Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по Биологии для 10-11 классов ФК Базовый уровень2017 г.Из опыта работы / Биология
 Пояснительная записка.

Изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

·освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

·воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Задачи раздела «Общая биология. Базовый уровень» (10-11 классы)

Обучение.

·создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей;

·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;

·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

·продолжить формирование у школьников общеучебных умений; умения находить проблемы, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы.

Развитие.

·создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

·развивать критическое мышление, закрепить умение достигать поставленной цели;

·развивать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Воспитание.

·способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитиекоммуникативной компетентности.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовыхдокументов

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 07.06.2017)

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089.

5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями от 25.11.15.

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

9. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)

10.Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2005 г

11. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений.) Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011. – 138 с)

Региональный уровень

12. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.03.2017 №259 «О базисных учебных планах для общеобразовательных организаций Липецкой области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;

13. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2017-2018 учебном году»

 

Уровень ОУ

14. Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

15. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. М.:«Дрофа», 2011.- 138 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ и разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.

Учебно-методический комплект по биологии 10-11 класса

1. Сивоглазов В.И., И.Б.Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Учебник «Общая биология»10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», 2015 г.

2. Рабочая тетрадь В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень», М.: «Дрофа», 2015 г.

Место и рольпредмета в базисном учебном плане

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану ОУ иавторской программе на изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне отводится 70 часов: в 10 классе – 35 часов и в 11 классе - 35 часов (по 1 ч в неделю).

Лабораторных работ-6, практических - 16, экскурсий -2.

Обоснованиемвыбора данного УМК является соответствие его федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является расширенным курсом общей биологии 9 класса.

В программу внесены следующие изменения (по сравнению с авторской):

В 10 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу 1,2 и частично 3.

• увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу.

В 11 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

•увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу и для подготовки к ЕГЭ.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Форма организации образовательного процесса – урочная:

урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах, модерации.

Информация об используемом учебнике

Программе соответствует учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», с 2012 -2017 гг. издания с изменениями, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник доступный, красочно оформлен и соответствует всем требованиям государственных стандартов, требованиям к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 

СОДЕРЖАНИЕ

105 часов (1 час в 10 классе, 2 часа в 11 классе)

10 класс (35ч)

Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (2 ч)

 

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Объект изучения биологии — живая природа. (ФК) Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.(ФК)

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы познания живой природы. (ФК)

Раздел 2 Клетка(13ч)

Тема 1. Клеточная теория. Химический состав клетки.

Реализация наследственной информации в клетке (5 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова М.Швана, Т.Шлейдена. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма.

Неорганические вещества. Вода. Минеральные соли. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

Органические вещества. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки, состав, структуры, свойства, функции, их роль в клетке и организме человека Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, сравнительная характеристика. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Роль органических веществ в клетке и организме человека.

ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

 

Тема 2. Строение клетки (4 ч)

Строение эукариотической клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Строение и функции хромосомы. ДНК- носитель наследственной информации. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Доядерные и ядерные клетки. Строение прокариотической клетки: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Работа с материалами ЕГЭ

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

·Л.Р. №1. Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

 

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Раздел 3 Организм(20 ч)

Тема 1. Организм — единое целое. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные имногоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. АТФ.

Энергетический обмен. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений, грибов и бактерий.

Пластический обмен. Фотосинтез.

Тема 2.Размножение (3 ч)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

 

Тема 3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Периоды постэмбрионального развития. Причины нарушений развития организма.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

·Л.Р.№2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

 

Тема 4. Генетика. (8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования признаков. Неполное доминирование.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное наследование признаков. Сцепленное с полом наследование.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Ненаследственная (фенотипическая, модификационная) изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины и селекции. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

·Л.Р№3.Изучение изменчивости.

·ПР. Составление простейших схем скрещивания*.

·ПР. Решение генетических задач*.

·ПР. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Тема 5. Селекция. Биотехнология (3+2 ч)

Селекция. Основы селекции: методы и достижения. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

  • Л.Р. №4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

·Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка)».

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

11 класс (70 ч)

Раздел 4 Вид (37ч)

Тема 1. Эволюция (21ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ч.Дарвина.Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция-структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции (мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор). Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Обобщение по теме «Эволюция». Работа с материалами ЕГЭ. Контроль знаний

·Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию.

·Л.Р.№2. Выявление изменчивости и приспособлений организмов к среде обитания»

Тема 2. Происхождение жизни на Земле (7ч)

Гипотезы о происхождении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Отличительные признаки живого.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина- Холдейна.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Экскурсия (виртуальная) «История развития жизни на Земле»
  • ПР №1. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

 

Тема 3. Антропогенез (происхождение человека) (9 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (Класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы антропогенеза. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Обобщение по теме «Антропогенез».Работа с материалами ЕГЭ.Контроль знаний

  • ПР №2. «Анализ и оценка различных гипотез антропогенеза (происхождения человека)»

 

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Раздел 5 Экосистемы(27ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов(абиотические, биотические, антропогенные). Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем.Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Биосфера и человек. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Обобщение по теме «Экосистема». Работа с материалами ЕГЭ. Решение экологических задач. Контроль знаний

·ПР№3. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»*.

·ПР№4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем нашей местности и выявление антропогенных изменений»

  • ПР№5 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
  • ПР№6. «Решение экологических задач».

·Экскурсия. Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма) экосистемы. Многообразие видов (окрестности школы)

Раздел 6 Повторение(6 ч)

 

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

 

________________________________________

*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием указан ФК.

Учебно-тематический план (105 ч)


Название

раздела и темы

Кол. час

Название лабораторной работы

Дата

Название практической

работы

Дата

10 класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания

2

 

 

 

 

2.

КЛЕТКА

13

1

 

 

 

1. Клеточная теория. Химический состав клетки. Реализация наследственной информации в клетке

7

 

 

 

 

2. Строение клетки

6

ЛР№1. Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

16.11

 

 

3.

ОРГАНИЗМ

20

3

 

4

 

1.Организм-единое целое. Метаболизм

2

 

 

 

 

2.Размножение

3

 

 

 

 

3.Индивидуальное развитие

2

ЛР№2. Выявление признаков сходства заро­дышей.

08.02

 

 

3.Генетика

8

Л.Р.№3. Изучение изменчивости

05.04

ПР «Составление схем скрещивания»

ПР «Составление схем скрещивания

ПР «Решение генетических задач. Составление родословных»

ПР» Выявление источников мутагенов в окружающей среде».

22.02

 

 

01.03

 

 

22.03

 

12.04

4.Селекция и биотехнология

5

ЛР№4. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

03.05

 

 

Итого в 10 классе

35

4


4


11 класс

3

ВИД

37

2

 

6

 

1.Эволюция

21

Лаб.раб. №1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лаб. раб.№2 « Выявление изменчивости и приспособлений организмов к среде обитания »

25.09

 

 

 

18.10

 

 

2.Происхождение жизни на Земле

7

 

 

ПР№1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

22.11

3.Антропогенез

9

 

 

ПР №2«Анализ и оценка различных гипотез антропогенеза»

18.02

4

ЭКОСИСТЕМА

27

 

 

ПР№3 «Составление цепей питания в экосистемах»

ПР№4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем нашей местности и выявление антропогенных изменений»

ПР№5» Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

ПР№6.Решение экологических задач.

19.02

 

 

28.02

 

самост.

18.04-23.04

 

 

30.04

5

ПОВТОРЕНИЕ

6

 

 


 

Итого в 11 классе

70

2


6


 

Всего в 10-11 классах

105

6


16


 

*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

·сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

·вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·биологическую терминологию и символику;

уметь

·объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

·решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

·описывать особей видов по морфологическому критерию;

·выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

·находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2015 -368 с;

2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Общая биология. Базовый и углубленный уровни: 10 класс, 11 класс. Учебник - навигатор дляобщеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2016.

3. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2015. - 140 с;

Дополнительная литература

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2012;

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2015;

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 2014.

4. Ерыгин В.Н. Биология для выпускников школ и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

5. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2016 (Проверь свои знания);

6. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2014.

7. Кириленко А.А, Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2016: учебно-методическое пособие. –Ростовн/Д.:Легион, 2016.-448 с..

8. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2013;

9.Никишова Е.А., Шаталова С.П. Биология: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.:АСТ: Астрель, 2014.-2016. – 207 с.

10. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2012;

11. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

12. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2012;

13. Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2015. - 216с;

 

Электронные пособия

1. Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

2. Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.

4. Биология 6-11 (Часть 1,2).

5. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

6. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

7. Биология абитуриенту.ЕГЭ.

8. Биология. Готовимся к ЕГЭ.

9. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

11. Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.

12. Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.

Интернет-ресурсы

 


1.http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

2. http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

3. http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

4. http://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

5. http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

6. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

7. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)

9. http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)

10. http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

11. http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)

12. http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

13. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

14. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

15. http://bio-faq.ru/map3.html(Тесты, задачи по биологии)

 

Приложение 1. КТП по биологии для10 класса (35ч) 2017

№ ур

Наименование раздела и темы урока

Содержание темы урока

Д/З

Дата провед

Изменения

 

 

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

 

 

 

 

1

Объект изучения биологии-живая природа. Отличительные признаки живой природы.

Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уровневая организация и эволюция

п.1.1-2

01.09

 

 

2

Основные уровни организации живой природы

Методы познания живой природы.

п.1.3

07.09

 

 

 

Раздел 2. Клетка (13 ч)

 

 

 

 

 

Тема 1. Клеточная теория. Химический состав клетки. Реализация наследственной информации в клетке (7ч)

 

 

 

 

1/3

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке

Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна,Р. Вирхова М.Швана, Т.Шлейдена. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Доядерные и ядерные клетки. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода. Минеральные соли. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека

п.2.1, 2.2, 2.3

 

14.09

 

 

2/4

Органические вещества – липиды, их роль в клетке и в организме человека

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества.

п.2.4

21.09

 

 

3/5

Углеводы, их роль в клетке и организме человека

Углеводы: моносахариды, полисахариды. Роль углеводов в клетке и организме человека.

п.2.5

28.09

 

 

4/6

Белки, их роль в клетке и организме человека

Белки, состав, структуры, свойства, функции.

п.2.5

05.10

 

 

5/7

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке и организме человека

ДНК и РНК, сравнительная характеристика. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Роль НК в клетке и организме человека.

п.2.6

12.10

 

 

6/8

ДНК- носитель наследственной информации. Биосинтез белка

 

Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. Роль ДНК в клетке и организме человека.

п.2.10

 

19.10

 

 

7/9

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Решение задач по молекулярной биологии.

инд.з.

26.10

 

 


Тема 2. Строение клетки (6ч)

 

 

 

 

1/10

Строение эукариотической клетки.

Доядерные и ядерные клетки. Основные части клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной кл..

п.2.7

02.11

 

 

2/11

Лаб.раб.№1. Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

Многообразие клеток. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

п.2.7

 

16.11

 

 

3/12

Клеточное ядро. Строение и функции хромосомы.

ДНК- носитель наследственной информации. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

п.2.8

23.11

 

 

4/13

Строение прокариотической клетки

Доядерные и ядерные клетки. Строение прокариотической клетки: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе.

п.2.9, табл.ср.прок. и эук.кл.

30.11

 

 

5/14

Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирус СПИДа. Меры профилактики.

Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

п.2.11

(гл.1-.2)

07.12

 

 

6/15

Обобщение и контроль знаний по теме «Клетка».

 

гл.1,2

14.12

 

 


Раздел 3. Организм (20ч)

 

 

 

 


Тема 1. Организм — единое целое. Обмен веществ (метаболизм) (2 ч)

 

 

 

 

1/16

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Энергетический обмен.

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов. Обмен веществ и превращение энергии (метаболизм) - свойство живых организмов. АТФ.

Особенности обмена веществ у животных, растений, грибов и бактерий.

п.3.1; п.3.2

21.12

 

 

2/17

Пластический обмен. Фотосинтез.

Пластический обмен. Фотосинтез.

3.3

28.12

 

 


Тема 2. Размножение (3 ч)

 

 

 

 

1/18

Размножение: бесполое и половое. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Типы бесполого размножения. Митоз.

п.3.4

п.3.5

11.01

 

 

2/19

Половое размножение. Мейоз.

Образование половых клеток. Мейоз.

п.3.6

 

18.01

 

 

3/20

Оплодотворение у животных и растений и его биологическое значение.

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

п.3.7

25.01

 

 

 

Тема 3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

 

 

 

 

1/21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Периоды постэмбрионального развития. Причины нарушений развития организма.

п.3.8,

сооб,

01.02

 

 

2/22

Индивидуальное развитие человека. Лаб.раб. №2. «Выявление признаков сходства заро­дышей»

Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих как доказательство их родства. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

п.3.9, инд.зад.

08.02

 

 


Тема 4. Генетика (8 ч)

 

 

 

 

 

1/23

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I,II законы Менделя.

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем Моногибридное скрещивание. I закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет.

п.3.10,

3.11 задача

 

15.02

 

 

2/24

III закон Менделя – закон независимого наследования. ПР «Составление схем скрещивания».

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

п.3.12,

задача

 

22.02

 

 

3/25

Неполное доминирование. ПР «Составление схем скрещивания».

Промежуточный характер наследования признаков. Неполное доминирование.

лекция

01.03

 

 

4/26

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Сцепленное наследование признаков. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

п.3.13,

п.3.15

 

15.03

 

 

5/27

Современное представление о гене и геноме. ПР «Решение генетических задач. Составление родословных»

Взаимодействие генов.

п.3.14,

задач,

22.03

 

 

6/28

Ненаследственная и наследственная изменчивость. Л.Р.№3. Изучение изменчивости.

 

Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы. Влияние мутагенов на организм человека.

п.3.16, инд.з.

05.04

 

 

7/29

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

ПР «Выявление источников мутагенов в окружающей среде»

Значение генетики для медицины и селекции.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

п.3.17

12.04

 

 

8/30

Обобщение и контроль знаний по теме «Генетика».

 

п.3.10-3.17, инд.з

19.04

 

 


Тема 5. Селекция. Биотехнология (3+2 ч)

 

 

 

 

1/31

Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных.

Основы селекции: методы и достижения. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции растений и животных

п.3.18 инд.з

26.04

 

 

2/32

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Лаб.раб.№4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

 

Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

п.3.19 инд.з.

03.05

 

 

3/33

Обобщение знаний за курс 10 кл.

 

п.3.18,19, инд

10.05

 

 

4/34

Контрольная работа

 

 

17.05

 

 

5/35

Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных»

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

 

24.05

 

 

 

ИТОГО - 35 ч.

 

 

 

 

 

Приложение 1. КТП побиологии для 11 класса (70 ч) 2017

№ ур

Наименование раздела и темы

Содержание изучаемой темы

Д/З

Дата пров

Изменения

 

Раздел 4. Вид (37ч)


 

 

 

Тема 1. Эволюция (21ч)


 

 

1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея.

