Главная > Химия > Урок_Конц. серная кислота
Урок_Конц. серная кислота23-10-2009, 18:34. Разместил: admin |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок – исследование по теме: «Концентрированная серная кислота как окислитель».
Цель: на основе знаний учащихся об общих свойствах кислот изучитьокислительные свойства концентрированной серной кислоты; закрепить и совершенствовать знания и умения учащихся в составле- нии окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций, закрепить практические умения и навыки по выполнению опытов, ха- рактеризующих свойства кислот и правила техники безопасности при работе с ними; развивать умения общения детей между собой и с учителем, умения сравнивать и делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.
Оборудование, реактивы: на каждый стол – штатив с пробирками, Н2SO4 конц., Н2SO4 разб., Н2О дист., метилоранж, фенолфталеин, BaCI2, бумага. На демонстрационный стол: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, вата, стеклянная палочка, 2 стакана, сахарная пудра.
Методика: лабораторная работа с элементами беседы, исследовательская работа.
Ход урока:
Я растворю любой металл. Меня алхимик получал В реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой… Когда в воде я растворяюсь То очень сильно нагреваюсь. (Серная кислота) 2. Знакомство с планом исследования (Путевой лист на столах).
Блиц-опрос по плану:
(Одновременно с ответами идет заполнение путевого листа) Путевой лист.
б) цвет: __________________________________ в) запах: __________________________________ г) r (плотность): ____________________________ д) растворимость в воде:_____________________
O2 O2 H2O 6. Получение в промышленности: FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4 (пирит)
Общие с другими кислотами. Специфические.
Техника безопасности при работе с серной кислотой! Таблица 1.
Вывод: разбавленная серная кислота проявляет свойства, характерные для всех кислот. III. Изучение нового материала.
Демонстрационные опыты: Н2SO4конц.-волшебница и может творить чудеса!
Опыт: Взаимодействие кислоты с водой.Серная кислота обладает высокой водоотнимающей способностью. Поэтому при растворении ее в воде необходимо соблюдать следующее правило: Кислоту лить в воду, а не наоборот! (Демонстрация опорного конспекта и опыта)
Опыт: Обугливание сахара без огня. Оборудование, реактивы: 8мл Н2SO4 конц., 10г сахарной пудры, стакан, стеклянная палочка. 10г сахарной пудры насыпать в стакан, поставленный на тарелку, туда же влить 8 мл концентрированной серной кислоты и перемешать стеклянной палочкой. Через 1-2 минуты смесь потемнеет, вспенится и в виде рыхлой массы поднимется в стакане. Реакция сопровождается выделением тепла. Это происходит оттого, что серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ. Это свойство называют гигроскопичностью.
Опыт: Самовозгорание спиртовки с помощью волшебной палочки.Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спиртовка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка или стакан. Для опыта необходимо подготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в стакане. Конец стеклянной палочки смочить в данной смеси и поднести к влажному фитилю спиртовки. Она воспламенится.
Опыт: Магический стакан Оборудование, реактивы: Н2SO4 конц., KMnO4 кр., спирт этиловый, стакан емкостью 0,25-0,5л, вата. На дно стакана емкостью 0,25-0,5 литра поместить небольшое количество смеси марганцовокислого калия и концентрированной серной кислоты. В стакан бросить небольшой кусочек ваты, смоченной спиртом, она вспыхнет и сгорит.Таблица 2.
Вывод: Н2SO4 конц. –сильный окислитель: обугливает органические вещества, взаимодействует почти со всеми Ме, неМе, восстановителями. Концентрированная серная кислота при взаимодействии с металлами или другими восстановителями восстанавливается до продуктов, в которых сера находится в разных степенях окисления (+4, 0, -2). Чем сильнее восстановительные свойства вещества, тем ниже степень окисления серы. Работать с серной кислотой необходимо осторожно, соблюдать правила техники безопасности.
На каждом столе мини –лаборатория. А) Определите, в какой из двух пробирок №1и №2 находится кислота. Б) Докажите, что это серная кислота.
9. Нахождение серной кислоты в природе. (Сообщение учащегося) 10. Применение серной кислоты. (Сообщение учащегося)
Интеллектуальная беседа по вопросам:
рамах на зиму ставили стаканчик с концентрированной серной кислотой, чтобы стекла не потели. Какова роль серной кислоты?
концентрированная серная кислота: 1) Cu, 2) Zn, 3) Mg, 4) Au. 5. Интеллектуальный турнир. ð 1) Заполните пустые клетки.
2) Решите задачу. Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния с разбавленной серной кислотой. Ответы: 1) 11,2 л 2) 22,4 л 3) 44,8 л 4) 33,6 л Проверка с ключом. Самооценка знаний.
Подготовить сообщение “ Нахождение серной кислоты в природе”. *Расставить коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций: 1) NaI + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + H2S + I2 + H2O 2) NaBr + H2SO4(конц.) ® Na2SO4 + SO2 + Br2 + H2O 3) Ag + H2SO4(конц.) ® Ag2SO4 + SO2 + H2O
Приложение. Путевой лист.
б) цвет: __________________________________ в) запах: __________________________________ г) r (плотность): ____________________________ д) растворимость в воде:_____________________
O2 O2 H2O 6. Получение в промышленности: FeS2(S) ® SO2 ® SO3 ® Н2SO4 (пирит) (записать уравнения реакций 3-х стадий: 1) FeS2+ O2® 2) 3) 7. Заполните схему: «Соли серной кислоты».
8. Химические свойства Н2SO4.
Общие с другими кислотами. Специфические. а) Общие: Таблица 1.
б) Специфические свойства Н2SO4. Таблица 2.
Предлагаем узнать где лучше купить мужскую вышыванку. Вышиванку с Закарпатья надо покупать только на нашем сайте. Вернуться назад |