Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009 ХИМИЯ - 11 Ответы и указания к решениюДомашнее задание / Тесты

Всероссийская химическая олимпиада школьников 2 тур 2008-2009  

химия - 11

Ответы и указания к решению

11 – 1. Каждое уравнение реакции – 0,5 балла, определение количества изомерных эфиров 15:88= 0,17 моль (0,5 балла); определение массы КОН 0,17 · 56 = 9,52 г (0,5 балла). Определение массы раствора щёлочи 9,52 · 0,25 = 38,08 г (0,5 балла). Определение объёма щёлочи 38,08 : 1,23 = = 30,96 мл (0,5 балла).

            Всего: 4 балла

 

11 - 2. Дегидроциклизация гептана с последующим дегидрированием до образования толуола: С7Н16 ® C7H8 + 4Н2;

окисление толуола: 5С6Н5 СН3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 ®

® 5С6Н5СООН + 3К2SO4 + 6MnSO4 + 14Н2О;

нейтрализация бензойной кислоты: С6Н5COOH + NaOH ®

® С6Н5COONa + H2O;

прокаливание бензоата натрия с щёлочью: С6Н5COONa + NaOH ®

® С6H6 + Na2CO3;

нитрование бензола в присутствии серной концентрированной кислоты: С6Н6 + HNO3 ® C6H5NO2 + H2O;

восстановление нитробензола (реакция Зинина): C6H5NO2+ 3H2 ®
® C6H 5NH2 + 2H2O;

взаимодействие анилина с хлороводородом: С6Н5NH2 + HCl ®

® С6Н5 NH3Cl;

взаимодействие анилина с бромной водой: С6Н5NH2 + 3Br2 ®

® C6H2 Br3NH2 + 3НВr.

(Каждое уравнение реакции – 0,5 балла)

Всего: 4 балла

 

11 – 3. а) Аммиак с серной кислотой может реагировать в недостатке с образованием кислой соли и в избытке с образованием средней соли:

NH3 + H2SO4 ® NH4HSO4; 2NH3 + H2SO4 ® (NH4)2SO4.         

б) Фосфор может реагировать как с концентрированной, так и с разбавленной азотной кислотой: Р + 5HNO3 ® Н3РО4 + 5NO2 + Н2О;
3Р + 5HNO3 + 2Н2О ® 3Н3РО4 + 5NO. Присоединение брома к бутадиену может идти по 1 и 2 атомам углерода; по 1 и 4, по 1, 2, 3 ,4:

СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2 ® СН2Вr – СНВr – СН = СН2;

СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2 ® СН2Вr – СН = СН – СН2Вr;

СН2 = СН – СН = СН2 + 2Вr2 ® СН2Вr – СНВr – СНВr – СН2Вr.

(Каждое уравнение реакции – 1 балл)

Всего: 4 балла

 

11 – 4.

Составим план распознавания. Сульфат меди отличается от остальных растворов по цвету (голубой). Прильём его ко всем остальным растворам. Там, где выпал синий осадок, находился гидроксид натрия, а там, где выпал осадок и начал выделяться газ, – карбонат натрия. Далее нужно приготовить гидроксид меди из сульфата меди и гидроксида натрия и добавить его ко всем оставшимся веществам. Там, где была щавелевая кислота, гидроксид меди растворится, и раствор станет светло-голубым, там, где глюкоза и этиленгликоль, – образуется интенсивно-синий раствор, где этаналь и этанол, – изменений нет. Нагреем пробирки, где появился синий раствор и где изменений не было. Там, где появится оранжевый осадок оксида меди (I), находились глюкоза и этаналь. (За полный план распознавания – 2 балла, за каждое нераспознанное вещество снимается 0,25 балла.)

Запишем уравнения реакций (за каждое уравнение – 0,5 балла):

CuSO4 + 2NaOH ® Na2SO4 + Cu(OH)2¯;

2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O ® 2Na2SO4 + (СuОН)2СО3 ¯+ CО2­;

HOOC–COOH + Cu(OH)2 ® Cu(C2O4) + 2 H2O;

 

 

 

 

СН3СНО + 2Cu(OH)® Cu(OH)2COOH + 2H2O + Cu2O;

С5 Н11О5СHO + 2Cu(OH)2 ® С5Н11О5СООН + 2Н2О + Cu2O.

Всего: 6 баллов

11 – 5. Запишем уравнения реакций между нитратом серебра и бромидом калия, йодидом натрия, соляной кислотой. (Все уравнения реакции – 1 балл.)

Найдём количество хлороводорода: C · V= 0,0133 л · 1,5 моль/л =
= 0,02 моль. (0,5 балла.)

Найдём количество нитрата серебра:

r · V(p-p) w/М = 1,09 · 78 · 0,1/170 = 0,05 моль. (0,5 балла.)

На взаимодействие с солями пошло 0,05 – 0,02 = 0,03 моль нитрата серебра. (0,5 балла.)

Пусть  бромида  калия  было  х  моль,  а  йодида  натрия – у моль,  тогда х + у = 0,03; масса солей, выраженная через количество вещества и молярные массы, равна 3,88 = 119х + 150у. Получили систему уравнений, из которой х = 0,02   моль   (2 балла)m  =  119 · 0,02 =   2,38 г  (0,5 балла),  w =  = 61,34 % КВr, тогда NaI 38,66 % (0,5 балла).

Объём хлороводорода: 0,02 – 22,4 = 0,448 л (0,5 балла).

Всего: 7 баллов

 

 

Скачать полностью 11-klass-resheniya-po-ximii.doc [44.5 Kb] (cкачиваний: 22)




Сказали спасибо: AKA11071965, Morontsev Alex.

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 1-06-2010, 20:44, её прочитали 6 935 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив