13H2O+11C + CO2 |
Обугливание сахара |
7. Взаимодействие с КмnO4. |
2KMnO4 + Н2SO4к. = Mn2O7 + K2SO4 + H2O 6Mn2O7 + 5C2H6O + 12Н2SO4к.= 12MnSO4 + 10 CO2 + 27 H2O Mn2O7 + 14 H+ + 10e- = 2Mn2+ + 7H2O 6 C2H6O + 3H2O - 12e- = 2CO2 + 12 H+ 5 |
|
Вывод: Н2SO4 конц. –сильный окислитель: обугливает органические вещества, взаимодействует почти со всеми Ме, неМе, восстановителями. Концентрированная серная кислота при взаимодействии с металлами или другими восстановителями восстанавливается до продуктов, в которых сера находится в разных степенях окисления (+4, 0, -2). Чем сильнее восстановительные свойства вещества, тем ниже степень окисления серы.
Работать с серной кислотой необходимо осторожно, соблюдать правила техники безопасности.
На каждом столе мини –лаборатория.
А) Определите, в какой из двух пробирок №1и №2 находится кислота.
Б) Докажите, что это серная кислота.
9. Нахождение серной кислоты в природе. (Сообщение учащегося)
10. Применение серной кислоты. (Сообщение учащегося)
- IV. Закрепление.
Интеллектуальная беседа по вопросам:
- В двух одинаковых сосудах без этикеток налиты равные объемы разбавленной и концентрированной серной кислоты. Предложите простейший способ идентификации (определения) жидкостей.
- В не очень далекие времена иногда между стеклами в двойных оконных
рамах на зиму ставили стаканчик с концентрированной серной кислотой,
чтобы стекла не потели. Какова роль серной кислоты?
- С какими из перечисленных металлов при температуре 200С не реагирует
концентрированная серная кислота:
1) Cu, 2) Zn, 3) Mg, 4) Au.
5. Интеллектуальный турнир. ð
1) Заполните пустые клетки.
|
Cu |
|
|
||||||||||||||
+ |
|
||||||||||||||||
|
|
+ |
H2O |
|
|
+ |
HBr |
|
SO2 |
+ |
|
+ |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
O2 |
CuSO4 |
+ |
|
|
Cu(OH)2 |
+ |
Na2SO4 |
|
|
||||||||
+ |
+ |
|
|
||||||||||||||
SO2 |
|
+ |
|
|
H2SO3 |
|
|
||||||||||
|
+ |
|
|
|
|||||||||||||
H2O |
|
|
|||||||||||||||
2) Решите задачу.
Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния с разбавленной серной кислотой.
Ответы: 1) 11,2 л 2) 22,4 л 3) 44,8 л 4) 33,6 л
Проверка с ключом. Самооценка знаний.
- V. Итог урока, домашнее задание: § 19.4, № 22, 23 стр. 95. Дописать в таблице 1 полные и сокращенные ионные уравнения, выучить путевой лист.
Подготовить сообщение “ Нахождение серной кислоты в природе”.
*Расставить коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций
методом полуреакций:
1) NaI + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + H2S + I2 + H2O
2) NaBr + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + SO2 + Br2 + H2O
3) Ag + H2SO4(конц.) ® Ag2SO4 + SO2 + H2O
Приложение. Путевой лист.
- Молекулярная формула серной кислоты: _________________________
- Структурная формула серной кислоты: ___________________________
- Молекулярная масса серной кислоты:_____________________________
- Классификация Н2SO4 ________________________________________
- Физические свойства: а) агрегатное состояние: _____________________
б) цвет: __________________________________
в) запах: __________________________________
г) r (плотность): ____________________________
д) растворимость в воде:_____________________
O2 O2 H2O
6. Получение в промышленности: FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4
(пирит)
(записать уравнения реакций 3-х стадий:
1) FeS2+ O2®
2)
3)
7. Заполните схему: «Соли серной кислоты».
- VI.
|
|
8. Химические свойства Н2SO4.
Общие с другими кислотами. Специфические.
а) Общие: Таблица 1.
Химическое свойство серной кислоты |
Уравнения реакций |
1. Диссоциация. |
|
2. С индикаторами |
Н2SO4 + метилоранж ® |
3 .С Ме до Н 2 искл-Pb (для разбавленной) |
Н2SO4 + Zn = |
4.С оксидами Ме (основ-новными, амфотерными) |
Н2SO4 + CuO = |
5. С основаниями. |
Н2SO4 + NaOH =
|
6.С солями более слабых кислот. |
Н2SO4 + СаСО3 = |
б) Специфические свойства Н2SO4.
Таблица 2.
Химическое свойст-во Н2SO4 |
Уравнения реакций |
1. Взаимодействие с BaCI2 (кач. реакция) |
BaCI2 + Н2SO4 =
|
2. Гигроскопичность ( концентр.) |
Н2SO4 конц. C12H22O11 ®
|
Предлагаем узнать где лучше купить мужскую вышыванку. Вышиванку с Закарпатья надо покупать только на нашем сайте.
Своё Спасибо, еще не выражали..