Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по Химии для 8 класса 2015 г.Из опыта работы / Химия

Пояснительная записка

Изучение химии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;

·овладение уменияминаблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры, как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;

·применение полученных знаний и умений для химически грамотного, безопасного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Задачи раздела «Химия-8»

Обучение

1.Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – тест, урок – путешествие, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.

2.Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно–исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.

Развитие

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

Воспитание

Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

 

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598, от 17.07.2017 №734)

5. Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8.06.2015№ 576)

8.Примерная программа основного общего образования по химиидля 8-9 классов (2005 г)

9.Авторскаяпрограмма курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (О.С.Габриелян), рекомендованная Министерством образования и науки РФ. М.:Дрофа, 2010.-78с.

Региональный уровень

10.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2015-16 уч.г.»

11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»

Уровень ОУ

12. Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

13. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

14.Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с. Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по химии для 8-9 классов (2005 г) и авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (О.С.Габриелян), рекомендованная Министерством образования и науки РФ. М.: Дрофа, 2010.-78с.

Учебно-методический комплект по химии 8 класса.

1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 8 класс, М. «Дрофа», 2010-2015гг.

2. Рабочая тетрадь О.С.Габриелян., А.В.Яшукова, «Химия» 8 класс». М.:Дрофа, 2015г

Обоснованием выбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Программа разработана с учетом достижения целей и задач учебного курса, нормативно-правовых документов, особенностей контингента учащихся, авторского замысла педагога, планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах. Используются учебники, методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

1.«Введение» до 12 часов (вместо 4ч)за счет практических работ №1,2,3,4, перенесенных из раздела «Химический практикум №1», за счет резервного времени и темы «Атомы». Тема «Чистые в-ва и смеси» перенесена из раздела 3, так как в теме «Введении» идет знакомство с веществом и сразу дается понятие « смесь» и после проводится практическая работа на разделение смесей, получение чистых веществ. Здесь отводится время на решение задач. Практические работы, составляющие тему 5 и тему 7 распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2010-15 гг. издания).В конце курса отведено7 часов на тему «Повторение» за счет резервного времени и темы «Атомы» для решения задач, работы с итоговыми тестами.

2.Уменьшено число часов на изучение тем:

1. «Атомы химических элементов» с 10 часов до 6 часов, т.к. понятие об изотопах и основные сведения о строении атомов рассматриваются на одном уроке, и эта тема изучается на физике. Но сюда добавлена тема «Кристаллические решетки» при изучении темы «Типы химической связи», так как они тесно взаимосвязаны. Виды химической связи изучаются на одном уроке лекционно.

2.«Простые вещества» на 2 ч, так как объединены в 1 урок темы «Металлы» и «Неметаллы» и темы Молярная масса» и «Количество вещества».

3. Практическую работу «Анализ воды и почвы» после изучения темы «Чистые вещества и смеси» можно заменить на «Разделение смесей. Очистка поваренной соли». Некоторые практические работы, например, «Наблюдение за горящей свечой»проводятся как домашний эксперимент. Практические работы: «Признаки химических реакций», «Ионные реакции», «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов» при 2-х часах не проводятся.

Место и роль предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение химиив 8 классе на этапе основного общего образования 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Практических работ- 6, контрольных работ – 5.

Формы организации образовательного процесса:

Урок - лекция, семинар, конференция, зачет, диалог, беседа, урок-игра.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный, практический;

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, модерации

Информация об используемом учебнике

Авторской программе соответствует учебник «Химия 8 класс» О.С.Габриелян-/рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010 г.Можно использовать учебники О.С.Габриеляна «Химия 8» 2010 -2015 гг. издания. Используемый учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

Содержание

8 КЛАСС (2 ч в неделю; всего 70 ч.)

 

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Введение (12 ч)

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[1]. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Правила безопасности. Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ.

 

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты.

Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы.

Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Массовая и объемная доли компонента смеси.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Демонстрации: занимательные опыты (дым без огня, фараонова змея, магический стакан, волшебная палочка, исцеление раны, получение компота и шипучки, творога).

Практикум № 1. Простейшие операции с веществом

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. 2.Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 3. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Строение пламени. 4. Очистка поваренной соли.

ГЛАВА 1 Атомы химических элементов (6 ч)

Атомы и молекулы. Химический элемент.

Атомы как форма существования химических элементов.

Строение атома. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Ядро. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент».

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Строение молекул. Образование бинарных соединений. Химическая связь. Типы химической связи. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность.

Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Демонстрации.Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа № 1 по теме ПХП. Атомы химических элементов.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

ГЛАВА 2 Простые вещества (5 ч)

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов).