п.4.1,

сооб

04.09

 

2

История эволюционных идей. Значение учения Ж. Б. Ламарка

Значение учения Ж. Б. Ламарка,

п.4.2,

сооб

06.09

 

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

 

п.4.3

сооб

11.09

 

4

Значение теории Ч.Дарвина.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в форми ровании современной естественнонаучной картины мира.

п.4.4,

ообщ

13.09

 

5

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

 

повт.4.1-4.4, инд.зад

18.09

 

6

Вид: критерии и структура.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

п.4.5,табл

 

20.09

 

7

Лаб.раб. №1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

 

Инд.з.

25.09

 

8

Популяция — структурная единица вида.


п.4.6

 

27.09

 

9

Стартовая контрольная работа


 

02.10

 

10

Популяция как единица эволюции.


п.4.7

04.10

 

11

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.

п.44.8

 

09.10

 

12

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции.

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

п.4.9

 

11.10

 

13

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

 

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

п.4.10

 

16.10

 

14

Лаб. раб.№2 « Выявление изменчивости и приспособлений организмов»

Выявление изменчивости и приспособлений организмов к среде обитания

 

18.10

 

15

Видообразование как результат эволюции.

Способы и пути видообразования.

п.4.11,, проект

 

23.10

 

16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов

п.4.12

25.10

 

17

Доказательства эволюции органического мира.

 

п.4.13

 

30.10

 

18

Обобщение знаний по теме «Эволюция».

 

п.4.1-13,

 

01.11

 

19

Работа с тестами ЕГЭ

 

 

13.11

 

20

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюция»

 

 

15.11

 

21

Контроль знаний по теме «Эволюция»

Контроль знаний

 

20.11

 


Тема 2. Происхождение жизни на Земле (7ч)

 

 

 

1/22

Гипотезы о происхождении жизни. ПР№1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Опыты Ф. Реди, Л. Пастера.

п.4.14-

табл.,проект

22.11

 

2/23

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина- Холдейна.

Отличительные признаки живого.

п.4.15

27.11

 

3/24

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Развитие жизни на Земле.

п.4.16

,табл.

29.11

 

4/25

Экскурсия (виртуальная) «История развития жизни на Земле»

 

 

04.12

 

5/26

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни».

 

п.4.14-16

 

06.12

 

6/27

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение жизни»

 

на сайте

11.12

 

7/28

Проверочная работа по теме «Происхождение жизни»

 

 

13.12

 


Тема 3. Антропогенез (происхождение человека) (9ч)



 

1/29

Гипотезы происхождения человека.

ПР №2«Анализ и оценка различных гипотез антропогенеза»

 

п.4.17-

 

18.12

 

2/30

Положение человека в системе животного мира

Класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди.

п.4.18

 

20.12

 

3/31

Эволюция человека.

Эволюция человека, основные этапы.

п.4.19,

табл

25.12

 

4/32

Основные этапы антропогенеза


п.4.19, табл.

27.12

 

5/21

Расы человека

Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

п.4.20 (4.17-19)

15.01

 

6/34

Обобщение по теме «Антропогенез».

 

 

п.4.17-20

 

17.01

 

7/35

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение человека»

 

на сайте

22.01

 

8/36

Проверочная работа по теме «Происхождение человека»

 

повт.гл.5

24.01

 

9/37

Контроль знаний по разделу «Вид»

 

 

29.01

 

 

Раздел 5. Экосистема (27ч)



 

1/38

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.

п.5.1

 

31.01

 

2/39

Абиотические факторы и их значение в жизни организмов

Закономерности влияния экологических факторов на организмы

п.5.2,

05.02

 

3/40

Биотические факторы и их значение в жизни организмов

Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

п.5.3

07.02

 

4/41

Видовая и пространственная структура экосистем.

 

п.5.4

12.02

 

5/42

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.


п.5.5

14.02

 

6/43

ПР№3 «Составление цепей питания в экосистемах»


инд.зад

19.02

 

7/44

Причины устойчивости и смены экосистем.

 

п.5.6, проекты

21.02

 

8/45

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.

 

п.5.7

26.02

 

9/46

ПР№4 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем нашей местности и выявление антропогенных изменений »

 

 

28.02

 

10/47

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

 

 

05.03

 

11/48

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Экосистема»

 

на сайте

07.03

 

12/49

Работа с материалами ЕГЭ

 

на сайте

12.03

 

13/50

Проверочная работа по теме «Экосистема»

 

 

14.03

 

14/51

Подготовка к ВПР

 

 

19.03

 

15/52

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере

Состав и структура биосферы. Биомасса Земли.

п.5.8, сообщ.

 

21.03

 

16/53

Роль живых организмов в биосфере.

Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

п.5.9, сообщ

02.04

 

17/54

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Эволюция биосферы.

Биосфера и человек.

п.5.10

04.04

 

18/55

Обобщение знаний по теме «Биосфера»

 

п.5.8-5.10

09.04

 

19/56

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Биосфера»

 

на сайте

11.04

 

20/57

Проверочная работа по теме «Биосфера»

 

 

16.04

 

21/58

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

п.5.11-12,

 

18.04

 

22/59

ПР№5» Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

п.5.1-5.12

 

18.04-23.04

 

23/60

Обобщение знаний по теме «Экосистема».

 

Гл.4-5

 

23.04

 

24/61

Работа с тестами ЕГЭ по теме «Экосистема»

 

на сайте

25.04

 

25/62

ПР№6.Решение экологических задач.

 

 

30.04

 

26/63

Контроль знаний по разделу «Экосистема»

Контроль знаний

Гл.4-5

02.05

 

27/64

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. Многообразие видов.

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы) экосистемы.

 

07.05

 


Раздел 6. Повторение (6ч)

 

 

 

1/65

Повторение знаний по курсу «Биология»

 

гл.1-5

02.05-14.05

 

2/66

Подготовка к ВПР

 

на сайте

14.05

 

3/67

Работа с тестами ЕГЭ

 

инд.зад

14.05-16.05

 

4/68

Работа с тестами ЕГЭ

 

инд.зад

16.05

 

5/69

Итоговый контроль

 

 

21.05

 

6/70

Подведение итогов

 

 

23.05

 


ИТОГО - 70 ч. (из них 3 час для самостоятельного изучения)

ур.№59. ПР№5» Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» (с 18.04 по 24.04)

ур.№65 Повторение знаний по курсу «Биология» (со 02.05 по 14.05); ур.№67. Работа с тестами ЕГЭ (с 14.05 по 16.05)

Приложение 1. КТП по биологии для10 класса (35ч) 2017

№ ур

Наименование раздела и темы урока

Д/З

Дата пров

Изменения


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

 

 

 

1

Объект изучения биологии-живая природа.

Отличительные признаки живой природы.

п.1.1-2

01.09

 

2

Основные уровни организации живой природы

п.1.3

07.09

 


Раздел 2. Клетка (13 ч)

 

 

 


Тема 1. Клеточная теория. Химический состав клетки. Реализация наследственной информации в клетке (7ч)

 

 

 

1/3

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке

п.2.1, 2.2, 2.3

 

14.09

 

2/4

Органические вещества –липиды, их роль в клетке и в организме человека

п.2.4

21.09

 

3/5

Углеводы, их роль в клетке и организме человека

п.2.5

28.09

 

4/6

Белки, их роль в клетке и организме человека

п.2.5

05.10

 

5/7

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке и организме человека

п.2.6

12.10

 

6/8

ДНК- носитель наследственной информации. Биосинтез белка

п.2.10

19.10

 

7/9

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

инд.з.

26.10

 


Тема 2. Строение клетки (6ч)

 

 

 

1/10

Строение эукариотической клетки.

п.2.7

02.11

 

2/11

Лаб.раб.№1. Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

п.2.7

 

16.11

 

3/12

Клеточное ядро. Строение и функции хромосомы.

п.2.8

23.11

 

4/13

Строение прокариотической клетки

п.2.9, табл.ср.

30.11

 

5/14

Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирус СПИДа. Меры профилактики.

п.2.11

(гл.1-.2)

07.12

 

6/15

Обобщение и контроль знаний по теме «Клетка».

гл.1,2

14.12

 


Раздел 3. Организм (20ч)

 

 

 


Тема 1. Организм — единое целое. Обмен веществ (метаболизм) (2 ч)

 

 

 

1/16

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Энергетический обмен.

п.3.1; п.3.2

21.12

 

2/17

Пластический обмен. Фотосинтез.

3.3

28.12

 


Тема 2. Размножение (3 ч)

 

 

 

1/18

Размножение: бесполое и половое. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

п.3.4

п.3.5

11.01

 

2/19

Половое размножение. Мейоз.

п.3.6

 

18.01

 

3/20

Оплодотворение у животных и растений и его биологическое значение.

п.3.7

25.01

 


Тема 3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

 

 

 

1/21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

п.3.8,

сооб,

01.02

 

2/22

Индивидуальное развитие человека. Лаб.раб. №2. «Выявление признаков сходства заро­дышей»

п.3.9, инд.зад.

08.02

 


Тема 4. Генетика (8 ч)

 

 

 

 

1/23

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I,II законы Менделя.

п.3.10,

3.11 задача

15.02

 

2/24

III закон Менделя –закон независимого наследования. ПР «Составление схем скрещивания».

п.3.12,

задача

22.02

 

3/25

Неполное доминирование. ПР «Составление схем скрещивания».

лекция

01.03

 

4/26

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

п.3.13,

п.3.15

15.03

 

5/27

Современное представление о гене и геноме. ПР «Решение генетических задач. Составление родословных»

п.3.14,

задач,

22.03

 

6/28

Ненаследственная и наследственная изменчивость. Л.Р.№3. Изучение изменчивости.

п.3.16, инд.з.

05.04

 

7/29

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

ПР «Выявление источников мутагенов в окружающей среде»

п.3.17

12.04

 

8/30

Обобщение и контроль знаний по теме «Генетика».

п.3.10-3.17

19.04

 


Тема 5. Селекция. Биотехнология (3+2 ч)

 

 

 

1/31

Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных.

п.3.18 инд.з

26.04

 

2/32

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Лаб.раб.№4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

п.3.19 инд.з.

03.05

 

3/33

Обобщение знаний за курс 10 класса

п.3.18,19, инд

10.05

 

4/34

Контрольная работа

 

17.05

 

5/35

Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных»

 

24.05

 

 

ИТОГО - 35 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Приложение 2. КТП по биологии для 11 класса – 70 ч (2017)

№ ур

Наименование раздела и темы

Д/З

Дата пров

Изменения


Раздел 4. Вид (37ч)

 

 

 


Тема 1. Эволюция (21ч)

 

 

 

1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея

п.4.1,

сооб

04.09

 

2

История эволюционных идей. Значение учения Ж. Б. Ламарка

п.4.2,

сооб

06.09

 

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

п.4.3

сооб

11.09

 

4

Значение теории Ч.Дарвина.

п.4.4,

ообщ

13.09

 

5

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

повт.4.1-4.4,инд.за

18.09

 

6

Вид: критерии и структура.

п.4.5,табл

20.09

 

7

Лаб.раб. №1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

Инд.з.

25.09

 

8

Популяция — структурная единица вида.

п.4.6

27.09

 

9

Стартовая контрольная работа

 

02.10

 

10

Популяция как единица эволюции.

п.4.7

04.10

 

11

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

п.44.8

09.10

 

12

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции.

п.4.9

11.10

 

13

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

п.4.10

16.10

 

14

Лаб. раб.№2 « Выявление изменчивости и приспособлений организмов»

 

18.10

 

15

Видообразование как результат эволюции.

п.4.11,, проект

 

23.10

 

16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

п.4.12

25.10

 

17

Доказательства эволюции органического мира.

п.4.13

30.10

 

18

Обобщение знаний по теме «Эволюция».

п.4.1-13,

01.11

 

19

Работа с тестами ЕГЭ

 

13.11

 

20

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюция»

 

15.11

 

21

Контроль знаний по теме «Эволюция»

 

20.11

 


Тема 2. Происхождение жизни на Земле (7ч)

 

 

 

1/22

Гипотезы о происхождении жизни. ПР№1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

п.4.14-

табл.,проект

22.11

 

2/23

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина- Холдейна.

п.4.15

27.11

 

3/24

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

п.4.16

,табл.

29.11

 

4/25

Экскурсия (виртуальная) «История развития жизни на Земле»

 

04.12

 

5/26

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни».

п.4.14-16

 

06.12

 

6/27

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение жизни»

на сайте

11.12

 

7/28

Проверочная работа по теме «Происхождение жизни»

 

13.12

 


Тема 3. Антропогенез (происхождение человека) (9ч)

 

 

 

1/29

Гипотезы происхождения человека.

ПР №2«Анализ и оценка различных гипотез антропогенеза»

п.4.17-

 

18.12

 

2/30

Положение человека в системе животного мира

п.4.18

20.12

 

3/31

Эволюция человека.

п.4.19,

табл

25.12

 

4/32

Основные этапы антропогенеза

п.4.19, табл.

27.12

 

5/21

Расы человека

п.4.20 (4.17-19)

15.01

 

6/34

Обобщение по теме «Антропогенез».

п.4.17-20

 

17.01

 

7/35

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение человека»

на сайте

22.01

 

8/36

Проверочная работа по теме «Происхождение человека»

повт.гл.5

24.01

 

9/37

Контроль знаний по разделу «Вид»

 

29.01

 


Раздел 5. Экосистема (27ч)

 

 

 

1/38

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

п.5.1

 

31.01

 

2/39

Абиотические факторы и их значение в жизни организмов

п.5.2,

05.02

 

3/40

Биотические факторы и их значение в жизни организмов

п.5.3

07.02

 

4/41

Видовая и пространственная структура экосистем.

п.5.4

12.02

 

5/42

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

п.5.5

14.02

 

6/43

ПР№3 «Составление цепей питания в экосистемах»

инд.зад

19.02

 

7/44

Причины устойчивости и смены экосистем.

п.5.6, проекты

21.02

 

8/45

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.

п.5.7

26.02

 

9/46

ПР№4 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

 

28.02

 

10/47

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

 

05.03

 

11/48

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Экосистема»

на сайте

07.03

 

12/49

Работа с материалами ЕГЭ

на сайте

12.03

 

13/50

Проверочная работа по теме «Экосистема»

 

14.03

 

14/51

Подготовка к ВПР

 

19.03

 

15/52

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере

п.5.8, сообщ.

21.03

 

16/53

Роль живых организмов в биосфере.

п.5.9, сообщ

02.04

 

17/54

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Эволюция биосферы.

п.5.10

04.04

 

18/55

Обобщение знаний по теме «Биосфера»

п.5.8-5.10

09.04

 

19/56

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Биосфера»

на сайте

11.04

 

20/57

Проверочная работа по теме «Биосфера»

 

16.04

 

21/58

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде

п.5.11-12,

 

18.04

 

22/59

ПР№5» Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

п.5.1-5.12

 

18.04-23.04

 

23/60

Обобщение знаний по теме «Экосистема».

Гл.4-5

 

23.04

 

24/61

Работа с тестами ЕГЭ по теме «Экосистема»

на сайте

25.04

 

25/62

ПР№6.Решение экологических задач.

 

30.04

 

26/63

Контроль знаний по разделу «Экосистема»

Гл.4-5

02.05

 

27/64

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. Многообразие видов.

 

07.05

 


Раздел 6. Повторение (6ч)

 

 

 

1/65

Повторение знаний по курсу «Биология»

гл.1-5

02.05-14.05

 

2/66

Подготовка к ВПР

на сайте

14.05

 

3/67

Работа с тестами ЕГЭ

инд.зад

14.05-16.05

 

4/68

Работа с тестами ЕГЭ

инд.зад

16.05

 

5/69

Итоговый контроль

 

21.05

 

6/70

Подведение итогов

 

23.05

 


ИТОГО - 70 ч. (из них 3 час для самостоятельного изучения)

 

 

 

для КТП эл.журн 10 класса (35ч) 2017

№ ур

Наименование раздела и темы урока

Д/З

Дата пров

Изменения

1

Объект изучения биологии-живая природа.

Отличительные признаки живой природы.

п.1.1-2

01.09

 

2

Основные уровни организации живой природы

п.1.3

07.09

 

1/3

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке

п.2.1, 2.2, 2.3

 

14.09

 

2/4

Органические вещества –липиды, их роль в клетке и в организме человека

п.2.4

21.09

 

3/5

Углеводы, их роль в клетке и организме человека

п.2.5

28.09

 

4/6

Белки, их роль в клетке и организме человека

п.2.5

05.10

 

5/7

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке и организме человека

п.2.6

12.10

 

6/8

ДНК- носитель наследственной информации. Биосинтез белка

п.2.10

19.10

 

7/9

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

инд.з.

26.10

 

1/10

Строение эукариотической клетки.

п.2.7

02.11

 

2/11

Лаб.раб.№1. Наблюдение клеток растений, животных под микроскопом, их изучение и описание.

п.2.7

 

16.11

 

3/12

Клеточное ядро. Строение и функции хромосомы.

п.2.8

23.11

 

4/13

Строение прокариотической клетки

п.2.9, табл.ср.

30.11

 

5/14

Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирус СПИДа. Меры профилактики.

п.2.11

(гл.1-.2)

07.12

 

6/15

Обобщение и контроль знаний по теме «Клетка».

гл.1,2

14.12

 

1/16

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Энергетический обмен.

п.3.1; п.3.2

21.12

 

2/17

Пластический обмен. Фотосинтез.

3.3

28.12

 

1/18

Размножение: бесполое и половое. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

п.3.4

п.3.5

11.01

 

2/19

Половое размножение. Мейоз.

п.3.6

18.01

 

3/20

Оплодотворение у животных и растений и его биологическое значение.

п.3.7

25.01

 

1/21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

п.3.8,

сооб,

01.02

 

2/22

Индивидуальное развитие человека. Лаб.раб. №2. «Выявление признаков сходства заро­дышей»

п.3.9, инд.зад.

08.02

 

1/23

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. I,II законы Менделя.

п.3.10,

3.11 задача

15.02

 

2/24

III закон Менделя –закон независимого наследования. ПР «Составление схем скрещивания».

п.3.12,

задача

22.02

 

3/25

Неполное доминирование. ПР «Составление схем скрещивания».

лекция

01.03

 

4/26

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

п.3.13,

п.3.15

15.03

 

5/27

Современное представление о гене и геноме. ПР «Решение генетических задач. Составление родословных»

п.3.14,

задач,

22.03

 

6/28

Ненаследственная и наследственная изменчивость. Л.Р.№3. Изучение изменчивости.

п.3.16, инд.з.

05.04

 

7/29

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. ПР «Выявление источников мутагенов в окружающей среде»

п.3.17

12.04

 

8/30

Обобщение и контроль знаний по теме «Генетика».

п.3.10-3.17

19.04

 

1/31

Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений и животных.

п.3.18 инд.з

26.04

 

2/32

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Лаб.раб.№4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

п.3.19 инд.з.

03.05

 

3/33

Обобщение знаний за курс 10 класса

п.3.18,19, инд

10.05

 

4/34

Контрольная работа

 

17.05

 

5/35

Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных»

 

24.05

 

КТП по биологии для электр.журн. 11 кл – 70 ч (2017)

№ ур

Наименование раздела и темы

Д/З

Дата пров

Изменения

1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея

п.4.1,сооб

04.09

 

2

История эволюционных идей. Значение учения Ж. Б. Ламарка

п.4.2,сооб

06.09

 

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

п.4.3 сооб

11.09

 

4

Значение теории Ч.Дарвина.

п.4.4,сообщ

13.09

 

5

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

повт.4.1-4.4,инд.за

18.09

 

6

Вид: критерии и структура.

