Главная > Биология > Рабочая программа по Биологии для 8 класса 2014 г.
Рабочая программа по Биологии для 8 класса 2014 г.15-05-2016, 13:31. Разместил: admin |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; ·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; ·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ·воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; ·иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции; соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс ) Обучение. · создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: · обеспечить усвоение учащимися знаний по зоологии; · продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения за животными; · продолжить развивать у детей умения кратко записывать свои мысли, рассуждения, составлять схемы, выделять главное и делать выводы; Развитие. · создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер · развивать моторную память, мышление (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), · развивать стремление достигать поставленной цели. Воспитание. · способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности. Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный уровень 1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» 3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» 7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576) 8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с. 9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год
Региональный уровень 10.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2014-15 уч.г.» 11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2014-2015 учебном году»
Уровень ОУ 12.Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки 13. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Сведения о программе Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Учебно-методический комплект по биологии 8 класса 1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология 8 класс». М.: изд. центр «Вентана-Граф»,2014 г 2. Рабочая тетрадь Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, «Биология: человек», 8 класс М., изд.дом «Вентана – Граф», 2014 г.
Обоснованием выбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является логическим продолжением курса «Биология. Животные. 7 класс».
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов на изучение разделов: «Кожа» на 1 ч, «Нервная система» на 2 ч, «Анализаторы» на 1 час за счет резервного времени и уменьшения количества часов на тему: «Кровеносная система», «Поведение и психика». Данные часы используются на обобщающие уроки, работу с тестами ГИА, зачеты и изучение наиболее трудных вопросов.
Место и роль предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение биологии в 8 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Лабораторных работ-5
Формы организации образовательного процесса – урочная: урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог. Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования. Виды контроля: 1)по характеру получения информации: устный, письменный 2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах
Информация об используемом учебнике Авторской программе соответствует учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек.8 класс». М., изд. центр "Вентана-Граф» 2010-2014 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Используемый учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе.
Содержание раздела «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (70 часов, 2 ч. в неделю)
1. Введение. Общий обзор организма человека (5 ч.) Значение знаний об особенностях строения функциях и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Биологические и социальные факторы в становлении человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм. Демонстрации.Разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторная работа: 1.Изучение микроскопического строения тканей. Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система (8 ч.) Опора и движение. ОДС. Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.Лабораторные работы: 2.Изучение микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани. Практические работы: Определение нарушения осанки и плоскостопия. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление мышц. Определение нарушения осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.
3. Кровь и кровообращение (8 ч) Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Кровь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Тканевая совместимость и переливание крови. Группы крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях различного типа. Демонстрации.Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования. Лабораторные работы: 3.Сравнение крови человека и лягушки. Практические работы: Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Подсчет пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. Измерение АД.
4. Дыхательная система (5ч) Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний. Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Демонстрации.Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха. Лабораторные работы: 4 .Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление модели Дондерса Практические работы: Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (7 ч.) Питание. Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни, как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Пищеварительная система. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Питание и здоровье. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (рисунок) Лабораторная работа: 5. Действие ферментов слюны на крахмал и желудочного сока на белки. Практическая работа: Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч) Обмен веществ. Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания.Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки и меры их предупреждения. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины. Практические работы: Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 ч) Выделение. Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
8. Кожа (4 ч.) Покровы тела. Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи. Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Демонстрация.Рельефная таблица строения кожи. Практические работы: Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 ч) Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови. Демонстрации.Таблица гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (7 ч) Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Демонстрации.Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга. Практические работы: Выяснение действия прямых и обратных связей. Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) Органы чувств, их роль в жизни человека. Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Нарушения зрения и профилактика. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Нарушения слуха и профилактика. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации.Модели черепа, глаза, уха. Практические работы: Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. Восприятие цветоощущений. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психология человека (6 ч) Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина по изучению закономерностей работы головного мозга.Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Речь. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и её особенности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Демонстрации.Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки. Практические работы: 16.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. 17.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. 18.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Размножение и индивидуальное развитие организма. Повторение (6 ч.) Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения. Демонстрации.Рисунки зародышей человека и животных разных возрастов. Обобщение знаний по пройденному курсу (1).Итоговый контроль и тестированиеПроведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
_______________________________________________________________________ 1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
Учебно-тематический план, 8 класс (70 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; ·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; ·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
·объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; ·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; ·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; ·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения; ·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ·анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; · оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; · рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; · проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература и средства обучения Основная литература 1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. М.:«Вентана-Граф», 2010-2014 г. 2. Рабочая тетрадь Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, «Биология: человек», 8 класс М.: изд.дом «Вентана – Граф», 2014 г. Дополнительная литература 1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П, Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1998. 2. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.:«Просвещение», 2007 г. 4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение, 1989. 5. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». М.:«Просвещение», 2001 г. 6. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания). М.:«Аквариум», 2012 г 7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2000. 8. Панфилова Л.А. Хрестоматия по биологии. Человек. Саратов: Лицей, 2000г 9. Резникова В.З., Калинова Г.С, Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Человек и его здоровье.- М.:Лист-Нью, 2011. 10. Резанова Е.А., Антонова И.П, Реранов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах. М.: «Издат-школа 2000». 11. Рохлов В.С. Занимательный материал по биологии. Человек. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. 12. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Тематические тестовые задания по биологии. 8 класс. М.: Школьная Пресса, 2005. 13. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для учащихся 8 класса школ с углубленным изучение биологии. М.: «Дрофа», 2013 г. 14. Фосин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек. М.:Дрофа, 2005 Электронные пособия.
Интернет-ресурсы
6. https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46(Энциклопедия Кругосвет)
9. https://biology-online.ru/(Современные уроки биологии. Биология онлайн)
12. https://biology-online.ru/(Современные уроки биологии. Биология онлайн) Приложение 1. Календарно-тематический план по биологии 8 класс (2014-15г)
*Условным обозначением «ПР» обозначены практические работы
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" – 5 часов. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 8 часов Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 4. "Дыхание" - 5 часов. Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов. Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 7. "Выделение. Кожа". – 6 часа Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". – 7+6 часов Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часа Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Приложение 2 к программе. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом по выбору учителя. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В 8 классе проводится 9 лабораторных работ на четырех специально отведенных для этого уроках-практикумах: ·на уроке-практикуме № 1 по теме: «Общий обзор организма человека». - работы №1 и №2; ·на уроке-практикуме № 2 по теме: «Опорно-двигательная система». – работы № 3 и № 4; ·на уроке-практикуме № 3 по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание». – работы № 5, № 6 и № 4; ·на уроке-практикуме № 4 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ». – работы № 8 и № 9.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Каталитическая активность ферментов" Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток. Оборудование: 1) 2 пробирки 2) флакон с водой 3) сырой и вареный картофель 4) перекись водорода (3%) Ход работы: 1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см. 2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного. 3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода. Оформление результатов: Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2по теме: "Ткани человека под микроскопом" Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности Оборудование: 1) микроскоп, 2) микропрепараты: * для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ», * для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы» Ход работы: Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты. Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное. Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Изучение спилов костей и позвонков" Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей, разнообразием и строением позвонков. Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей» 2) наборы позвонков Ход работы: 1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна? 2. Рассмотрите набор позвонков, какой из позвонков шейный? Какой грудной? А какой поясничный? Найдите на позвонках дуги, тела, отростки. Оформление результатов: зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи. Сделайте вывод, сравнив -плоские и трубчатые кости -шейный, грудной и поясничный позвонки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 по теме: "Определение местоположения мышц и костей" Цель: познакомиться с особенностями опорно-двигательной системы человека, связанными с прямохождением, трудовой деятельностью и речевой функцией. Оборудование: 1) скелет кролика 2) череп человека 3) наборы позвонков человека Ход работы: 1. Рассмотрите черепа человека и кролика, найдите их различия, найдите различия в позвоночниках человека и животного, в грудной клетке, поясах конечностей и скелете конечностей. 2.Прямохождение, трудовая деятельность и способность говорить связаны с работой мышц. – Какие мышцы человека отвечают за эти функции? Оформление результатов и вывода: Заполните в тетради таблицу:
Особенности скелета и мышц человека
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки" Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией Оборудование: 1) микроскоп 2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки» Ход работы: 1. Подготовьте микроскоп к работе. 2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное. Оформление результатов: зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 по теме: "Подсчет пульса в разных условиях" Цель: пронаблюдать работу своего сердца в покое и после нагрузки. Оборудование:часы с секундной стрелкой. Ход работы: сосчитайте свой пульс в покое и после 10 прыжков; выполнив расчеты, сделайте вывод о степени тренированности своего организма. Оформление результатов: запишите число сердечных сокращений в состоянии покоя (а) и после нагрузки (в), в – а сосчитайте, на сколько процентов увеличился ваш пульс после прыжков: ------- · 100% а Сделайте вывод о тренированности своего организма (если пульс изменился не больше, чем 30%, то достаточно; если больше – недостаточно).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 по теме: "Определение жизненной емкости легких" Цель: определить теоретическую и реальную жизненную емкость легких. Оборудование: спирометр. Ход работы: 1. В § 27 найдите формулу расчета жизненной емкости легких в соответствии со своим ростом, возрастом и полом и сделайте вычисления. 2. Определите свою реальную жизненную емкость легких с помощью спирометра. Оформление результатов: Запишите в тетради расчеты ЖЕЛ по формуле и свою реальную ЖЕЛ. Сделайте вывод, ответив на вопросы: можно ли считать ваши результаты хорошими? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 по теме: "Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки" Цель: - убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал, - выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Оборудование:а) 1) кусочек накрахмаленного бинта 2) чашка Петри со слабым раствором йода 3) спичка, кусочек ваты б) 4) штатив с 3 пробирками; 5) пипетка 6) термометр; 7) полусваренный куриный белок 8) желудочный сок; 9) 0,5%-ный раствор NaOH 10) водяная баня; 11) химический стакан со снегом Ход работы: а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта, зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, затем опустите в раствор йода. б)В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца, прилейте по 1 мл натурального желудочного сока, затем *первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС), *вторую – поставьте в стакан со снегом, *в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС), через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок. Оформление результатов: Напишите в тетрадь ход и результаты опытов Сделайте выводы по результатам опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 по теме: "Составление пищевого рациона" Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион с учетом энергозатрат в соответствии с собственным возрастом и полом. Оборудование: таблицы состава и калорийности продуктов. Ход работы и оформление результатов: составьте меню на 1 день, с учетом правил рационального питания и запишите его в тетрадь. (на 100 г продукта) Химический состав и калорийность продуктов
Сделайте вывод о соответствии калорийности данного меню и суточных энергозатрат, необходимых для вашего возраста и пола.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ включает в себя 10 письменных проверочных работ и 5 уроков - зачетов; для реализации индивидуального подхода к учащимся используются карточки, которые разработаны по всем изучаемым темам. Проверочные работы в разделе: «Человек и его здоровье» (в течение года их проводится 10):
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Строение клетки и ткани организма человека"
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме: "Скелет" Вариант 1 1.Соотнесите отделы скелета с костями, их образующими:
2.Что здесь лишнее и почему? бедренная, лучевая, большая и малая берцовые кости. 3.Какие из костей черепа парные? 4.Что такое сустав? 5.Сравните трубчатые и плоские кости. Вариант 2 1.Соотнесите отделы скелета с костями, их образующими:
2.Что здесь лишнее и почему? носовая, лобная, скуловая, верхнечелюстная кости. 3.В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков? 4.Что такое плоскостопие? 5.Какие особенности строения суставов определяют их подвижность? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Кровь. Иммунитет."
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме: "Органы дыхания" Вариант 1 1.Соотнесите органы дыхания и структуры, участвующие в дыхании с их функциями:
2.Как строение альвеол помогает им выполнять свою функцию? 3.Что здесь лишнее и почему? гортань, носоглотка, трахея. Вариант 2 1.Соотнесите органы дыхания и структуры, участвующие в дыхании с их функциями:
2.Какие функции способна выполнять трахея, благодаря своему строению? 3.Что здесь лишнее и почему? трахея, гортань, легкие. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме: "Органы пищеварения" Вариант 1 1. Опишите внешнее и внутреннее строение зуба. 2. Почему 12-типерстная кишка так называется? 3. Перечислите все пищеварительные железы и назовите пищеварительные соки, которые они выделяют. 4. У человека болит печень. Почему врач предлагает ему придерживаться безжировой диеты? 5. Сравните толстый и тонкий кишечник. Вариант 2 1. Напишите и объясните зубную формулу человека. 2. Почему желудок так называется? 3. Перечислите органы пищеварительной системы, стенки которых состоят из 3 слоев и назовите особенности строения внутреннего слоя в этих органах. 4. Если долго жевать кусочек белого хлеба, появляется сладкий вкус. Почему? 5. Сравните зубы: клыки и большие коренные. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6 по теме: «Кожа»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7 по теме: «Головной мозг» Вариант 1. 1. Опишите расположение, особенности строения и функции ·среднего и ·продолговатого мозга 2. Какие зоны находятся в затылочной и височной долях коры больших полушарий? 3. Какова роль коры головного мозга в формировании человека, как вида? Вариант 2. 1. Опишите расположение, особенности строения и функции ·промежуточного мозга и ·моста 2. Какие зоны находятся в лобной и теменной долях коры больших полушарий? 3. Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции и как это отразилось на строении мозга? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 8 по теме: "Большие полушария головного мозга" 1.Какие доли и зоны коры больших полушарий могут быть нарушены у собаки, если она не притрагивается к еде? 2.Какие доли и зоны будут воспринимать: а) слово «ключ», написанное на доске? б) слово «ключ», сказанное вслух? в) реальный ключ. 3.Что произойдет, если у человека будет повреждена вкусовая зона коры больших полушарий? 4.Какие доли и зоны могут быть повреждены у человека, если он не отвечает на ваш вопрос? 5.Что произойдет, если во время операции хирург коснется теменной доли коры больших полушарий больного? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 9 по теме: "Органы зрения и слуха" Вариант 1. Задание 1. Соотнесите названия структур органа слуха с ихфункциями:
Задание 2.Что общего между понятиями: хрусталик – стекловидное тело? Задание 3.Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: роговица, хрусталик, зрачок, стекловидное тело. Вариант 2. Задание 1. Соотнесите названия структур органа зрения с их функциями:
Задание 2.Что общего между понятиями: молоточек и стремечко? Задание 3.Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: слуховой нерв, волокна в улитке, зрительный нерв, височная доля коры. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 10 по теме: «Высшая нервная деятельность»
УРОКИ-ЗАЧЕТЫ Зачет № 1 по теме: "Введение. Опорно-двигательная система." Цель: ·проверить знания учащихся -о клетке и тканях организма человека, -о расположении органов, -о строении и функциях опорно-двигательной системы; ·проверить умения учащихся -распознавать на таблице части клетки, -схематически изображать основные виды тканей, -показывать на таблице кости скелета и основные мышцы человеческого тела, -умение выявлять на рушение осанки и плоскостопие; ·проверить знание терминов по теме. Форма проведения урока: 1. Устные ответы у доски. 2. Письменная работа: заполнение кроссворда Кроссворд по теме: |