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Количество вещества, моль – единица количества вещества. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Некоторые вещества, количеством 1 моль (вода). Модель молярного объема газообразных веществ.

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»

ГЛАВА 3 Соединения химических элементов (12 ч)

Степень окисления. Валентность. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практикум.

4. Анализ воды (дом.эксп.). 5. Приготовление растворов с определение массовой долей.

Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

ГЛАВА 4 Изменения, происходящие с веществами (10 ч)

 

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Химическая реакция. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению или выделению энергии. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами;

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Контрольная работа 4по теме «Изменения, происходящие с веществами»

ГЛАВА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. РИО. ОВР. (16 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Классификация ионов и их свойства. Катионы и анионы.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Реакции ионного обмена. Ионные уравнения. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.

Демонстрации.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практикум

8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач. 1 При 2 ч в неделю проводятся только практические работы 8 и 9.

Контрольная работа № 5 по теме «ТЭД. Реакции ионного обмена и ОВР»

Повторение (9 ч)

Итоговая контрольная работа.

Учебно-тематический план (8 класс)

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Дата

контр.раб.

Дата

практ.раб.

Практические работы

Контр. работы

1.

Введение

12

№1. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени.

№2. Наблюдение за горящей свечой.

№3. Разделение смесей (Очистка поваренной соли. Анализ почвы)

Зачет

08.10

3.09

09.09

10.09

16.09

2.

Глава 1.

Атомы химических элементов

6

 

К.р. №1

29.10

3.

Глава 2.

Простые вещества

5

 

К.р. №2

25.11

4.

Глава 3.

Соединение химических элементов

12

№4. Приготовление растворов.

 

К.р. №3

24.12

30.12

5.

Глава 4.

Изменения, происходящие с веществами.

10

 

К.р. №4

18.02

6.

Глава 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

16

№5.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№6. Решение экспериментальных задач.

К.р. №5

27.04

14.04

14.04

7.

Повторение

9

 

Итог.к.р.

11.05

Итого

70

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, _атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, мо­лярная масса, молярный объем, химическая реакция, классифи­кация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодич.закон

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до каль­ция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь меж­ду составом, строением и свойствами веществ; химические свой­ства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химическихреакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодиче­ской системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудовани­ем;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·безопасного обращения с веществами и материалами;

·экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

 

 

 

Литература и средства обучения

Основная литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010-2015.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2015.
  3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. , Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 .
  4. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.-М.:Дрофа,2005.

5.Габриелян О.С., Березкин П.Н. и др. Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс, М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература

1.Аликберова Л.Ю.. Занимательная химия, М.:«АСТ – Пресс», 2002.

2.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс, М.: Вако, 2008 г.

3.Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы.-М.: «ВАКО»,2006.-208с.

3.Еремин Е.А, Кузьменко Н.Е. «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2008 г.

4.Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9 класс. М.:Просвещение, 2011.

  1. Радецкий А.М. Проверочные работы по химии 8-11 класс. М.:Просвещение, 2010.

6.Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 2010.

7.Химия. Контрольно-измерительные материалы к учебнику О.С.Габриеляна. 8 класс. М.:Вако, 2012.

8.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2010.

9.Химия. 8 класс. Тесты: В 2 ч.-Саратов:Лицей, 2011.

 

Электронные пособия.

  1. Виртуальная лаборатория. Химия 8-11.
  2. Задачи. Химия для всех –XX.
  3. Поурочные планы О.С.Габриеляна. Химия 8-9.
  4. Химия 8 класс (3 диска).
  5. Химия. 1С: Репетитор.
  6. Электронные материалы к учебникам Химия 8,9 Л.М.Кузнецовой.

 

Интернет-ресурсы.

  1. https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
  2. https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)
  3. https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)
  4. https://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
  5. https://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
  6. https://bril2002.narod.ru/chemistry.htm l(Химия)
  7. https://www.chemel.ru/(Учебник химии)
  8. https://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html (Химия. Уроки в 8 кл, Н.Н.Гара)
  9. https://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass (Видеоуроки. Химия 8 класс)
  10. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование химии в 8 классе 70 ч. (Габриелян О. С.) 2014-15

 

Наименование раздела и темы Химия 8 класс 2014-15

Д/З

Дата пров

Дата

факт

 

Введение. ПХП (12ч)

 

 

 

1/1

Химия-часть естествознания. Предмет химии и история ее развития. Вещества. Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете химии. Правила ТБ.

§1,3,с.174

02.09

 

2/2

Инструктаж по Т/Б. ПР №1. Правила ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени.

§2,с.174 Пр.2с.180

03.09

 

 

3/3

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Чистые вещества и смеси. ПР №2. Наблюдение за горящей свечой (Дом. эксперимент)

§2,23,25пр.2,3с.180

09.09

 

4/4

Инструктаж по Т/Б. ПР № 3. Очистка поваренной соли. Анализ почвы и воды.

С.181§25

10.09

 

5/5

Инструктаж по Т/Б. ПР № 3. Анализ почвы и воды

§2,с.174 Пр.2,с.180

16.09

 

6/6

Периодическая система хим. элем. Д. И. Менделеева. Знаки хим. элементов.

§4,знаки

17.09

 

7/7

Знаки хим. элементов. Химические формулы.

§5,№2

23.09

 

8/8

Относительная атомная и молекулярная массы.

§5,№3

24.09

 

9/9

Массовая доля химического элемента в веществе, компонента в смеси.

§5,№6

30.09

 

10/10

Обобщение темы «Введение».Решение задач

§1-5, №7с.37

01.10

 

11/11

Семинар по теме «Введение. ПХП»

№8,с.37

07.10

 

12/12

Зачет.

Инд.з.

08.10

 

Глава 1. Атомы химических элементов (6ч)

 

 

 

1/13

Основные сведения о строении атомов. Изменения в составе ядер атомов. Изотопы.

§6,7 №3,с.43

14.10

 

2/14

Строение электронных оболочек атомов.

§8 №1,2 с.52

15.10

 

3/15

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне

§8,9№1,2 с.52

21.10

 

 

4/ 16

Виды химической связи. Кристаллические решетки.

§9-12, №2,с.66

22.10

 

5/17

Обобщение темы «Введение. Атомы химических элементов». Подготовка к контрольной работе. Характеристика элемента. Металлическая связь.

§1-12 №2-5, с.62

28.10

 

6/18

Контрольная работа 1 по теме ПХП. Атомы химических элементов.

 

29.10

 

Глава 2. Простые вещества (5 ч)

 

 

 

1/19

Анализ контр. раб. Простые вещества – металлы и неметаллы

§13,14 №3,с.74

11.11

 

2/20

Количество вещества. Молярная масса.

§15,с.82 №2,3

12.11

 

3/21

Молярный объем газов.

§16,с.85 №1,2

18.11

 

4/22

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

№4,5 с.84

19.11

 

5/23

Контрольная работа 2 по теме «Простые вещества»

 

25.11

 

Глава 3. Соединения химических элементов (12ч)

 

 

 

1/24

Анализ контрольной работы. Степень окисления. Важнейшие классы бинарных соединений.

§17,18 с.90 № 1,2

26.11

 

2/25

Знакомство с ВКНС. Основания.

§19,с.101 №2,3

02.12

 

3/26

Кислоты.

§20,с.107 №1,3,4

03.12

 

4/27

Соли.

§21,с.113 №1,3

09.12

 

5/28

Составление формул важнейших классов неорганических соединений

§21,№2

10.12

 

6/29

Растворение. Растворимость. Растворы. Массовая и объемная доли.

§24,34 №1с.128

16.12

 

7/30

Решение задач на растворы

§24,34 Инд.з.

17.12

 

8/31

Обобщение темы 3 «Соединения химических элементов. Растворы». Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Гл.3,№2,3 с.128 №5,6

23.12

 

9/32

Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»

 

24.12

 

10/33

Инструктаж по Т/Б. ПР № 4. Приготовление растворов.

С.185

30.12

 

11/34

Анализ контрольной и практической работы. Решение задач

 

13.01

 

12/35

Решение задач

 

14.01

 

Глава 4. Изменения, происходящие с веществами (10 ч)

 

 

 

1/36

Анализ контрольной работы. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.

§26,27 №1 с.145

20.01

 

2/37

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

§26,27№2

21.01

 

3/38

Расчеты по химическим уравнениям.

§28 №3

27.01

 

4/39

Решение задач

§28,инд.з.

28.01

 

5/40

Типы химических реакций: реакции разложения, соединения

§29,30№1с.155,159

03.02

 

6/41

Реакции замещения.

§31№2,3

04.02

 

7/42

Реакции обмена.

§32№3,4

10.02

 

8/43

Типы химических реакций на примере химических свойств воды.

§33№1,3

11.02

 

9/44

Обобщение темы 4. Подготовка к контрольной работе.

§26-33 №2с.172

17.02

 

10/45

Контрольная работа 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

 

18.02

 

Глава 5. ТЭД. Реакции ионного обмена и ОВР. (16ч)

 

 

 

1/46

Анализ контрольной работы. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД.