п.4.5,табл

 

20.09

 

7

Лаб.раб. №1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»

Инд.з.

25.09

 

8

Популяция — структурная единица вида.

п.4.6

 

27.09

 

9

Стартовая контрольная работа

 

02.10

 

10

Популяция как единица эволюции.

п.4.7

04.10

 

11

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

п.4.8

09.10

 

12

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции.

п.4.9

11.10

 

13

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

п.4.10

 

16.10

 

14

Лаб. раб.№2 « Выявление изменчивости и приспособлений организмов»

 

18.10

 

15

Видообразование как результат эволюции.

п.4.11,,проект

23.10

 

16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

п.4.12

25.10

 

17

Доказательства эволюции органического мира.

п.4.13

 

30.10

 

18

Обобщение знаний по теме «Эволюция».

п.4.1-13,

01.11

 

19

Работа с тестами ЕГЭ

индив.з

13.11

 

20

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Эволюция»

на сайте

15.11

 

21

Контроль знаний по теме «Эволюция»

 

20.11

 

1/22

Гипотезы о происхождении жизни. ПР№1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

п.4.14табл.,проект

22.11

 

2/23

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина- Холдейна.

п.4.15

27.11

 

3/24

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

п.4.16,табл.

29.11

 

4/25

Экскурсия (виртуальная) «История развития жизни на Земле»

 

04.12

 

5/26

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни».

п.4.14-16

 

06.12

 

6/27

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение жизни»

на сайте

11.12

 

7/28

Проверочная работа по теме «Происхождение жизни»

 

13.12

 

1/29

Гипотезы происхождения человека. ПР №2«Анализ и оценка различных гипотез антропогенеза»

п.4.17

 

18.12

 

2/30

Положение человека в системе животного мира

п.4.18

20.12

 

3/31

Эволюция человека.

п.4.19,табл

25.12

 

4/32

Основные этапы антропогенеза

п.4.19,табл.

27.12

 

5/21

Расы человека

п.4.20(4.17-19)

15.01

 

6/34

Обобщение по теме «Антропогенез».

п.4.17-20

17.01

 

7/35

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Происхождение человека»

на сайте

22.01

 

8/36

Проверочная работа по теме «Происхождение человека»

повт.гл.5

24.01

 

9/37

Контроль знаний по разделу «Вид»

 

29.01

 

1/38

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

п.5.1

 

31.01

 

2/39

Абиотические факторы и их значение в жизни организмов

п.5.2,

05.02

 

3/40

Биотические факторы и их значение в жизни организмов

п.5.3

07.02

 

4/41

Видовая и пространственная структура экосистем.

п.5.4

12.02

 

5/42

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

п.5.5

14.02

 

6/43

ПР№3 «Составление цепей питания в экосистемах»

инд.зад

19.02

 

7/44

Причины устойчивости и смены экосистем.

п.5.6,проекты

21.02

 

8/45

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.

п.5.7

26.02

 

9/46

ПР№4 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

 

28.02

 

10/47

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

 

05.03

 

11/48

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Экосистема»

на сайте

07.03

 

12/49

Работа с материалами ЕГЭ

на сайте

12.03

 

13/50

Проверочная работа по теме «Экосистема»

 

14.03

 

14/51

Подготовка к ВПР

 

19.03

 

15/52

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере

п.5.8,сообщ.

21.03

 

16/53

Роль живых организмов в биосфере.

п.5.9,сообщ

02.04

 

17/54

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Эволюция биосферы.

п.5.10

04.04

 

18/55

Обобщение знаний по теме «Биосфера»

п.5.8-5.10

09.04

 

19/56

Работа с материалами ЕГЭ по теме «Биосфера»

на сайте

11.04

 

20/57

Проверочная работа по теме «Биосфера»

 

16.04

 

21/58

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде

п.5.11-12,

 

18.04

 

23/60

Обобщение знаний по теме «Экосистема».

Гл.4-5

23.04

 

24/61

Работа с тестами ЕГЭ по теме «Экосистема»

на сайте

25.04

 

25/62

ПР№6.Решение экологических задач.

 

30.04

 

26/63

Контроль знаний по разделу «Экосистема»

Гл.4-5

02.05

 

27/64

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. Многообразие видов.

 

07.05

 

2/66

Подготовка к ВПР

на сайте

14.05

 

4/68

Работа с тестами ЕГЭ

инд.зад

16.05

 

5/69

Итоговый контроль

 

21.05

 

6/70

Подведение итогов

 

23.05

 


ИТОГО - 70 ч. (из них 3 час для самостоятельного изучения)

 

 

 

 
 

Скачать рабочую программу по Биологии для 10-11 классов  ФК Базовый уровень в формате .doc: 3.rab.pr._biologiya_fk_baz_2017_10-1112.doc [836.5 Kb] (cкачиваний: 8)
 
 



Своё Спасибо, еще не выражали..

Новость отредактировал admin - 21-02-2018, 11:31
Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 21-02-2018, 11:27, её прочитали 878 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив