Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Урок_Конц. серная кислотаИз опыта работы / Химия

 


Урок – исследование по теме:

«Концентрированная серная кислота как окислитель».

 

Цель: на основе знаний учащихся об общих свойствах кислот изучить

          окислительные свойства концентрированной серной кислоты;

          закрепить и совершенствовать знания и умения учащихся в составле-

          нии окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций,

          закрепить практические умения и навыки по выполнению опытов, ха-

          рактеризующих свойства кислот и правила техники безопасности при

          работе с ними;

          развивать умения общения детей между собой и с учителем,

          умения сравнивать и   делать выводы;

          заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

 

Оборудование, реактивы: на каждый стол – штатив с пробирками,

          Н2SO4 конц., Н2SO4 разб., Н2О дист., метилоранж, фенолфталеин, 

          BaCI2, бумага.

               На демонстрационный стол: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, вата,

          стеклянная палочка, 2 стакана, сахарная пудра.

 

Методика: лабораторная работа с элементами беседы, исследовательская

         работа.

 

Ход урока:

  1. I.                  Объявление темы, постановка цели.
    1. 1.    Загадка:

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой…

Когда в воде я растворяюсь

То очень сильно нагреваюсь.

                    (Серная кислота)

2. Знакомство с планом исследования (Путевой лист на столах).

  1. II.               Актуализация опорных знаний учащихся.

Блиц-опрос по плану:

  1. Какова молекулярная формула серной кислоты?
  2. Изобразите структурную формулу серной кислоты.
  3. К группе каких кислот (по различным классификационным признакам) можно отнести серную кислоту?
  4. Каковы физические свойства Н2SO4?
  5. Как серную кислоту получают в промышленности?

(Одновременно с ответами идет заполнение путевого листа)

Путевой лист.

  1. Молекулярная формула серной кислоты  ____________ Н2SO4_______

 

  1. Структурная формула серной кислоты   _________________________

 

  1. Молярная масса              ______________________________________

 

  1. Классификация Н2SO4     ______________________________________  

 

  1. Физические свойства: а) агрегатное состояние: _____________________

                                           б) цвет:   __________________________________               

                                           в) запах:  __________________________________

                                           г) r (плотность): ____________________________

                                           д) растворимость в воде:_____________________

 

                                                                            O2       O2         H2O

6. Получение в промышленности:      FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4

                                                             (пирит)

 

 

 

  1. III.                                                 7. Химические свойства Н2SO4.

 


          Общие с другими кислотами.       Специфические.

 

  1. Общие:  Рассказ учащегося по схеме (опорному конспекту) у доски

Техника безопасности при работе с серной кислотой!

Таблица 1.

Химическое свойство серной кислоты

Уравнения реакций

Наблюдения

1. Диссоциация.

Н2SO4 Û H+ +HSO4-;  HSO4-Û H+ +SO42-

 

 

  1. Действие на индикаторы.

Н2SO+ метилоранж

Цвет стал розовый

3. Взаимодействие с металлами до водоро-да (искл.Pb)-разб.

Н2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 ­

Выделился газ

4. Взаимодействие с оксидами Ме.

Н2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O

Изменился цвет

5. Взаимодействие с основаниями.

NaOH + фенолфталеин

Н2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

Изменился цвет

6. Взаимодействие с солями менее сильных кислот.

Н2SO4 + СаСО3 = СаSO4 + Н2О + СО2­

Выделился газ

 

Вывод: разбавленная серная кислота проявляет свойства, характерные для всех 

              кислот.

III.    Изучение нового материала.

  1. 2.    Специфические свойства Н2SO4конц. (Демонстрация)

Демонстрационные опыты: Н2SO4конц.-волшебница и может творить чудеса!

 

Опыт: Взаимодействие кислоты с водой.

Серная кислота обладает высокой водоотнимающей способностью. Поэтому при растворении ее в воде необходимо соблюдать следующее правило:

Кислоту лить в воду, а не наоборот!

