Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

 

Олимпиада по химии для учащихся 8 класса.

1. Из предложенного перечня явлений выпишите только химические явления: горение бензина, растворение в воде сахара, ржавление железной проволоки, образование инея, засахаривание варенья, испарение спирта, гниение листьев.

 

2. Из приведенного перечня: сера, железо, оксид алюминия, вода, поваренная соль, кислород, —  выпишите:  а) простые вещества,   б) сложные вещества.

3. Вычислите молекулярную массу следующих веществ:    О2,   Fe2O3,  Сu(OH)2.

 

4. Вычислите массовую долю алюминия в сульфате алюминия    АI2(SO4)3.

 

                                                                      V II                               II   I

5. Составьте формулы:  оксида фосфора   Р О, хлорида олова  Sn CI.

6. Составьте уравнения химических реакций: а) железа с кислородом,

                                                                                  б) цинка с водородом.

 

7. Вычислите массу и количество оксида меди (II), который получают при разложении 22,2 г малахита ( Сu2CH2O5). Схема уравнения реакции следующая: 

        Сu2CH2O5 → CuO + Н2О + СО2 .

 

8. Вычислите количество кислорода, взятого объёмом 1 л, если его плотность равна 1,3 г/л.

 

 

 


 

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 2-06-2010, 15:37, её прочитали 29 823 раз и оставили 0 комментариев.

Олимпиада по химии для учащихся  9 класса.

Часть 1.

  1. При растворении металла в азотной кислоте образовался оксид азота (II), объёмом 8,96 л (н. у.). Полученный раствор нейтрализовали избытком раствора щелочи. Выпавший осадок голубого цвета отделили и прокалили, получив оксид меди(II). Напишите уравнения соответствующих реакций. Какая масса металла была взята.     (10 баллов)
  2. При сливании двух неизвестных растворов получена обыкновенная соленая вода (раствор поваренной соли). Укажите не менее 5 пар исходных растворов, при сливании которых получается эта соль. (5 баллов)
  3. Выведите простейшую формулу соли, используемой в качестве удобрения, содержащей 24,24% серы. Количество атомов кислорода в молекуле в 2 раза меньше количества атомов водорода и в 2 раза больше количества атомов азота. Известно, что в состав данной соли входит 1 атом серы.  (9 баллов)
Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 2-06-2010, 15:36, её прочитали 13 470 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 11

Время выполнения работы – 4 часа

Максимальное количество баллов – 25

 

11 - 1. Сколько мл 25 %-ного раствора гидроксида калия (плотность
1,23 г/мл) нужно затратить на проведение гидролиза 15 г смеси, состоящей из этилацетата, изопропилформиата, метилпропионата?

4 балла

     11 - 2. Дана схема превращений, запишите уравнения реакций, обозначенных в схеме, в структурном виде, укажите условия протекания этих реакций.

 

4 балла

11 - 3. Рассмотрите возможность взаимодействия следующих веществ: а) аммиак и серная кислота; б) красный фосфор и азотная кислота; в) бутадиен – 1,3 и бром. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Если реакции могут приводить к разным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.

4 балла

 

11 – 4. Проведите «мысленный эксперимент». В пронумерованных склянках находятся растворы карбоната натрия, сульфата меди (II), гидроксида натрия, этиленгликоля, глюкозы, щавелевой (этандиовой) кислоты, этанола, этаналя. Как, используя только чистые пробирки и нагревательный прибор, распознать все вещества? Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

6 баллов

11 - 5. К раствору, содержащему 3,88 г смеси бромида калия и йодида натрия, добавили 78 мл 10 %-ного раствора нитрата серебра с плотностью 1,09 г/мл. Выпавший осадок отфильтровали, оставшийся раствор может прореагировать с 13,3 мл соляной кислоты с концентрацией 1,5 моль/л. Вычислите массовые доли солей в исходной смеси, объем хлороводорода, необходимый для приготовления израсходованной соляной кислоты.

7 баллов

 

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:47, её прочитали 11 285 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009

химия - 10

Время выполнения работы – 4 часа

Максимальное количество баллов – 25

 

10 - 1. При сжигании 20 мл газа расходуется 50 мл кислорода, получается 40 мл углекислого газа и 20 мл паров воды. Определите формулу газа, если все объемы измерены при одинаковых условиях.

(3 балла)

10 - 2. Даны структурные формулы веществ:

 

а)         б)

 

Могут ли они иметь геометрические цис-транс изомеры? Если да, то изобразите их. Назовите эти вещества. Какие еще виды изомерии могут быть у данного класса веществ? Изобразите структурные формулы шести веществ, являющихся изомерами А и Б разных видов изомерии и назовите их.

(5 баллов)

 

10 - 3. В газовой смеси содержится метан (CH4) (j = 40%, w = 48,5%), оксид азота (II) (j = 20%) и некий третий компонент.

Проведя расчеты, установите название третьего компонента газовой смеси.


 
Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:45, её прочитали 10 721 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 11

Ответы и указания к решению

11 – 1. Каждое уравнение реакции – 0,5 балла, определение количества изомерных эфиров 15:88= 0,17 моль (0,5 балла); определение массы КОН 0,17 · 56 = 9,52 г (0,5 балла). Определение массы раствора щёлочи 9,52 · 0,25 = 38,08 г (0,5 балла). Определение объёма щёлочи 38,08 : 1,23 = = 30,96 мл (0,5 балла).

            Всего: 4 балла

 

11 - 2. Дегидроциклизация гептана с последующим дегидрированием до образования толуола: С7Н16 ® C7H8 + 4Н2;

окисление толуола: 5С6Н5 СН3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 ®

® 5С6Н5СООН + 3К2SO4 + 6MnSO4 + 14Н2О;

нейтрализация бензойной кислоты: С6Н5COOH + NaOH ®

® С6Н5COONa + H2O;

прокаливание бензоата натрия с щёлочью: С6Н5COONa + NaOH ®

® С6H6 + Na2CO3;

нитрование бензола в присутствии серной концентрированной кислоты: С6Н6 + HNO3 ® C6H5NO2 + H2O;

восстановление нитробензола (реакция Зинина): C6H5NO2+ 3H2 ®
® C6H 5NH2 + 2H2O;

взаимодействие анилина с хлороводородом: С6Н5NH2 + HCl ®

® С6Н5 NH3Cl;


Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:44, её прочитали 10 305 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 10

Ответы и указания к решению

 

10 - 1. Так как в результате сгорания исходного вещества получились только углекислый газ и вода, можно предположить, что оно состояло из углерода, водорода и, возможно, кислорода. Запишем уравнение реакции горения газа в общем виде (1,5 балла). Над формулами запишем соответствующие объемы веществ. Так как все объемы измерялись при одинаковых условиях, можно воспользоваться законом объемных отношений газов: объемы газов, участвующих в реакции, относятся друг к другу как их количества вещества.

 

Из пропорций  и  определяем, что х = у = 2 (1 балл). Вычислим z, используя значение х и у: (4 + 1 – ) · 20 = 50, z = 0. В исходном веществе кислород не содержался (0,5 балла).

О т в е т: сгоревшее вещество – ацетилен.

Всего: 3 балла

10 - 2.  а) 2-метилпентен-2, не может иметь геометрического изомера, б) цич-гексен-3, может иметь геометрический изомер транс-гексен-3. Алкены обладают изомерией положения двойной связи, углеродной цепи и межклассовой (с циклоалкенами). Можно построить гексен-1, гексен-2 (цис и транс), 2-пентен-1, 4-метилпентен-2, 4-метипентен-1, 3-метилпентен-1, 3-метипентен-2, 3,3-диметилбутен-1, 2,3-диметилбутен-2. Из классовых изомеров: циклогексан, метилциклогексан, диметилциклобутаны, этилциклобутан, триметилциклопропаны, метилэтилциклопропаны, пропил- и изопропилциклопропан.

За названия данных веществ – по 0,5 балла, за определение возможности геометрической изомерии и изображение транс-изомера – 0,5 балла. За перечисление возможных видов изомерии – 0,5 балла. За построение каждого из 6 изомеров – по 0,25 балла, за правильное название каждого из построенных изомеров – по 0,25 балла. За лишние изомеры баллы не набавляются.

Всего: 5 баллов


Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:42, её прочитали 13 197 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 9

Ответы и указания к решению

9 - 1.       (0,5 балла),

 пусть в реакцию вступило х моль Ва, тогда n(Ba(OH)2) = n(H2) = x моль (0,5 балла).

Масса вещества Ва(ОН)2 в растворе составляет 171 · х г,  а  масса  раствора  равна:  m(р-ра) = 1000 + m(Ва) – m(Н2 ­) = =1000 + 137х – 2х  =  1000 + 135х (1 балл)

w(Ва(ОН)2) =  = 0,02,  отсюда  х = 0,119 (1 балл).

О т в е т:  0,119 моль Ва.

Всего: 3 балла

  9 -  2.   

 

Ba(OH)2 + CO2 ® BaCO3 ¯ + H2O

Ba(OH)2 + 2HCl ® BaCl2 + 2H2O

BaCl2 + Na2CO3 ® BaCO3 ¯ + 2NaCl

BaCO3 + 2HNO3 ® Ba(NO3)2 + CO2 ­ + H2O

Ba(NO3)2 + FeSO4 ® Fe(NO3)2 + BaSO4 ¯

4Fe(NO3)2 ® 2Fe2O3 + 8NO2 ­ + O2 ­

Fe(NO3)2 + Zn ® Fe + Zn(NO3)2

Fe2O3 + 3CO ® 2Fe + 3CO2  

За каждое правильное уравнение по 0,5 баллов.

Всего: 4 балла


 

 

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:40, её прочитали 12 531 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 9

Время выполнения работы – 4 часа

Максимальное количество баллов – 25

 

9 - 1. Какое количество вещества бария нужно взять, чтобы при его взаимодействии с одним литром воды образовался 2 %-ный раствор гидроксида бария?                                                                          

3 балла

    9 -  2.    Дана схема реакций:

 

В левом треугольнике все реакции протекают без изменений степеней окисления, в правом – все реакции окислительно-восстановительные. Определите неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.

4 балла

 

9 - 3.  При пропускании паров воды через оксид кальция масса реакционной смеси увеличилась на 9,65%. Определите процентный состав полученной твердой смеси.

5 баллов

 

9 - 4.  Проведите «мысленный эксперимент». В четырех пробирках без подписей находятся водные растворы хлорида бария, серной кислоты, сульфата натрия и карбоната натрия. Как различить их без реактивов? Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

5 баллов

 

9 - 5.  К 158,19 мл 10% раствора нитрата алюминия (плотностью 1,081г/мл) прилили 210,80 мл 3,3% раствора едкого натра (плотностью 1,035г/мл). Определите % концентрацию веществ в полученном растворе.

8 баллов

 

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:38, её прочитали 10 067 раз и оставили 0 комментариев.

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 9

Время выполнения работы – 4 часа

Максимальное количество баллов – 25

 

9 - 1. Какое количество вещества бария нужно взять, чтобы при его взаимодействии с одним литром воды образовался 2 %-ный раствор гидроксида бария?                                                                          

3 балла

    9 -  2.    Дана схема реакций:

 

В левом треугольнике все реакции протекают без изменений степеней окисления, в правом – все реакции окислительно-восстановительные. Определите неизвестные вещества и напишите уравнения реакций.

4 балла

 

9 - 3.  При пропускании паров воды через оксид кальция масса реакционной смеси увеличилась на 9,65%. Определите процентный состав полученной твердой смеси.

5 баллов

 

9 - 4.  Проведите «мысленный эксперимент». В четырех пробирках без подписей находятся водные растворы хлорида бария, серной кислоты, сульфата натрия и карбоната натрия. Как различить их без реактивов? Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

5 баллов

 

9 - 5.  К 158,19 мл 10% раствора нитрата алюминия (плотностью 1,081г/мл) прилили 210,80 мл 3,3% раствора едкого натра (плотностью 1,035г/мл). Определите % концентрацию веществ в полученном растворе.

8 баллов

 

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:38, её прочитали 10 285 раз и оставили 0 комментариев.

Методические рекомендации, краткий анализ структуры и содержания

олимпиадных заданий по химии 2 тура

2008 -2009 учебный год

Муниципальный этап олимпиады проводится органами местного самуправления муниципальных и городских округов в сфере образования по трем возрастным параллелям (9-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по химии. В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 9-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года.

Во время проведения олимпиады ее организаторы должны рассадить участников по аудиториям так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса одного и того же образовательного учреждения.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к оцениванию заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров муниципального этапа выявляется по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. Участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами. Это ни в коей мере не предполагает, что должно быть только одно первое, одно второе и одно третье место. После составления итоговой таблицы, жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на третий (региональный) этап. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в  приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии.

Закрытие олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения, а также в муниципальных СМИ. С целью повышения эффективности муниципального этапа по окончании олимпиады целесообразно довести до участников и наставников подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.


Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:36, её прочитали 22 955 раз и оставили 0 комментариев.