Главная > Тесты > Методические рекомендации, краткий анализ структуры и содержания олимпиадных заданий по химии 2 тура
Методические рекомендации, краткий анализ структуры и содержания олимпиадных заданий по химии 2 тура1-06-2010, 20:36. Разместил: admin |
Методические рекомендации, краткий анализ структуры и содержания олимпиадных заданий по химии 2 тура 2008 -2009 учебный год Муниципальный этап олимпиады проводится органами местного самуправления муниципальных и городских округов в сфере образования по трем возрастным параллелям (9-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по химии. В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 9-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года. Во время проведения олимпиады ее организаторы должны рассадить участников по аудиториям так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса одного и того же образовательного учреждения. На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов. После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к оцениванию заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей. Определение победителей и призеров муниципального этапа выявляется по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. Участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами. Это ни в коей мере не предполагает, что должно быть только одно первое, одно второе и одно третье место. После составления итоговой таблицы, жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на третий (региональный) этап. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии. Закрытие олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения, а также в муниципальных СМИ. С целью повышения эффективности муниципального этапа по окончании олимпиады целесообразно довести до участников и наставников подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей. Олимпиадные работы по химии для 9-11 классов включают по пять заданий. Из них три расчетные задачи различного уровня сложности, одно задание проверяет знание свойств веществ, умение составлять уравнения реакций и определять их сущность. Пятая задача – провести «мысленный» эксперимент. Из расчетных задач – три комбинированные, проверяющие знания и способы учебной деятельности учащихся повышенного школьного уровня, устанавливающие наличие мыслительных операций высокого порядка. Содержание и уровень решения четвертой расчетной задачи приближен к условиям выполнения заданий на областных олимпиадах. Эта задача является своеобразным индикатором готовности ученика к участию на областном туре. Задание на проведение «мыслительного» эксперимента проверяет наличие не только знаний, практических умений, но и сформированность учебных приемов исследовательской деятельности (высказывание предположений, составление плана исследования эксперимента, интерпретация результатов, формулирование выводов, обобщений). При наличии реактивов это задание можно провести на практике. Содержание всех заданий для 9-11 классов основано на знаниях изученных тем и курсов по химии и не связанно с конкретно изучаемой программой. Оно универсально. В 9 классе предлагаются задания: на знание свойств веществ, понимание сущности химических реакций, прогнозирование их протекания в зависимости от условий; нахождение массовой доли растворенного вещества в полученном растворе; умение открывать катионы и анионы в полученном растворе. В 10 классе задания включают некоторые вопросы из тем: «Растворы», «Углеводороды», «Виды изомерии органических соединений», «Качественные реакции на ионы». В 11 классе - «Гидролиз в органической и неорганической химии», «Неметаллы, их соединения», «Генетическая связь органических соединений», «Качественные реакции на ионы». В указаниях к решению задач предлагается пошаговая разбалловка. Некоторые задачи имеют несколько путей решения. Время выполнения олимпиадных работ – 4 часа.
В приложении (1) приведен список рекомендуемой для подготовки к олимпиадам литературы и Интернет- порталов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Литература:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУСРЫ
Здесь собрана информация обо всех химических олимпиадах
Этот портал объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам. Эти Интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е. предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет.
Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками. Портал организован Департаментом образования г. Москвы, Московским институтом открытого образования при участии Московского центра непрерывного математического образования для дистанционной подготовки к олимпиадам по математике, информатике, биологии, химии, географии и физике. Портал ориентирован на учащихся, желающих успешно выступать в олимпиадах высокого уровня. Зарегистрированным пользователям предлагаются учебные курсы по биохимии, квантовой химии, неорганической химии, органической химии, химии высокомолекулярных соединений, химической кинетике, химической термодинамике, аналитической химии. Задачи для всех этих курсов разбиты по трем уровням сложности. Преподаватели проверяют решение задач и дают консультации on-line (посредством icq) и off-line (посредством электронной почты). Вернуться назад |