Главная > Биология > Рабочая программа по биологии_Базовый уровень 2015 г для 10-11 классов (1ч)
Рабочая программа по биологии_Базовый уровень 2015 г для 10-11 классов (1ч)15-05-2016, 13:20. Разместил: admin |
Пояснительная записка. Изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:
·освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; ·овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; ·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; ·воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; ·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи раздела «Общая биология. Базовый уровень» (10-11 классы)
Обучение. ·создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей; ·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования; ·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний; ·продолжить формирование у школьников общеучебных умений; умения находить проблемы, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы.
Развитие. ·создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: ·развивать критическое мышление, закрепить умение достигать поставленной цели; ·развивать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Воспитание. ·способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитиекоммуникативной компетентности. Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовыхдокументов Федеральный уровень 1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» 3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089. 5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" 9. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576) 10.Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2005 г 11. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений.) Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011. – 138 с)
Региональный уровень 12. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»; 13. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»
Уровень ОУ 14. Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки 15. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки 16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Сведения о программе Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. М.:«Дрофа», 2011.- 138 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ и разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.
Учебно-методический комплект по биологии 10-11 класса 1. Сивоглазов В.И., И.Б.Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Учебник «Общая биология»10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», 2015 г. 2. Рабочая тетрадь В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень», М.: «Дрофа», 2015 г.
Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем федеральным компонентам государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ». Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является расширенным курсом общей биологии 9 класса.
В программу внесены следующие изменения: В 10 классе: •увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу 1,2 и частично 3. •увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Темы 3.1 и 3.2 перенесены из раздела 3 в раздел 2 из-за соответствия материала профильной и базовой групп по календарно-тематическому планированию.
В 11 классе: •увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»; •увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу и для подготовки к ЕГЭ. Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Место и рольпредмета в базисном учебном плане Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану ОУ РФ и авторской программе на изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35часов и в 11 классе - 35 часов по 1 часу в неделю. Лабораторных работ-4, практических - 6, экскурсий -2.
Форма организации образовательного процесса – урочная: урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог. Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования. Виды контроля: 1)по характеру получения информации: устный, письменный 2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах, модерации.
Информация об используемом учебнике Авторской программе соответствует учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», с 2010 -2014 гг. издания с изменениями, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник доступный, красочно оформлен и соответствует всем требованиям государственных стандартов, требованиям к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
СОДЕРЖАНИЕ 10-11 классы: 70 часов (по 1 часу в неделю) 10 класс (35 ч) РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (2ч)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч) Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. ■ Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук». Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2 Сущность и свойстваживого. Уровни организациии методы познания живой природы (1 ч) Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. ■ Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи». ■ Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.
РАЗДЕЛ 2 Клетка (11+2ч) Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 ч) Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. ■ Демонстрация. Схема «Многообразие клеток». ■ Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2 Химический состав клетки (3ч) Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организме человека. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Роль органических веществ в клетке и в организме человека. ■ Демонстрация. Диаграммы:«Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК». ■ Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч) Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. |