§35,36 №4,6 с.203

24.02

 

2/47

Ионные уравнения.

§37№1,5

25.02

 

3/48

Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД.

§38№3,4

02.03

 

4/49

Семинар «Химические свойства кислот в свете ТЭД»

§38№1,6

03.03

 

5/50

Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД.

§39№3,5

09.03

 

6/51

Оксиды, их классификация и свойства.

§40№1,3

10.03

 

7/52

Соли, их классификация и свойства в свете ТЭД.

§41№1,2

 

16.03

 

8/53

Семинар «Химические свойства ВКНС в свете ТЭД»

§41№3-5

17.03

 

9/54

Генетическая связь между классами веществ.

§42№3

31.03

 

10/55

Решение задач на «избыток».

§№2с.228

06.04

 

11/56

Окислительно-восстановительные реакции.

§43№1

07.04

 

12/57

Семинар «Составление ОВР»

§43№7

13.04

 

13/58

Инструктаж по Т/Б. ПР №5,6. Свойства ВКНС. Решение экспериментальных задач.

С.241,242 Пр.№8,9

14.04

 

14/59

Обобщение темы 5 «ТЭД. РИО»

Гл.4,5 №4с.228

20.04

 

15/60

Подготовка к контрольной работе.

Гл.4,5 №5с.221

21.04

 

16/61

Контрольная работа № 5 по теме «ТЭД. Реакции ионного обмена и ОВР»

 

27.04

 

Повторение (9ч)

 

 

 

1/62

Анализ контрольной работы. Обобщение, повторение всего курса химии 8 кл.

Гл.1-5 Тест на сайте

28.04

 

2/63

Решение задач

Инд.зад

04.05

 

3/64

Решение задач на «избыток»

Инд.зад

05.05

 

4/65

Итоговая контрольная работа

 

11.05

 

5/66

Анализ контрольной работы. Решение комбинированных задач

Инд.зад.

12.05

 

6/67

Решение комбинированных задач

Тест на сайте

18.05

 

7/68

Работа с тестами ГИА

 

19.05

 

8/69

Работа с тестами ГИА

 

25.05

 

9/70

Подведение итогов

 

26.05

 

ИТОГО: 70ч.

 

 

 

Приложение 2Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по химии.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной сис­теме и учитываются следующие качественные показатели ответов:

§ глубина (соответствие изученным теоретическим обоб­щениям);

§ осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

§ полнота (соответствие объему программы и информа­ции учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (су­щественные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, пра­вило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установле­ния причинно-следственных связей, сравнения и классифи­кации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой от­вета (например, упущение из вида какого-либо нехарактер­ного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательно­сти (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

§ ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

§ материал изложен в логической последо­вательности, литературным языком;

§ ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

§ ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

§ материал изложен в определенной логической последо­вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

§ ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

§ при ответе обнаружено непонимание учащимся основ­ного содержания учебного материала или допущены суще­ственные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

§ отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

§ работа выполнена полностью и правильно, сделаны пра­вильные наблюдения и выводы;

§ эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудова­нием;

§ проявлены организационно-трудовые умения (поддер­живаются чистота рабочего места и порядок на столе, эко­номно используются реактивы).

Отметка «4»:

§ работа выполнена правильно, сделаны правильные на­блюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «З»:

§ работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудо­ванием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

§ допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со­блюдении правил техники безопасности при работе , которые учащийся не может ис­править даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

§ работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспери­ментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

§ план решения составлен правильно;

§ правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

§ дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

§ план решения составлен правильно;

§ правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несуще­ственных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «З»:

§ план решения составлен правильно;

§ правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объ­яснении и выводах.

Отметка «2»:

§ допущены две (и более) ошибки в плане решения, в под­боре химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

§ задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

§ в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

§ в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «З»:

§ в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических рас­четах.

Отметка «2»:

§ имеются существенные ошибки в логическом рассужде­нии и в решении.

Отметка, «1»:

§ отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

§ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

§ ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Отметка «З»:

§ работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Отметка «2»:

§ работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

§ работа не выполнена

При оценке выполнения письменной контрольной ра­боты необходимо учитывать требования единого орфогра­фического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.



[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

 

Скачать Рабочую программу по Химии для 8 класса 2015 г. в формате .doc: 1.rab.pr._himiya_2015_8-kl_.doc [308 Kb] (cкачиваний: 8)




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 15-05-2016, 13:56, её прочитали 8 502 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив