Главная > Химия > Мастерская «Такая знакомая фамилия»
Мастерская «Такая знакомая фамилия»31-03-2010, 20:35. Разместил: FnX |
||||||||||||||||||||||||||||||
Среди педагогических инноваций, направленных на самоорганизацию познания школьников, важное место занимает мастерская построения знаний. Мастерская, используемая нами, – вариативная форма общепринятой технологии, построенная на основе жесткого алгоритма. Предлагаемая вашему вниманию мастерская «Такая знакомая фамилия» рассчитана на учащихся 10–11-х классов, изучающих тему «Селекция». Оборудование: портрет М.Ф. Иванова, справочный материал, таблицы «Породы свиней», раздаточный материал с заданиями, «Энциклопедический словарь юного биолога», «Словарь русского языка» Н.Ожегова. ХОД ЗАНЯТИЯ Индуктором на данном занятии служит фамилия «Иванов». Учитель записывает фамилию на доске и просит учащихся – участников мастерской – вспомнить человека с такой фамилией и рассказать о нем. Индуктор должен вызвать у учащихся работу мысли. У ребят возникают ассоциации типа: «Иванов – сосед по парте», «директор школы», «приятель отца», «известный советский сатирик», «чувашский писатель, автор «Нарспи» и т.д. Учитель конкретизирует запись на доске: ИВАНОВ Однако и эта информация практически ни о чем ребятам не говорит, вызывает достаточно аморфные ассоциации. Поэтому следует провести самоконструкцию и предложить участникам мастерской задать любые вопросы, которые помогут раскрыть «тайну» предложенной фамилии. Вопросы, возникающие у ребят, могут быть разными, например: – М.Ф. Иванов – биолог? (Все вопросы записываются на доске.) Для ответа на эти и другие вопросы мастер предлагает учащимся ознакомиться с биографией Академик М.Ф. Иванов (1871–1935)М.Ф. Иванов родился в 1871 г. в Ялте в бедной семье учителя садоводства школы Никитского ботанического сада. Отца своего он не знал, т.к. родился уже после его смерти. С помощью знакомого бонитера-овцевода Н.П. Синицкого М.Иванов 12-летним мальчиком поступил в Горецкое земледельческое училище в Могилевской губернии, которое в 1891 г. окончил по первому разряду с отличием, после чего был принят в бонитерскую школу при земледельческом училище в Дергачах. Украинская степная белая свиньяВ 1935 г. ученый вывел новую породу свиней – украинская степная белая. Создавая эту породу, М.Ф. Иванов в качестве исходных форм для скрещивания выбрал высокопродуктивного хряка крупной английской белой и неприхотливую к условиям содержания плодовитую местную свинью (матку). Затем он провел возвратное скрещивание полученных гибридов с тем же хряком. Путем дальнейшего скрещивания между собой потомков и последующего многократного индивидуального отбора была получена порода свиней украинская степная белая. Эта порода сочетала плодовитость с высокой мясной продуктивностью и устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды. Таблица. Сравнительные показатели пород свиней
В этом же году М.Ф. Иванов написал капитальный труд «Овцеводство». От скрещивания разных пород ученый получил свыше 40 комбинаций овец. Справка из словаря«Аскания-Нова» – заповедник в Херсонской области, организован в 1921 г. Бонитер – специалист по комплексной оценке сельскохозяйственных животных (по происхождению, экстерьеру, продуктивности, воспроизводительным способностям и качеству потомства), которые используются в племенной работе. Задание 1 Работа ведется в группах по 5–6 человек. Ознакомьтесь с биографией М.Ф. Иванова. 1. Найдите в тексте биографии незнакомые слова и выясните их значение, пользуясь словарями. Запишите новые слова в тетрадь. 2. Составьте краткую биографическую справку, отметив основные вехи жизни М.Ф. Иванова. 3. Подумайте, с какой целью им была выведена новая порода свиней? Учащиеся проводят социоконструкцию. Результатом групповой работы должно стать составление биографической справки жизни и деятельности М.Ф. Иванова. Затем составленные группами справки вывешиваются в классе и сравниваются с предложенной учителем (социализация). Биографическая справка М.Ф. Иванова1871 г. – родился в Ялте в семье учителя садоводства школы Никитского ботанического сада. 1883–1893 гг. – обучался в Горецком земледельческом училище. Получил звание бонитераовцевода. 1893–1897 гг. – учеба в Харьковском ветеринарном институте. 1900 г. – доцент Харьковского ветеринарного института. 1914 г. – профессор, заведущий кафедрой Петровской сельхозакадемии. 1925 г. – начал работу по созданию новой породы свиней в «Аскания-Нова». 1935 г. – создана новая порода свиней украинская степная белая. 1935 г. – написан капитальный труд «Овцевод-ство». Задание 2 Академик М.Ф. Иванов в одной из своих работ писал: «Порода идет через рот». Что, по-вашему, под этим понимал сам селекционер? Выполнение задания рассчитано на 10–15 мин. Основной формой работы на данном этапе является «мозговой штурм». Все идеи, возникающие в ходе обсуждения, заносятся в таблицу.
После группового проводится коллективное обсуждение, и на доске заполняется аналогичная таблица (социализация). В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что важное значение в породоразведении имеет питание. Данный факт подтверждается словами М.Ф. Иванова: «…склонность наших домашних животных к ожирению, к скороспелости и изменению форм есть прямой результат обильного питания» или «…характер кормов и кормление оказывают огромное влияние на внутреннюю и внешнюю организацию животных, на их продуктивность; больше того, корма и кормление оказывают гораздо большее влияние на организм животного, чем порода и происхождение». Далее следует вопрос учителя: «Как, на ваш взгляд, может называться работа М.Ф. Иванова, слова из которой мы только что разобрали?» (Ответ. «Порода и корм».) На следующем этапе работы учитель знакомит школьников с основными трудами академика М.Ф. Иванова, делая акцент на то, что селекционер придавал громадное значение знанию естественных местных условий для выбора породы. Несходство климатических и почвенных условий района с условиями родины избираемой породы может явиться серьезным препятствием к разведению. Исходя из этих положений, ученый твердо стоял за создание своих, отечественных, хорошо приспособленных к местным условиям пород сельскохозяйственных животных. Существенным дополнением к содержанию темы может стать использование краеведческого материала о районированных в Чувашии (или в любом другом регионе) породах свиней: крупной белой, Цивильской породной группы Ландрас. Почувствовать себя в роли исследователей-селекционеров помогает ребятам решение генетических задач по скрещиванию разных пород сельскохозяйственных животных. Примерные задачи по генетике1. В селекционной практике для проверки чистопородности по определенным признакам широко применяется скрещивание проверяемого животного с формой чисто рецессивной по изучаемым аллелям. 2. У овец белая окраска шерсти доминирует над черной, а рогатость доминирует над комолостью (безрогостью). В результате скрещивания черного рогатого барана с белой комолой овцой было получено следующее потомство: у одной пары – 1/4 рогатых белых, 1/4 рогатых черных, 1/4 комолых белых, 1/4 комолых черных; у другой – 1/2 комолых белых, 1/2 комолых черных. В завершении мастерской нужно вернуться к списку вопросов, возникших в начале занятия, и подумать, на все ли из них получены ответы. Заканчивается мастерская проведением рефлексии – анализом пережитого всеми участниками и особенно теми, у кого что-то вышло не так, как у остальных. Наивысшая точка занятия – это момент, когда участ-ник мастерской внутренне осознает новизну, неожиданность и уровень того знания, которое он построил сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Ощущение успеха, радость от участия в общей победе на пути по-знания – вот главный результат мастерской. Терминологический словарьМастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Индукция (от лат. induco – ввожу, навожу, побуждаю) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это может быть задание, связанное со словом, предметом, образом, рисунком, воспоминаниями, – часто неожиданное для ученика. Ассоциации – спонтанное соединение идей, восприятий, фантазий сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта и т.д. Социоконструкция – построение этих элементов группой. Социализация – обнародованное обсуждение всего созданного индивидуально и в парах; всех высказанных мнений и гипотез. Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, обнародовано, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Афиширование – вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (рисунков, текстов, схем, проектов и т.д.) в аудитории и ознакомление с ними. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником. Самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование и разрыв составляют основу работы с материалом. Рефлексия – анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, анализ пережитого всеми участниками мастерской. Вернуться назад |