(Демонстрация опорного конспекта и опыта)

 

Опыт: Обугливание сахара без огня.

Оборудование, реактивы: 8мл Н2SO4 конц., 10г сахарной пудры, стакан, стеклянная палочка.

10г сахарной пудры насыпать в стакан, поставленный на тарелку, туда же влить 8 мл концентрированной серной кислоты и перемешать стеклянной палочкой. Через 1-2 минуты смесь потемнеет, вспенится и в виде рыхлой массы поднимется в стакане. Реакция сопровождается выделением тепла.

Это происходит оттого, что серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ. Это свойство называют гигроскопичностью.

 

Опыт: Самовозгорание спиртовки с помощью волшебной палочки.

Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка или стакан.

Для опыта необходимо подготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в стакане. Конец стеклянной палочки смочить в данной смеси и поднести к влажному фитилю спиртовки. Она воспламенится.

 

Опыт: Магический стакан

Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спирт этиловый, стакан емкостью 0,25-0,5л, вата.

На дно стакана емкостью 0,25-0,5 литра поместить небольшое количество смеси марганцовокислого калия и концентрированной серной кислоты. В стакан бросить небольшой кусочек ваты, смоченной спиртом, она вспыхнет и сгорит.

                                                                                                                                                                          Таблица 2.

Химическое свойст-во Н2SO4 конц.

Уравнения реакций

Наблюдения

  1. Взаимодействие с Ме, кроме Au, Pt.

     Fe, Ni, AI-

     пассивируют

4Zn +5Н2SO4k. = 4ZnSO4 + H2S­ + H2O

3Zn +4Н2SO4k. = 3ZnSO4 + S + 4H2O

Zn +2Н2SO4k. = ZnSO4 + SO2­ + 2H2O

 

  1. Взаимодействие с

     неМе

2SO4к. + S = 3SO2­ + 2 H2O

2SO4к.+ C = CO2 + 2SO2­ + 2 H2O

Выделение газа

3. Качественная реакция (с BaCI2 )

BaCI2 + Н2SO4 = BaSO4¯+ 2HCI

Выпал белый осадок

4. С галогеноводо-родными кислотами (кроме НCI)

Н2SO4к. + 8НJ = 4J2 + H2S­ + 4H2O

Н2SO4 к.+ 2НBr = Br2 + SO2­ + 2H2O

 

  1. Взаимодействие с

   орган. веществами.

C12H22O11 + 2Н2SO4к. = 2SO2­ + 13H2O+11C + CO2­

Обугливание

сахара

7. Взаимодействие с

     КмnO4.

2KMnO4 + Н2SO4к. = Mn2O7 + K2SO4 + H2O

6Mn2O7 + 5C2H6O + 12Н2SO4к.= 12MnSO4 + 10 CO2­ + 27 H2O

Mn2O7 + 14 H+ + 10e- = 2Mn2+ + 7H2O    6

C2H6O + 3H2O - 12e- = 2CO2­ + 12 H+    5

 

Вывод: Н2SO4 конц. –сильный окислитель: обугливает органические вещества, взаимодействует почти со всеми Ме, неМе,  восстановителями. Концентрированная серная кислота при взаимодействии с металлами или другими восстановителями восстанавливается до продуктов, в которых сера находится в разных степенях окисления (+4, 0, -2). Чем сильнее восстановительные свойства  вещества, тем ниже степень окисления серы. 

Работать с серной кислотой необходимо осторожно, соблюдать правила техники безопасности.

 

На каждом столе мини –лаборатория. 

А) Определите, в какой из двух пробирок №1и №2 находится кислота.

Б) Докажите, что это серная кислота.

