Главная > Биология > Урок-конкурс как нетрадиционный метод проверки знаний по биологии
Урок-конкурс как нетрадиционный метод проверки знаний по биологии31-03-2010, 20:29. Разместил: FnX |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний и умений – обязательное условие результативного учебного процесса. Правильно организовать и хорошо продумать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – одна из задач организации учебного процесса. До недавнего времени в обучении биологии применялись преимущественно традиционные методы проверки – устный и письменный опрос. Однако устная проверка знаний не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и сделать объективный вывод о подготовленности класса в целом. А традиционная письменная работа отнимает много времени, не дает учителю возможность установить обратную связь, немедленно оказать помощь слабым учащимся. Нетрадиционные же методы проверки (игровые и др.) экономят время, отведенное программой на изучение курса биологии, позволяют систематически контролировать знания большого числа учеников на каждом уроке, что приучает их к неизбежности контроля, побуждает постоянно готовиться к урокам, не забывать пройденный материал. В то же время нетрадиционные формы и методы проверки не лишены определенных недостатков. Они не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С их помощью трудно оценить степень овладения учеником специфическими для курса биологии видами учебной деятельности (проводить наблюдения, ставить опыты, определять растения). И, наконец, нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения, причем для каждого нового вида заданий требуется свой подход. Поэтому целесообразно сочетать новые методы и формы проверки знаний с традиционными. Одним из нетрадиционных методов проверки знаний могут служить уроки-конкурсы. Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Она разнообразит будни, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие возможности человека. Особенно важна игра для детей школьного возраста и подростков. Закрепление и обобщение пройденного материала в процессе игры проходит в легкой и ненавязчивой форме. Дети любят такие уроки, ждут их, готовятся к ним, бурно переживают победу или поражение своей команды. Но урок-конкурс вовсе не является забавой или легкой работой для ученика и учителя. Он требует тщательной подготовки. Обычно такой урок проводится по завершении крупной темы либо в конце года как итоговая проверка знаний учащихся. Целесообразно посвящать урок не одной, а целому блоку тем. Например, по курсу ботаники для 6–7-х классов (Федеральная программа) можно выбрать следующие блоки тем. 1. Побег. Почка. Подземные побеги. По курсу зоологии беспозвоночных таких блоков можно выделить два. 1. Простейшие (тип Корненожки, тип Жгутиковые, тип Инфузории). Урок-конкурс может проводиться командно или индивидуально. Эти формы требуют разной предварительной подготовки и организации проведения. Командная форма эффективна при большой наполняемости класса (26–32 ученика), когда практически невозможно за академический час оценить уровень знаний каждого по данной теме. При индивидуальной форме есть возможность опросить каждого ребенка. Но в любом случае предварительная работа ученика состоит в подготовке вопросов по данной теме. Объем материала по теме и количество вопросов объявляются заранее. Вопросы ученики составляют самостоятельно. Можно составить вопрос в графической форме: например рисунок без обозначений, на котором нужно найти и обозначить части какого-то органа либо назвать представителей группы организмов. Можно в качестве вопроса предложить небольшой кроссворд, ребус, тест по теме урока. Разумеется, каждый должен знать ответы на свои вопросы и уметь ответить на любой вопрос одноклассника. Для этого дома повторяется весь материал по теме урока. Учитель, конечно, должен предварительно проверить грамотность (как орфографическую, так и биологическую) составленных вопросов, устранить повторы, отобрать самые интересные вопросы и в скорректированном виде заблаговременно вернуть ученикам. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке, когда вопросы задаются не учителем, а своими же сверстниками, сильно разряжает напряженность и снимает нервозность детей, переживающих за результат опроса, за оценку. Работу учителя на уроке значительно облегчает выбранное жюри (в качестве помощников) из трех человек. Оно либо выбирается из тех, кто первыми принесет нужное количество составленных вопросов, либо назначается учителем в порядке очереди, чтобы каждый мог побывать в роли члена жюри. Для проведения урока требуется дополнительное оборудование: круглые цветные картонные жетоны («очки» за правильные ответы), квадратные цветные жетоны («штрафные очки» за неправильные ответы или отказ от ответа, а также за нарушение дисциплины), жетоны из фольги на картоне («золотые жетоны» обладателю трех обычных очков). Один из членов жюри раздает жетоны за правильные и неверные ответы, а двое остальных записывают результаты в специальную таблицу. Это облегчает учителю подведение итогов и ускоряет выставление оценок. При командной форме конкурса класс заранее делится на три команды, как правило, по рядам. Команда выбирает капитана, обычно это хороший ученик, лидер, который берет на себя всю полноту ответственности за ответ команды. Учитель следит, чтобы уровень подготовки команд был примерно одинаковым. Урок может состоять их двух туров. Это разнообразит работу учащихся на уроке, не дает им уставать от монотонной деятельности. Первый – устный тур – состоит в коллективном поиске ответов на вопрос, заданный командой-соперницей. Совещаться можно одну минуту (по секундомеру или песочным часам). За правильный ответ дается один балл, в противном случае право ответа переходит к соперникам. Возможно получить и полбалла за недостаточно полный ответ, а за другую половину балла могут побороться остальные команды-соперницы. Второй тур может состоять из небольшой письменной работы, задания для которой составляет учитель. Можно задать вопрос на сообразительность, предложить провести сравнение двух объектов, привлекая дополнительную информацию, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету, расширить кругозор учащихся. За правильные ответы в этом туре также начисляются очки, которые идут в «фонд» команды, но можно поощрить и отдельных учеников за наиболее полные и аргументированные ответы. Им по итогам урока выставляется более высокая оценка, чем всей команде в целом, либо дополнительная отличная оценка. По сумме очков в двух турах выставляются оценки за урок: «отлично» – за максимальное число баллов, «удовлетворительно» – за минимальное, а средние показатели оцениваются как «хорошо». Участники команды получают ту оценку, которую набрала их команда, кроме случаев, когда вклад отдельных детей в успехи своей команды более высокий. Командная форма уроков-конкурсов воспитывает у школьников умение работать в коллективе, договариваться, искать общее решение и вырабатывать согласованную позицию. При этом вырабатываются самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение, убеждать всех в своей правоте. Подготовка к таким урокам приучает к самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой, готовит школьников среднего звена к активному участию в семинарских занятиях, проводимых в старшей школе. Такие конкурсы помогают проявлению способностей слабоуспевающих учеников, которые ощущают поддержку более подготовленных членов своей команды, что часто заставляет их поверить в свои силы. Такой возможности у слабых учащихся почти не бывает при традиционных формах опроса, когда каждый сам за себя. Важно только, чтобы эти ученики на равных принимали участие в коллективном поиске ответа, не были иждивенцами, пассивно ожидающими результата, который создадут для них другие. Индивидуальная форма урока-конкурса (в виде викторины «Ты – мне, я – тебе») хороша при небольшой наполняемости класса, когда невозможно сформировать равноценные команды. Предварительная работа учеников такая же, как и при командной форме. Урок проходит в один тур. Любой выбранный учителем или членом жюри ученик встает и называет того, кто будет отвечать (вызванный учащийся также встает), а затем читает вопрос. Отвечающий должен немедленно дать ответ, за который получит либо круглый жетон, либо квадратный. Если ученик не смог ответить правильно, то право ответа переходит к ученику, который готов ответить. Правильный ответ дает не только очко, но и право самому задавать вопросы. За пять минут до конца урока проводится подсчет очков, ранжирование результатов и выставление оценок в журнал и дневники. Конечно, и в этом случае не всегда удается опросить всех за один урок, а если ученик и успевает ответить, то часто только на один вопрос, что нельзя оценить как отличный результат. Поэтому один только устный конкурс в викторине не дает полной картины знаний всего класса, и я стараюсь занять письменной работой нескольких учеников, не принимающих в данный момент участия в ответах. Предлагаю им разгадать небольшой кроссворд по теме, решить ребус либо отгадать анаграмму. Эти результаты учитываю при выставлении оценки. В качестве примера привожу разработку урока-конкурса по блоку тем: «Органы цветкового растения», «Растительные ткани», «Плоды», «Корень». Урок-конкурс по блоку тем: «Органы цветкового растения», «Растительные ткани», «Плоды», «Корень»Форма проведения: командная. Цель: повторение и закрепление знаний по темам, пройденным в 1-й четверти. Задачи – Образовательные: в результате урока учащиеся должны знать строение и функции органов цветкового растения, типы растительных тканей, их строение и функции. – Воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения, воспитание независимости суждений и бережного отношения к природе. – Развивающие: развитие познавательного интереса к биологии, развитие эмоциональной сферы, умения выделять общие и существенные признаки объектов и классифицировать их, развитие конкретно-образного мышления и воображения учащихся, монологической и диалогической речи, умения пользоваться наглядными пособиями и живыми объектами, работать с дополнительной литературой. Оборудование: видеофрагмент о царствах живой природы; 3 разных сочных плода (натуральные объекты) на подносе; листочки для ответов в конкурсе капитанов; перфокарты на каждого члена команды с заданиями по темам «Плоды» и «Растительная клетка» (перфокарта – это альбомный лист с прорезанными окошками для ответов, он складывается пополам, в него вставляется тетрадный лист; задание имеет рисунки и фотографии, а ответ на вопрос вписывают через окошки); песочные часы (на 1 мин); списки команд и таблица для записи результатов. Урок желательно проводить последним по расписанию, а также иметь достаточное время на предшествующей перемене для подготовки материалов и расстановки столов. ХОД УРОКА
Вернуться назад |