Темы на форуме | Автор | Дата |
Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ
1. Какой уровень организации жизни изучает экология?
1) клеточный
2) молекулярный
3) видовой
4) биогеоценотический
2. Какова причина ярусного размещения растений в экосистеме смешанного леса?
1) недостаток минеральных веществ в почве
2) обилие света
3) неравномерное увлажнение почвы
4) конкуренция между видами
3. Какой из объектов можно назвать экосистемой?
1) пень с населяющими его организмами
2) семью грачей, гнездящихся на березе
3) популяцию береговых ласточек
4) совокупность особей ели в лесу
4. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?
1) обильные дожди летом
2) увеличение численности водных растений
3) пересыхание водоема
4) интенсивный отстрел животных
5. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?
1) рубка деревьев
2) отстрел волков и лисиц
3) вытаптывание растений
4) разведение костров
6. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?
1) понижение температуры воздуха
2) изменение продолжительности светового дня
3) увеличение облачности
4) изменение атмосферного давления
7. Отношения между синицами и гусеницами называют хищничеством, так как
1) синицы и гусеницы обитают в одном лесу
2) синицы и гусеницы питаются сходной пищей
3) синицы поедают гусениц
4) гусеницы паразитируют на синицах
8. Отношения между белками и дятлами называют конкуренцией, так как
1) белки поедают дятлов
2) дятлы нападают на белок
3) у них сходные болезни
4) они питаются сходной пищей
9. Как называют тип взаимоотношений между белым
грибом и дубом?
1) паразитизм 2) симбиоз
3) хищничество 4) конкуренция
14. Как называют тип взаимоотношений между собакой и пастбищным клещом?
1) конкуренция
2) симбиоз
3) хищничество
4) паразитизм
15. . Почему консументы не могут существовать без проду¬центов?
1) не способны без них размножаться
2) консументы — более молодая в эволюционном плане группа
3) продуценты — основной источник минеральных веществ
4) не способны синтезировать органические вещества из неорганических
16. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии?
1) энергия не передается от растений к животным
2) энергия освобождается в процессе фотосинтеза
3) основная часть остается в телах растений
4) энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и
рассеивается в окружающей среде
17. Почему Черное море считают устойчивой экосистемой?
1) расположено в теплом климате
2) обитает большое число видов
3) преобладает несколько видов с высокой численностью
4) характерно небольшое число пищевых цепей
18. О проявлении саморегуляции в экосистеме свидетельствует
1) увеличение численности сов при увеличении численности
мышей
2) смена экосистем вследствие изменения климата
3) быстрое размножение многих видов
4) исчезновение многих видов в результате деятельности человека
19. Почему в агроэкосистеме пшеничного поля в отличие от экосистемы заливного луга незамкнутый круговорот веществ?
1) в агроэкосистеме отсутствуют редуценты
2) в ней не используется солнечная энергия
3) образуется мало органических веществ
4) нарушается перенос веществ в цепях питания
20. Как изменяется биомасса водорослей в водах Мирового океана с глубиной?
1) сначала увеличивается, потом уменьшается
2) остается неизменной
3) увеличивается
4) уменьшается
21. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет
1) к накоплению в атмосфере кислорода
2) к увеличению прозрачности атмосферы
3) к увеличению плотности атмосферы
4) к накоплению в атмосфере углекислого газа
22. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты
1) биогеоценоза
2)вида
3) популяции
4)биосферы
23. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней
энергии?
1) лисица —» дождевой червь —* еж —+ листовой опад
2) листовой опад —> дождевой червь —► еж —> лисица
3) еж —> дождевой червь —» листовой опад —» лисица
4) еж —> лисица —* дождевой червь —> листовой опад
24. Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) ястреб —► дрозд —> гусеница —» крапива
2) крапива —» дрозд —> гусеница —> ястреб
3) гусеница —» крапива —» дрозд —» ястреб
4) крапива —> гусеница —* дрозд —> ястреб
Выберите три ответа из шести.
В 1. К консументам относятся
1) зеленые растения;
2) животные;
3) автотрофные бактерии;
4) гетеротрофные растения;
5) сапротрофные бактерии и грибы;
6) паразитические бактерии и грибы
В 2. Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам?
1) совокупность популяций белок в лесу
2) тайгу
3) озеро Байкал
4) совокупность всех видов растений в озере
5) морских млекопитающих
6) пруд с обитающими в нем организмами
Установите соответствие.
В 3. Установите соответствие между обитателями пруда и звеньями экосистемы, к которым они относятся:
Обитатели пруда Звенья экосистем
1) прибрежная растительность А) продуценты
2) карп Б) консументы
3) личинки земноводных
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
4) Фитопланктон
5) Растения дна
6) Большой прудовик
В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ
1) постоянство газового состава атмосферы А) биотические
2) изменение толщины озонового экрана
3) изменение влажности воздуха Б) абиотические
4) изменение численности консументов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
5) изменение численности продуцентов
6) увеличение численности паразитов
Установите последовательность.
В 5. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы.
A) лягушка
Б) еж
B) голый слизень
Г) капуста
В 6. Установие в какой последовательности располагаются уровни организации живого:
А) биоценотический
Б) видовой
В) популяционный
Г) биогеоценотический
Д) организменный
Е) биосферный
С 1. Объясните, почему сокращение численности выдр сначала ведет к возрастанию численности рыб, а затем к их сокращению.
С 2. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
С 3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.
5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
Прочитайте текст и выполните задания.
Биосфера – это часть биологической оболочки Земли, свойства которой определяются активностью живых организмов. Учение о биосфере создано русским геохимиком В. И. Вернадским. По его словам, биосфера – это оболочка, где существует или существовала жизнь.
Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов – уголь, нефть, газ – биогенные вещества. В глубину твёрдой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторожденияз).
В атмосфере границы распространения жизни ограничиваются озоновым экраном на высоте около 20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи Солнца.
Всю массу организмов всех видов Вернадский назвал живым веществом Земли, которые постоянно в ходе обмена веществ перераспределяют химические элементы в природе, осуществляют круговорот веществ.
Жизнью создан на поверхности суши почвенный слой. В нём так тесно связаны между собой минеральные компоненты, разлагающиеся органические вещества и многочисленные микроорганизмы, что Вернадский отнёс её к особым, биокосным телам природы. Такой же биокосный состав имеют и воды Мирового океана, насыщенные бесчисленными обитателями до дна самых глубоких впадин в 10-11 км.
Косное вещество биосферы образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют. Например, изверженные горные породы.
Часть биосферы, находящуюся под влиянием активной деятельности человека, называют ноосферой – сферой человеческого разум. Чаще всего влияние человечества на биосферу губительно, что в свою очередь губительно и для человечества.
С 4. Прочитайте текст. Внесите недостающие сведения в таблицу
Компонент |
Краткая характеристика |
Примеры |
Живое вещество |
Совокупность живых организмов и продуктов их жизнедеятельности |
1 |
2 |
Образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют |
Изверженные горные породы |
Биогенное вещество |
3 |
Уголь, нефть, газ |
4 |
Образуется в результате совместной деятельности организмов и тел неживой природы |
5 |
С 5. На основании текста ответьте на вопрос: что является верхней и нижней границами биосферы?
С6. На основании текста выскажите и обоснуйте предположение: в чём заслуга научных идей В . И. Вернадского?