 

9. Нахождение серной кислоты в природе. (Сообщение учащегося)

10. Применение серной кислоты. (Сообщение учащегося)

 

  1. IV.            Закрепление.

                    Интеллектуальная беседа по вопросам:

  1. В двух одинаковых сосудах без этикеток налиты равные объемы разбавленной и концентрированной серной кислоты. Предложите простейший способ идентификации (определения) жидкостей.
  2. В не очень далекие времена иногда между стеклами в двойных оконных

    рамах на зиму ставили стаканчик с концентрированной серной кислотой,

    чтобы стекла не потели. Какова роль серной кислоты?

  1. С какими из перечисленных металлов при температуре 200С не реагирует

    концентрированная серная кислота:

     1) Cu,   2) Zn,   3) Mg,   4) Au. 

5. Интеллектуальный турнир.                                                                                ð

1) Заполните пустые клетки.

 

Cu

 

 

+

 

 

 

+

H2O

 

 

+

HBr

 

SO2

+

 

+

 

 

 

 

 

 

O2

CuSO4

+

 

 

Cu(OH)2

+

Na2SO4

 

 

+

+

 

 

SO2

 

+

 

 

H2SO3

 

 

 

+

 

 

 

H2O

 

 

                                   

 

2) Решите задачу.

Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния с разбавленной серной кислотой.

       Ответы:  1) 11,2 л    2) 22,4 л   3) 44,8 л   4) 33,6 л

Проверка с ключом. Самооценка знаний.

  1. V. Итог урока, домашнее задание: § 19.4, № 22, 23 стр. 95. Дописать в таблице 1 полные и сокращенные ионные уравнения, выучить путевой лист.

Подготовить сообщение “ Нахождение серной кислоты в природе”.

 *Расставить коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций 

    методом полуреакций:

1) NaI + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + H2S­ + I2 + H2O

     2) NaBr + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + SO2­ + Br2 + H2O

     3) Ag + H2SO4(конц.) ® Ag2SO4 + SO2­ + H2O  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.         Путевой лист.

 

  1. Молекулярная формула серной кислоты: _________________________

 

 

  1. Структурная формула серной кислоты: ___________________________
  2. Молекулярная масса серной кислоты:_____________________________
  3. Классификация Н2SO4     ________________________________________

 

  1. Физические свойства: а) агрегатное состояние: _____________________

                                           б) цвет:   __________________________________               

                                           в) запах:  __________________________________

                                           г) r (плотность): ____________________________

                                           д) растворимость в воде:_____________________

 

                                                                            O2       O2         H2O 

6.  Получение в промышленности:     FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4

                                                             (пирит)

(записать  уравнения реакций 3-х стадий:

         1)     FeS2+    O2®

         2)

         3)

7. Заполните схему:   «Соли серной кислоты».

 
   

  1. VI.                            

               ?

 

          ?

 
       
       
 

 

 

 

 

 


                     8. Химические свойства Н2SO4.

 


       Общие с другими кислотами.       Специфические.

                             а) Общие:                           Таблица 1.

Химическое свойство серной кислоты

Уравнения реакций

1. Диссоциация.

 

2. С индикаторами

Н2SO+ метилоранж ®

3 .С Ме до Нискл-Pb  (для разбавленной)

Н2SO4 + Zn =

4.С оксидами Ме (основ-новными, амфотерными)

Н2SO4 + CuO =

5. С основаниями.

Н2SO4 +  NaOH =

 

6.С солями более слабых кислот.

Н2SO4 + СаСО3 =

 

б) Специфические свойства Н2SO4.

                                                                                                                              Таблица 2.

Химическое свойст-во Н2SO4

Уравнения реакций

1. Взаимодействие с BaCI2 (кач. реакция)

BaCI2 + Н2SO4 =

 

 

2. Гигроскопичность

 ( концентр.)

               Н2SO4 конц.

C12H22O11      ®

 

 

 

 

 

Предлагаем узнать где лучше купить мужскую вышыванку. Вышиванку с Закарпатья надо покупать только на нашем сайте.


Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 23-10-2009, 18:34, её прочитали 18 067 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив