Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-Домашнее задание / Тесты

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-2007

9 класс

         Задача 9 – 1

Порошок магния в результате нагревания на воздухе частично окислился, при этом его масса увеличилась на 10%. Вычислите молярное соотношение количества непрореагировавшего металла и образовавшегося оксида.

         Задача 9 – 2        

Оксид одновалентного металла массой 24,8 г растворили в 175,2 г воды. Найдите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе, если в оксиде массовая доля кислорода составляет 25,8%.

Задача 9 – 3

Допишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставьте в них коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель:

А)  Cu2O  +   NHt=

Б)   NO+  NaOH =

В)  Cu2O  +  H2SO4(конц.)  =

Г)  Cu2S  +  HNO3(конц.) =

Задача 9 – 4

Ниже приведен один из старых алхимических рецептов приготовления «зеленого философского деревца».

         «Возьми царской водки, сделанной из селитры и квасцов; положи в нее кусок серебра, смешанного с медью, и распусти его на огне: раствор, по причине распущенной меди, будет зеленого цвета. Когда заметишь, что все серебро распустилось, то подлей к нему самой холодной дождевой воды, очищенной перегонкой, и тотчас затем положи туда живой ртути; в короткое время на дне покажутся деревца с приятной зеленью, так что вдруг из воды появиться целый лесок и, постояв некоторое время, спокойно окрепнет и сделается рощицей, которую можно носить с собой и которая, по своей новости, будет прекрасным изображением плодотворной природы». (Папюс. Практическая магия. – М.: Renaissance, 1991. – с. 584.)

  1. Что такое «селитра» и «квасцы»? Как из них можно приготовить «царскую водку» (уравнения реакций)?
  2. Что такое «распущенная медь»? Почему раствор «распущенной меди» зеленого цвета?
  3. Напишите уравнения реакций «распущения».
  4. Что такое «самая холодная дождевая вода, очищенная перегонкой» (в современной терминологии)? Для чего, на ваш взгляд, ее добавляют?
  5. Что происходит при добавлении в раствор «живой ртути» (уравнения химических реакций)?
  6. Что собой представляют «выросшие деревца» (химический состав)?

Задача 9 – 5

Проведите «мысленный эксперимент». В девяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: BaCl2, Na2SO4, Mg(NO3)2, Na3PO4, Ba(OH)2, KOH, Na2CO3, HCl, KCl. Используя в качестве реактивов только эти растворы, необходимо определить каждое из перечисленных веществ. Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

 

 

 

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-2007

10 класс

Задача 10 – 1

К 100 мл раствора, содержащего хлорид железа (3) и хлорид меди (2), добавили избыток раствора сульфида аммония, в результате чего выпало 3,04 г  осадка. После добавления  к осадку разбавленного раствора хлороводорода масса осадка уменьшилась до 1,28 г. Определить количество молей в 1 л исходного раствора.

         Задача 10 – 2

Газы называются несовместимыми, если они способны вступать в реакцию при обычных температуре и давлении. Даны газы: этилен, оксид углерода (2), водород, хлор, кислород. Какие из них являются попарно несовместимыми, а какие способны взаимодействовать в иных условиях?

         Задача 10 – 3

Газообразный углеводород сожгли в избытке кислорода. При этом число молей в системе не изменилось. Найти формулу углеводорода.

         Задача 10 – 4

В технологии производства меди существуют термины «катодная медь» и «анодная медь».

  1. Каково происхождение терминов? Запишите необходимые для пояснения ответа уравнения реакций.
  2. Какая из разновидностей меди, катодная или анодная, дороже и почему?

 

         Задача 10 - 5

В лаборатории были обнаружены 5 баночек с утерянными этикетками, содержащие бесцветные кристаллические вещества. Для идентификации веществ были приготовлены насыщенные растворы при комнатной температуре. С этими растворами был проведен ряд экспериментов. Полученные результаты приведены в таблице.

Реагент

1

2

3

4

5

Р-р HCl

 ↑, б.ц.,б.з.

↑, б.ц.,б.з.

↑, б.ц.,н.з.

↑, окр., н.з.

↑, окр., н.з.

Р-р CaCl2

↑, б.ц.,н.з.,   ↓,бел.

↓,бел.

↓,бел.

-

-

Р-р KMnO4

↑, б.ц.,б.з.

↑, б.ц.,б.з.

обесцвечивание

обесцвечивание

-

Р-р KI (H+)

↑, б.ц.,б.з.

↑, б.ц.,б.з.

-

↓, темн.

↓, темн.

 

↑ - газовыделение, б.ц. – без цвета, окр. – окрашенный, б.з. – без запаха, н.з. – неприятный запах.

↓ осадок, бел. Белый, темн.,темный.

+) – подкисленный раствор, знак « - « показывает отсутствие признаков реакции.

  1. Определите, что может быть в банках (1-5), учитывая, что растворы 1-3 окрашивают пламя газовой горелки в желтый цвет, а растворы 4 и 5 практически не меняют окраски пламени, придавая ему слабый фиолетовый оттенок.
  2. Напишите уравнения реакций, использованных для определения веществ.
  3. На этикетках банок надо сделать надписи названий веществ: напишите их в соответствии с номерами.

 

 

 

 

 

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2006-2007

11 класс

         Задача 11 – 1

Смесь гидридов лития и натрия прореагировала с 193 мл воды. Масса полученного раствора оказалась на 1 г меньше суммы масс исходных веществ, а массовая доля щелочей в растворе составила в сумме 8%. Определите массы исходных гидридов.

Задача 11 – 2    

Древние индейцы Южной Америки использовали для извлечения золота из золотоносных горных пород их нагревание с влажной смесью чилийской селитры, поваренной соли и алюмокалиевых квасцов. Алхимиками был предложен несколько более простой способ перевода золота в раствор, фактически основанный на тех же химических превращениях. Напишите молекулярное уравнение реакции растворения золота по методу средневековых алхимиков. Объясните, с помощью сокращенных ионных уравнений процессы, протекающие при растворении золота по рецепту индейцев.

Задача 11 – 3

В раствор средней соли Х  при постоянном перемешивании и охлаждении медленно по каплям добавляли раствор другой средней соли У. Через некоторое время в реакционной смеси обнаружили присутствие одновременно кислой соли А, основной соли В и средней соли С. Предложите, какие вещества могли быть использованы для проведения такого опыта. Изменится ли результат, если изменить порядок смешивания растворов? Можно ли провести опыт так, чтобы в реакционной смеси одновременно присутствовали только основная соль и средняя соль, или кислая соль и средняя соль? Дайте мотивированный ответ.

Задача 11 – 4

Углеводород А содержит 92,26% углерода по массе. Взаимодействие А с избытком сухого бромистого водорода в открытом сосуде на свету ведет к быстрому образованию продукта Б, содержащего 43,18% брома по массе. Реакция между А и концентрированным водным раствором бромистого водорода протекает при перемешивании двух жидкостей значительно медленнее и приводит к соединению В в качестве основного продукта. Оба   вещества, Б и В, способны реагировать с горячим водным раствором перманганата калия. При подкислении водных растворов продуктов реакции, полученных из Б и В при использовании избытка перманганата калия, в обоих случаях образуются бесцветные кристаллические вещества, не содержащие галогена, соответственно ББ и ВВ. Один грамм ББ способен нацело прореагировать с 73, 4 мл 0,1 М раствора щелочи, а один грамм ВВ – 81,9 мл того же раствора.

  1. Определите молекулярную формулу вещества А и его строение.
  2. Запишите формулы продуктов ББ и ВВ.
  3. Укажите строение веществ Б и В.
  4. Запишите схемы описанных в задаче реакций.
  5. Поясните схемы образования Б и В из углеводорода А.

Задача 11 – 5

Проведите «мысленный эксперимент». В десяти пронумерованных пробирках находятся образцы следующих веществ: безводного сульфата меди, аммиачной селитры, глицерина, 96% серной кислоты, поваренной соли, карбоната кальция, едкого кали, бензола, этилового спирта, хлороформа. Как с помощью только одной воды распознать эти вещества? Выскажите свои предположения, составьте план проведения эксперимента, обоснуйте возможные результаты с помощью необходимых уравнений, сформулируйте выводы.

 

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур(2006-2007) Указания к решению задач по химии

9 класс

Задача 9 – 1

Увеличение массы порошка на 10% соответствует присоединению кислорода к части металла. Принимая массу порошка до нагревания за 100 г (так как масса порошка не дана) и учитывая, что в оксиде магния на 1 моль магния приходится 1 моль кислорода, составляем пропорцию:    24 г магния – 16 г кислорода

                                             Х г              -  10 г

Откуда х=15 г. Следовательно, окислилось 15 г и осталось 85 г магния. Из 15 г металла образовалось 40*15/24=25 г оксида. Молярное соотношение непрореагировавшего металла и образовавшегося оксида составит (85:24):(25:40)=17:3.                 Итого 4 балла

Задача 9 – 2

Зная  массовую долю кислорода в оксиде, можно определить, оксид какого металла растворили в воде. Так как металл одновалентный, его формула Ме2О, значит, массовая доля кислорода в нем составляет 25,8%=16*100%/(16+2х), где х – молярная масса металла. Решив уравнение относительно х, находим, что х=23, следовательно, металл – натрий, М(Na2O)=62 г/моль. При реакции Na2O + H2O = 2NaOH из 1 моль Na2O образуется 2 моль NaOH, а из 24,8/62=0,4 моль – 0,8 моль NaOH, т.е. 40*0,8=32 г. Масса раствора 24,8 + 175,2=200 г , откуда W (NaOH)=32*100%/200=16%.     Итого 6 баллов

Задача 9 -3

А) Определить степени окисления элементов в молекулах исходных веществ. В оксиде меди (1) степень окисления равна +1. Это означает, что медь может быть и окислителем, и восстановителем. В аммиаке степень окисления азота равна -3. Это низшая степень окисления азота, и азот в аммиаке может быть только восстановителем. Поэтому оксид меди (1) окислитель. Записать схему реакции. Составить уравнение электронного баланса и расставить коэффициенты в уравнении реакции:

         3Cu2+1 O +2 N-3H3 = 6Cu0 + N20 +3 H2O

Б) Едкий натр определяет лишь щелочную среду в этой реакции. Окислителем и восстановителем одновременно является оксид азота (4). В щелочной среде этот оксид диспропорционирует на нитрит и нитрат. Записать схему реакции. Составить уравнение электронного баланса и расставить коэффициенты в уравнении реакции:

         2N+4O2 + 2NaOH = NaN+3O2 + NaN+5O3 +H2O

B) Известно, что концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства, следовательно, оксид меди (1) будет выступать в качестве восстановителя. Записать схему реакции. Составить уравнение электронного баланса и расставить коэффициенты в уравнении реакции:

         Cu2+1О + 3H2SO4 (конц.) =2 Cu+2SO4 + S+4O2 +3 H2O

Г) Азотная кислота – сильный окислитель Она окисляет все элементы до высшей степени окисления, восстанавливаясь до оксида азота (4). Поэтому сульфид меди (1) в данной реакции будет выступать в качестве восстановителя. Записать схему реакции. Составить уравнение электронного баланса и расставить коэффициенты в уравнении реакции:              Cu2S + 14 HNO3 = 2Cu(NO3)2 + H2SO4 +10NO2 +6H2O

2 балла за каждое уравнение                    Итого 8 баллов

Задача 9 -4

  1. Селитра – соль азотной кислоты (нитрат). Калийная селитра – KNO3, чилийская селитра -  NaNO3 . Квасцы – двойные сульфаты, содержащие однозарядные и трехзарядные катионы. Возможные уравнения реакций получения «царской водки» (в данном случае азотной кислоты):

  2KAl(SO4)2 * 12H2O = K2SO4 + Al2O3 + 3SO3 + 12H2O

  SO3 + H2O = H2SO4

  KNO3 + H2SO4 = KHSO4 + HNO3

  Или суммарное уравнение реакции:

  6KNO3 + 2KAl(SO4)2 * 12H2O = 4K2SO4 + Al2O3 + 6HNO3 + 9H2O,

          т.е. массовая доля получаемой азотной кислоты составляет:

  378/(378 + 378) = 0,5 (50%-ная азотная кислота).

  1. Растворенная медь – нитрат меди (2). Растворы нитрата меди (2) имеют синюю окраску, зеленый цвет раствору придает оксид азота (4).
  2. Уравнения реакций растворения:

     Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

     Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 + H2O

     В процессе растворения металлов концентрация азотной кислоты    уменьшается и продуктом растворения может быть еще и оксид азота (2).

  4.Дистиллированная вода добавляется для разбавления полученного раствора, что приводит к снижению концентрации всех веществ, находящихся в растворе, в том числе и азотной кислоты, не вступившей в реакцию с серебром и медью.

     5. «Живая» (металлическая) ртуть в полученном растворе может восстанавливать ионы серебра:

     Hg + 2AgNO3 = Hg(NO3)2 + 2Ag

     Возможно образование Hg2(NO3)2.

     6. Металлическое серебро. Осаждение серебра происходит на отдельных образовавшихся кристалликах серебра, вырастают довольно крупные одномерные дендриты серебра, которые могут менять направления роста, как ветви на деревьях.

     Итого 12 баллов

Задача 9 – 5

При сливании веществ между собой наблюдается следующее:

 

BaCl2

Na2SO4

KCl

Mg(NO3)2

Na3PO4

Ba(OH)2

KOH

Na2CO3

HCl

К.осад.

BaCl2

-

-

-

-

-

-

3

Na2SO4

-

-

-

-

-

-

-

2

KCl

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

Mg(NO3)2

-

-

-

-

-

4

Na3PO4

-

-

-

-

 

-

3

Ba(OH)2

-

-

-

-

-

4

KOH

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Na2CO3

-

-

-

-

-

3

HCl

-

-

-

-

-

-

-

-

0

 

  1. Вещество, дающее 2 осадка – сульфат натрия.
  2. Вещество, дающее 1 осадок – гидроксид калия.
  3. Вещество, не дающее ни осадка, ни газа – хлорид калия.
  4. Вещество, не дающее осадков, но выделяющее газ – соляная кислота.
  5. Вещество, дающее 3 осадка и выделяющее газ – карбонат натрия.
  6.  Вещество, дающее 4 осадка или гидроксид бария, или нитрат магния, но нитрат магния дает осадок со щелочью.
  7. Три осадка дают, оставшиеся не определенными фосфат натрия и хлорид бария. Эти вещества можно определить с помощью карбоната натрия.

За каждую возможную реакцию – 0,5 балла                    Итого 10 баллов

 

Всего 40 баллов

 

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур(2006-2007) Указания к решению задач по химии

10 класс

         Задача 10 -1

При добавлении сульфида аммония в осадок выпадут Fe2S3 и CuS.

 

         CuCl2 + (NH4)2S = CuS + 2NH4Cl

                                      M=96 г/моль

         2FeCl3 + 3(NH4)2S = Fe2S3 + 6NH4Cl

                                        M=208 г/моль

При действии HCl в осадке останутся CuS и свободная сера.

         CuS + HCl =/

         Fe2S3 + 4HCl = 2FeCl2 + S + 2H2S

Обозначить х  - число молей  CuCl2 в исходном растворе,

                    У – число молей FeCl3  в исходном растворе.

Составить систему уравнений:

96х + 208у: 2 = 3,04

96х + 32у:2 = 1,28

откуда х = 0,01 и у = 0,02

Концентрация CuCl2  в исходном растворе 0,1 М.

Концентрация FeCl3  в исходном растворе 0,2 М.         Итого 10 баллов

Задача 10 – 2

Есть одна несовместимая пара:

         C2H4 + Cl2 = C2H4Cl2

В иных условиях способны взаимодействовать следующие пары газов:

  1. C2H4 + H2   Pt= C2H6

 

  1. C2H4 + 3O2  t=  2CO2 + 2H2O

 

  1. C2H+ O2   t,Ag= CH2OCH2

 

  1. CO  +  Cl2  свет,актив.уголь= СOCl2

 

  1. 2CO + O2 t или Pt = 2CO2

 

  1. 2H2 + O2  t или Pt =  2H2O

 

  1. H2 + Cl2  t или Pt = 2HCl

 

  1. CO  +  H2  в различных условиях = парафин CnH2n + 2

                                                                   спирты   CnH2n+2O

                                                                    метан     CH4

                                                                    метанол  CH3OH          Итого 10 баллов

         Задача 10 – 3

Уравнение реакции горения углеводородов имеет вид:

         2CxH2y + nO2 = 2xCO+    2yH2O

Отсюда следует, что n + 2 = 2x + 2y, т.к. число молей в реакции не изменяется. С другой стороны, n = 2х + у, т.к. весь кислород расходуется на образование воды и углекислого газа. Решая систему этих уравнений, можно найти, что у=2 при любых значениях х. Значит, данному условию удовлетворяют все углеводороды формулы СхН4, являющиеся газами. В частности, искомыми веществами являются:

         Метан СH4, этилен C2H4, пропин C3H4, аллен C3H4, циклопропен C3H4, бутатриен C4H4, метиленциклопропен C4H4.                                                                Итого 6 баллов

Задача 10 – 4

В процессе производства меди используется процедура ее электрохимического рафинирования:

На катоде – Cu2+ + 2e- = Cu0

На аноде -   Cu0 – 2e- = Cu2+

Неочищенный металл, используемый в качестве анода, называют анодной медью; чистую электролитическую медь – катодной медью. С точки зрения дополнительных затрат на электроэнергию при получении катодная медь дороже анодной, в которой (и так называемом анодном шламе) максимально сконцентрированы примеси, присутствовавшие в исходной черновой (металлургической) меди. Однако, эти благородные примеси могут оказаться весьма ценными, если они содержат благородные металлы, которые часто сопутствуют меди в ее месторождениях, например, золото или серебро. В этом ценность анодной меди способна превысить стоимость катодной в расчете на единицу массы.                                                                                       Итого  4 балла

Задача 10 – 5

  1. Неокрашенный газ без запаха, образующийся при действии кислоты может быть углекислым газом, тогда вещество 2 – карбонат (натрия), а 1 – гидрокарбонат натрия. Реакция подкисленного раствора перманганата (обесцвечивание) выделяет восстановители, а реакция с подкисленным иодидом калия – окислители (темный осадок – йод). Тогда 3 – восстановитель, 5 – окислите, а 4 – окислитель и восстановитель одновременно. Восстановитель, выделяющий бесцветный газ с неприятным запахом (SO2, H2S) при действии кислоты, не образующий осадок с ионами кальция – сульфит (натрия). Окислитель, дающий окрашенный газ с неприятным запахом (Cl2, NO2) при действии соляной кислоты, не образующий осадка с ионами кальция может быть хлоратом (калия). Соединение, являющееся восстановителем в реакции с перманганатом и окислителем в реакции с иодидом, выделяющее при подкислении окрашенный газ, не образующее осадка с ионами кальция, может быть нитритом калия.
  2. NaHCO3 + HСl =  NaCl + CO2↑ +H2O

Na 2 CO3 +2 HСl =  2NaCl + CO2↑ +H2O

         Na 2 SO3 + 2HСl =  2NaCl + SO2↑ +H2O

         2KNO2 + 2HCl = 2KCl + NO↑ + NO2 ↑ + H2O

         KClO3 + 6 HCl = KCl + 3Cl2 + 3H2O

         2NaHCO3 + CaСl2 =  CaCO3↓ + CO2↑ +H2O + 2NaCl

         Na 2CO3 + CaСl2 =  CaCO3↓ + 2NaCl

         Na 2SO3 + CaСl2 =  CaSO3↓ + 2NaCl

         2KMnO4 + 5 Na 2SO3 + 3H2SO4 = K2SO4 +5Na2SO4 +2MnSO4 +3 H2O

         2KMnO4 + 5 KNO2 + 3H2SO4 = K2SO4 +5KNO3 +2MnSO4 +3 H2O

         2KI + 2 KNO2 + 2H2SO4 = 2K2SO4 + I2↓ +2NO↑ +2 H2O

6KI + KClO3 + 3H2SO4 = 3K2SO4 + 3I2↓ + KCl +3 H2O                  

3. Названия:

1)     гидрокарбонат натрия

2)     карбонат натрия

3)     сульфит натрия

4)     нитрит натрия

5)     хлорат натрия         Итого 10 баллов                                              Всего 40 баллов

         Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур(2006-2007)

 Указания к решению задач по химии

11 класс

         Задача 11 -1

 При взаимодействии гидридов щелочных металлов с водой:

         МеН + Н2О = МеОН + Н2

на 1 моль МеН выделяется 1 моль, т.е. 2 г Н2, а уменьшение массы на 1 г соответствует сумме молярных количеств двух гидридов 0,5 моль. Обозначим молярные количества гидридов лития и натрия через х и у, тогда х + у=0,5 (первое уравнение системы). Молярные массы LiH, NaH, LiOH и NaOH равны соответственно 8; 24; 24 и 40 г/моль. Масса растворенных веществ составит 24х + 40у, а масса всего раствора 193-1+8х + 24у; w=0,08=(24х+40у)/(192 +8х+24у) (второе уравнение). Решив систему из двух уравнений, получаем х=0,25 моль, у=0,25 моль, т.е. массы исходных гидридов лития и натрия равны 2 г и 6 г.                                                                    Итого 4 балла

Задача 11 -2

Для растворения золота алхимиками была предложена «царская водка» - смесь концентрированной азотной и соляной кислот, растворение золота в которой протекает по суммарному уравнению:         2Au + 3HNO3 + 11HCl  =  2HAuCl4 + 3NOCl +6H2O

(окислительный потенциал образования однозарядного комплексного анионаAuCl-4 ниже потенциала образования трехзарядного иона Au3+). В сокращенной ионной форме это уравнение имеет вид:   2Au + 3NO-3 + 11Cl- + 12H+ = 2AuCl-4 + 3NOCl + 6OH-

Для протекания растворения золота необходимо одновременное присутствие нитрат-ионов (окислителя), хлорид-ионов (комплексообразователя) и кислоты. По рецепту древних индейцев нагревание смеси вело, в первую очередь, к разложению квасцов:

         KAl(SO4)2 * 12H2O = KAl(SO4)2 + 12H2O

И выделяющейся в смеси воде растворялись соли – как квасцы, так и добавленные нитрат натрия (чилийская селитра) и хлорид натрия (поваренная соль). Соль алюминия частично гидролизована в растворе:        Al3+ + H2O ↔ Al(OH)2+  + H+ (точнее Н3О+)

Степень гидролиза увеличивается при повышении температуры, повышение температуры также увеличивает и окислительный потенциал системы, в результате чего оказывается возможным окисление золота с образованием растворимых в воде комплексов.                                                                                                             Итого 10 баллов

Задача 11 -3

Обычно продуктами реакции двух средних солей являются новые соли, одна из которых, по крайней мере, нерастворима в воде. Поскольку в продуктах реакции содержатся атомы Н и ОН – группы, не входившие в состав исходных средних солей, реакция протекала с участием воды, т.е. из образующихся солей подверглась гидролизу, возможно, была образована слабой кислотой и слабым основанием. Тогда, одна из исходных солей была образована слабым основанием, другая - слабой кислотой. Катион соли слабого основания не может иметь заряд +3, т.к. при реакции солей трехвалентных металлов с солями слабых кислот гидролиз протекает с образованием нерастворимых в воде оснований практически необратимо. Вероятно, соль была образована ионами двухвалентного металла, например, магния, цинка, меди. Одной из взятых солей может быть, следовательно, хлорид, нитрат или сульфат, например, магния. Выбор аниона во второй соли, образованной слабой кислотой, более ограничен, т.к. для многих из слабых кислот характерно образование малорастворимых солей с ионами металлов, которым соответствуют слабые основания. Однако, в случае с угольной или сернистой кислот при реакциях часто выделяется  за счет гидролиза карбонатов (сульфитов) углекислый газ (двуокись серы), который при избытке средней соли может дать кислую соль.

Возможное решение задачи: взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором хлорида магния, если прибавлять раствор соли магния к раствору карбоната:

         2MgCl2 + 3Na2CO3 + 2H2O = [Mg(OH) ]2 CO3 + 2NaHCO3 + 4NaCl

При обратном порядке смешения (прибавление к раствору с кислой реакцией) будет выделяться двуокись углерода и выпадать основная соль:

         2MgCl2 + 2Na2CO3 + H2O = 2Mg(OH) Cl + 2CO2↑ + 2NaCl

(в первом случае этот газ поглощается щелочным раствором, присутствующим в избытке: Na2CO3 + CO2 + H2O = 2NaHCO3). Найти пример реакции, приводящей к образованию в растворе кислой соли и средней соли труднее, т.к. при этом должно было бы удалиться из сферы взаимодействия основания, а большинство оснований выпадает в виде осадка и остается в реакционной смеси. Возможный пример: добавление раствора хлорида аммония к теплому раствору сульфида натрия:

         NH4Cl + Na2S = NaHS + NH3 ↑ + NaCl                                             Итого 6 баллов

Задача 11 -4

Простейшая формула углеводорода А, судя по данным анализа, СН, С:Н = (92,26/12) : (7,74/1) = 1:1, а формула бромида Б, CnHn+1Br, судя по содержанию брома, отвечает n=8 (M=13n + 1+ 80; w(Br) =80/13n + 81 = 0,432). По ненасыщенности Б и одновременно его инертности к избытку HBr, это ароматическое соединение. Можно предположить, что А – стирол. Тогда Б и В могут быть бромидами  C6H5СHBrCH3 и C6H5CH2CH2Br. В условиях реакции с водным раствором HBr идет реакция по ионной схеме, приводящая к Марковниковскому продукту В, C6H5СHBrCH3. В присутствии кислорода воздуха и отсутствие ионизирующего растворителя реакция идет по радикальному механизму и приводит к анти-Марковниковскому продукту Б, C6H5CH2CH2Br. Поскольку в случае реакции А с бромистоводородной кислотой реагенты находятся в разных фазах, реакция протекает довольно медленно. При взаимодействии Б и В с избытком KMnO4 образуются соли соответствующих карбоновых кислот:   C6H5CH2CH2Br + KMnO= C6H5CH2COOK

          C6H5СHBrCH+  KMnO= C6H5COOK

А при подкислении – сами кислоты:     C6H5CH2COOK + HCl = C6H5CH2COOH + KCl

                                                                C6H5COOK + HCl = C6H5COOH + KCl

Эти выводы подтверждаются расчетом эквивалентных масс ББ (C6H5CH2COOH)  и ВВ  (C6H5COOH), которые оказываются равными 136г и 122 г соответственно.

                          Итого 10 баллов 

Задача 11 -5

Во все образцы добавляем воду. Там, где образовался раствор голубого цвета, был безводный сульфат меди. Если при растворении происходило выделение большого количества теплоты – это едкое кали. Если при растворении происходило сильное охлаждение – была аммиачная селитра. Если же при растворении ничего не наблюдалось – поваренная соль.

Не растворившееся  в воде вещество являлось карбонатом кальция.

Жидкости можно разделить на две группы: вязкие (глицерин, серная кислота) и подвижные (этиловый спирт, бензол, хлороформ). Вязкие жидкости хорошо растворяются в воде, однако там, где произойдет сильное разогревание, содержится серная кислота; в другом случае – глицерин. Из подвижных жидкостей одна растворится в воде – это этиловый спирт; две другие не растворятся, и в этих случаях  образуются два слоя жидкостей – водный и органический. Если органический слой будет сверху – это бензол (бензол легче воды), а если внизу – это хлороформ (хлороформ тяжелее воды).

         Итого 10 баллов                                                                              Итого 40 б

 

 




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 2-06-2010, 15:44, её прочитали 15 790 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив