Главная > Биология > Рабочая программа по биологии 8 класс 2014 год
Рабочая программа по биологии 8 класс 2014 год9-11-2014, 18:57. Разместил: admin |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа по биологии 8 класс 2014 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: ·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы ·овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами ·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе ·использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс ) ·обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1.обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
2.продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
3.продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу ·развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
·воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федеральный уровень: 1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» 3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089. 5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» 6. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" 10. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 11.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой«Природоведение. Биология. Экология», 5-11 классы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 ч в неделю) 12. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год Региональный уровень: 13.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2014-15 уч.г.» 14.Методические рекомендации Управления образования и науки Липецкой области по предмету биология(сайт ЛИРО) Муниципальный уровень: 15.Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки 16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.
Учебно-методический комплект по биологии 8 класса.
Обоснованиемвыбора данной авторскойпрограммы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является логическим продолжением курса «Биология. Животные. 7 класс.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение биологии в 8 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Можно использовать учебники Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек.8 класс». М., изд. центр "Вентана-Граф» 2007-2014 гг. издания. Лабораторных работ-10
В программу внесены следующие изменения: Увеличено количество часов на изучение разделов: «Кожа» на 1 ч, «Нервная система» на 2 ч, «Анализаторы» на 1 час за счет резервного времени и уменьшения количества часов на тему: «Кровеносная система», «Поведение и психика». Данные часы используются на обобщающие уроки, работу с тестами ГИА, зачеты и изучение наиболее трудных вопросов.
Формы организации образовательного процесса – урочная: Урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, беседа.
Используемые технологии:информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, индивидуальные, игровые, проблемное обучение, работа в парах.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихсявключает реализацию личностно - ориентированного подхода к обучению, применение методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения:
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец года совпадает с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ.
Виды контроля: 1) по характеру получения информации: устный, письменный, практический; 2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный
Содержание.
1. Введение. Общий обзор организма человека (5 ч.) Биологические и социальные факторы в становлении человека. Значение знаний остроении и функциях организма для поддержания своего здоровья Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм. Демонстрации.Разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторная работа: 1.Изучение микроскопического строения тканей. Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система (8 ч.) Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта. Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.Лабораторные работы:2.Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани. Практические работы: Определение нарушения осанки и плоскостопия. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление мышц. Определение нарушения осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.
3. Кровь и кровообращение (8 ч) Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Первая помощь при кровотечениях различного типа. Демонстрации.Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования. Лабораторные работы: 3.Сравнение крови человека и лягушки. Практические работы: Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Подсчет пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. Измерение АД.
4. Дыхательная система (5ч) Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний. Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Демонстрации.Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха. Лабораторные работы: 4 .Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление модели Дондерса Практические работы: Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (7 ч.) Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение. Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (рисунок) Лабораторная работа: 5. Действие ферментов слюны на крахмал и желудочного сока на белки. Практическая работа: Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч) Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания.Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины. Практические работы: Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 ч) Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
8. Кожа (4 ч.) Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи. Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечномударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды. Демонстрация.Рельефная таблица строения кожи. Практические работы: Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 ч) Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови. Демонстрации.Таблица гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; таблица, изображающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (7 ч) Значение нервной системы, её строение и функции.Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Демонстрации.Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга. Практические работы: Выяснение действия прямых и обратных связей. Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации.Модели черепа, глаза, уха. Практические работы: Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. Восприятие цветоощущений. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психика (6 ч) Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и её особенности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Демонстрации.Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки. Практические работы: 16.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. 17.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. 18.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие организма (5ч.) Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения. Демонстрации.Рисунки зародышей человека и животных разных возрастов. Обобщение знаний по пройденному курсу (1).Итоговый контроль и тестирование
Учебно-тематический план.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий ·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; ·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; ·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; ·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; ·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, человека) и делать выводы на основе сравнения; ·определять принадлежность биологических объектов (человека) к определенной систематической группе (классификация); ·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах ·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека(в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; ·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; ·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Литература и средства обучения Основная литература 1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. М., издательский центр «Вентана-Граф», 2007-2014 г.) 2. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». М., «Просвещение», 2001 г.)
Дополнительная литература 1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для учащихся 8 класса школ с углубленным изучение биологии. -М., «Дрофа», 2013 г. 2. Резникова В.З., Калинова Г.С, Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Человек и его здоровье.- М.:Лист-Нью, 1999. 3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. 4. Анисимова В.С., Бруновт Е.П, Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1998. 5. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. 6. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Тематические тестовые задания по биологии. 8 класс. М.: Школьная Пресса, 2005. 7. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2000. 8. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания). М., «Аквариум», 2012 г 9. Панфилова Л.А. Хрестоматия по биологии. Человек. -Саратов: Лицей, 200 10. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М., «Просвещение», 2007 г. 11. Фосин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2005 12. Резанова Е.А., Антонова И.П, Реранов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах.-М.: «Издат-школа 2000». 13. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. М: Просвещение, 1989.
Электронные пособия. 1. Биология 8 класс. Просвещение. 2. Биология 6-11 (Часть 1,2). 3. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы. 4. Биология в школе. Электронные уроки и тесты. 5. Электронная энциклопедия. Хочу всё знать: Человек. 6. Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5. 7. Биология абитуриенту.ЕГЭ. 8. Биология. Готовимся к ЕГЭ. 9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска). 10. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей. 11. Биология. 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум. 12. Биология 8 класс. Просвещение. 13. Биология. Мультимедийное сопровождение к урокам 7-11 классы. 14. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.
Интернет-ресурсы 1. https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)) 2. https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР) 3. https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР) 4. https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок») 5. https://www.chemistry48.ru (Личный сайт) 6.https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46(Энциклопедия Кругосвет) 7. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии) 8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass(Видеоуроки. Биология 8 кл) 9. https://biology-online.ru/(Современные уроки биологии. Биология онлайн) 10. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология) 11. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q(Открытая биология) 12. https://biology-online.ru/(Современные уроки биологии. Биология онлайн) 13. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx(Тесты онлайн)
Приложение 1. Календарно-тематический план по биологии 8 класс (2014-15г)
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" – 5 часов. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 8 часов Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 4. "Дыхание" - 5 часов. Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов. Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 7. "Выделение. Кожа". – 6 часа Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". – 7+6 часов Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часа Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Приложение 2 к программе. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом по выбору учителя. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В 8 классе проводится 9 лабораторных работ на четырех специально отведенных для этого уроках-практикумах: ·на уроке-практикуме № 1 по теме: «Общий обзор организма человека». - работы №1 и №2; ·на уроке-практикуме № 2 по теме: «Опорно-двигательная система». – работы № 3 и № 4; ·на уроке-практикуме № 3 по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание». – работы № 5, № 6 и № 4; ·на уроке-практикуме № 4 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ». – работы № 8 и № 9.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Каталитическая активность ферментов" Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток. Оборудование: 1) 2 пробирки 2) флакон с водой 3) сырой и вареный картофель 4) перекись водорода (3%) Ход работы: 1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см. 2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного. 3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода. Оформление результатов: Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2по теме: "Ткани человека под микроскопом" Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности Оборудование: 1) микроскоп, 2) микропрепараты: * для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ», * для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы» Ход работы: Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты. Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное. Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Изучение спилов костей и позвонков" Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей, разнообразием и строением позвонков. Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей» 2) наборы позвонков Ход работы: 1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна? 2. Рассмотрите набор позвонков, какой из позвонков шейный? Какой грудной? А какой поясничный? Найдите на позвонках дуги, тела, отростки. Оформление результатов: зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи. Сделайте вывод, сравнив -плоские и трубчатые кости -шейный, грудной и поясничный позвонки.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 по теме: "Определение местоположения мышц и костей" Цель: познакомиться с особенностями опорно-двигательной системы человека, связанными с прямохождением, трудовой деятельностью и речевой функцией. Оборудование: 1) скелет кролика 2) череп человека 3) наборы позвонков человека Ход работы: 1. Рассмотрите черепа человека и кролика, найдите их различия, найдите различия в позвоночниках человека и животного, в грудной клетке, поясах конечностей и скелете конечностей. 2.Прямохождение, трудовая деятельность и способность говорить связаны с работой мышц. – Какие мышцы человека отвечают за эти функции? Оформление результатов и вывода: Заполните в тетради таблицу: Особенности скелета и мышц человека
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки" Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией Оборудование: 1) микроскоп 2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки» Ход работы: 1. Подготовьте микроскоп к работе. 2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное. Оформление результатов: зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 по теме: "Подсчет пульса в разных условиях" Цель: пронаблюдать работу своего сердца в покое и после нагрузки. Оборудование:часы с секундной стрелкой. Ход работы: сосчитайте свой пульс в покое и после 10 прыжков; выполнив расчеты, сделайте вывод о степени тренированности своего организма. Оформление результатов: запишите число сердечных сокращений в состоянии покоя (а) и после нагрузки (в), в – а сосчитайте, на сколько процентов увеличился ваш пульс после прыжков: ------- · 100% а Сделайте вывод о тренированности своего организма (если пульс изменился не больше, чем 30%, то достаточно; если больше – недостаточно).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 по теме: "Определение жизненной емкости легких" Цель: определить теоретическую и реальную жизненную емкость легких. Оборудование: спирометр. Ход работы: 1. В § 27 найдите формулу расчета жизненной емкости легких в соответствии со своим ростом, возрастом и полом и сделайте вычисления. 2. Определите свою реальную жизненную емкость легких с помощью спирометра. Оформление результатов: Запишите в тетради расчеты ЖЕЛ по формуле и свою реальную ЖЕЛ. Сделайте вывод, ответив на вопросы: можно ли считать ваши результаты хорошими? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 по теме: "Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки" Цель: - убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал, - выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Оборудование:а) 1) кусочек накрахмаленного бинта 2) чашка Петри со слабым раствором йода 3) спичка, кусочек ваты б) 4) штатив с 3 пробирками; 5) пипетка 6) термометр; 7) полусваренный куриный белок 8) желудочный сок; 9) 0,5%-ный раствор NaOH 10) водяная баня; 11) химический стакан со снегом Ход работы: а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта, зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, затем опустите в раствор йода. б)В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца, прилейте по 1 мл натурального желудочного сока, затем *первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС), *вторую – поставьте в стакан со снегом, *в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС), через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок. Оформление результатов: Напишите в тетрадь ход и результаты опытов Сделайте выводы по результатам опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 по теме: "Составление пищевого рациона" Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион с учетом энергозатрат в соответствии с собственным возрастом и полом. Оборудование: таблицы состава и калорийности продуктов. Ход работы и оформление результатов: составьте меню на 1 день, с учетом правил рационального питания и запишите его в тетрадь. (на 100 г продукта) Химический состав и калорийность продуктов
Сделайте вывод о соответствии калорийности данного меню и суточных энергозатрат, необходимых для вашего возраста и пола.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ включает в себя 10 письменных проверочных работ и 5 уроков - зачетов; для реализации индивидуального подхода к учащимся используются карточки, которые разработаны по всем изучаемым темам. Проверочные работы в разделе: «Человек и его здоровье» (в течение года их проводится 10):
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Строение клетки и ткани организма человека"
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме: "Скелет" Вариант 1 1.Соотнесите отделы скелета с костями, их образующими:
2.Что здесь лишнее и почему? бедренная, лучевая, большая и малая берцовые кости. 3.Какие из костей черепа парные? 4.Что такое сустав? 5.Сравните трубчатые и плоские кости. Вариант 2 1.Соотнесите отделы скелета с костями, их образующими:
2.Что здесь лишнее и почему? носовая, лобная, скуловая, верхнечелюстная кости. 3.В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков? 4.Что такое плоскостопие? 5.Какие особенности строения суставов определяют их подвижность? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Кровь. Иммунитет."
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме: "Органы дыхания" Вариант 1 1.Соотнесите органы дыхания и структуры, участвующие в дыхании с их функциями:
2.Как строение альвеол помогает им выполнять свою функцию? 3.Что здесь лишнее и почему? гортань, носоглотка, трахея. Вариант 2 1.Соотнесите органы дыхания и структуры, участвующие в дыхании с их функциями:
2.Какие функции способна выполнять трахея, благодаря своему строению? 3.Что здесь лишнее и почему? трахея, гортань, легкие. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме: "Органы пищеварения" Вариант 1 1. Опишите внешнее и внутреннее строение зуба. 2. Почему 12-типерстная кишка так называется? 3. Перечислите все пищеварительные железы и назовите пищеварительные соки, которые они выделяют. 4. У человека болит печень. Почему врач предлагает ему придерживаться безжировой диеты? 5. Сравните толстый и тонкий кишечник. Вариант 2 1. Напишите и объясните зубную формулу человека. 2. Почему желудок так называется? 3. Перечислите органы пищеварительной системы, стенки которых состоят из 3 слоев и назовите особенности строения внутреннего слоя в этих органах. 4. Если долго жевать кусочек белого хлеба, появляется сладкий вкус. Почему? 5. Сравните зубы: клыки и большие коренные. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №6 по теме: «Кожа»
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7 по теме: «Головной мозг» Вариант 1. 1. Опишите расположение, особенности строения и функции ·среднего и ·продолговатого мозга 2. Какие зоны находятся в затылочной и височной долях коры больших полушарий? 3. Какова роль коры головного мозга в формировании человека, как вида? Вариант 2. 1. Опишите расположение, особенности строения и функции ·промежуточного мозга и ·моста 2. Какие зоны находятся в лобной и теменной долях коры больших полушарий? 3. Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции и как это отразилось на строении мозга? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 8 по теме: "Большие полушария головного мозга" 1.Какие доли и зоны коры больших полушарий могут быть нарушены у собаки, если она не притрагивается к еде? 2.Какие доли и зоны будут воспринимать: а) слово «ключ», написанное на доске? б) слово «ключ», сказанное вслух? в) реальный ключ. 3.Что произойдет, если у человека будет повреждена вкусовая зона коры больших полушарий? 4.Какие доли и зоны могут быть повреждены у человека, если он не отвечает на ваш вопрос? 5.Что произойдет, если во время операции хирург коснется теменной доли коры больших полушарий больного? ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 9 по теме: "Органы зрения и слуха" Вариант 1. Задание 1. Соотнесите названия структур органа слуха с ихфункциями:
Задание 2.Что общего между понятиями: хрусталик – стекловидное тело? Задание 3.Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: роговица, хрусталик, зрачок, стекловидное тело. Вариант 2. Задание 1. Соотнесите названия структур органа зрения с их функциями:
Задание 2.Что общего между понятиями: молоточек и стремечко? Задание 3.Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор: слуховой нерв, волокна в улитке, зрительный нерв, височная доля коры. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 10 по теме: «Высшая нервная деятельность»
УРОКИ-ЗАЧЕТЫ Зачет № 1 по теме: "Введение. Опорно-двигательная система." Цель: ·проверить знания учащихся -о клетке и тканях организма человека, -о расположении органов, -о строении и функциях опорно-двигательной системы; ·проверить умения учащихся -распознавать на таблице части клетки, -схематически изображать основные виды тканей, -показывать на таблице кости скелета и основные мышцы человеческого тела, -умение выявлять на рушение осанки и плоскостопие; ·проверить знание терминов по теме. Форма проведения урока: 1. Устные ответы у доски. 2. Письменная работа: заполнение кроссворда
Зачет № 2 по теме: "Кровь. Кровообращение. Дыхание." Цель: ·проверить знания учащихся -о составе и функциях крови, -об органах кровообращения: строении и функциях, -о движении крови в организме, -строении и функциях органов дыхания, -влиянии алкоголя и никотина на органы кровообращения и дыхания; ·проверить умения учащихся -определять пульс, -оказывать первую помощь при кровотечениях, -показывать на таблице круги кровообращения и органы дыхания, -владеть приемами искусственного дыхания, -отвечать на вопросы разной степени сложности; ·проверить знания учащихся по теме. Форма проведения урока: 1. Устные ответы у доски. 2. Письменное задание: рейтинговая контрольная работа. Контрольная работа по теме 1. Что такое плазма? (1 балл) 2. Что такое гемоглобин? (1 балл) 3. Что такое иммунитет? (1 балл) 4. Что такое фагоцитоз? (1 балл) 5. Что такое вакцина? (1 балл) 6. Что такое аорта? (1 балл) 7. Что такое пульс? (2 балла) 8. Почему большой и малый круги кровообращения так называются? (2 балла) 9. Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? (2 балла) 10. Какие органы относятся к дыхательной системе? (2 балла) 11. Почему нужно дышать через нос? (2 балла) 12. Опишите газообмен в тканях. (2 балла) 13. Сравните эритроциты и лейкоциты. (3 балла) 14. Сравните эритроциты человека и лягушки. (3 балла) 15. Сравните артерии, вены и капилляры. (3 балла) 16. Для чего нужны полулунные клапана? (3 балла) 17. Сравните большой и малый круги кровообращения. (3 балла) 18. Почему артериальное кровотечение опасно для жизни? (3 балла) 19. При каких условиях свертывается кровь? (3 балла) 20. Почему кровь красного цвета? (3 балла) 21. Почему у артерий стенки толще, чем у вен? (4 балла) 22. Почему стенки левого желудочка толще, чем стенки других отделов сердца? (4 балла) 23. Почему сердце человека может работать 70-80 лет без отдыха? (4 балла) 24. Почему эритроциты живут дольше, чем лейкоциты? (4 балла) 25. Докажите, что сердце играет важную роль для человека. (5 баллов) 26. Докажите, что в артериях малого круга кровообращения может течь только венозная кровь, а в его венах – только артериальная. (5 баллов) 27. Докажите, что органы кровообращения и дыхания взаимосвязаны. (5 баллов) Зачет №3 по теме: "Пищеварение. Обмен веществ." Цель: ·проверить знаний учащихся -о пищевых продуктах и питательных веществах, -о строении и функциях органов пищеварения, -гигиене питания, -предупреждении желудочно-кишечных заболеваний, -об общей характеристике обмена веществ и энергии, -о рациональном питании, -витаминах; ·проверить умения учащихся -показывать на таблице органы пищеварения, -обосновывать влияние алкоголя и никотина на обмен веществ в организме; ·проверить знание терминов по теме. Форма проведения урока: 1.Устные ответы у доски. 2.Письменное задание: -кроссворд, -тест, -задание «Выберите верные утверждения».
Задание 1. Заполните кроссворд
1 – кишка, являющаяся начальным отделом тонкой кишки, 2 – плоские зубы человека, 3 – вещество, находящееся под эмалью зуба 4 – кишка, имеющая червеобразный отросток, 5 – заболевание печени, вызванное действием алкоголя, 6 – биологический катализатор, 7 – обеззараживающее вещество слюны, 8 – пищеварительная железа, 9 – продукт расщепления жиров, 10 – выросты слизистой оболочки тонкой кишки, 11 – желудочно-кишечное заболевание, 12 – пищеварительные железы, открывающие свои протоки в ротовую полость, 13 – вещество, всасывающееся в кровь в толстом кишечнике, 14 – кислота, находящаяся в желудке.
Задание 2. Выберите верный ответ: 1. Где происходит механическая обработка пищи? а) в желудке б) в ротовой полости в) в толстом кишечнике г) в ротовой полости и желудке. 2. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке? а)температура тела, кислая среда, наличие ферментов желудочного сока в) температура тела, желчь, кислая среда б) щелочная среда, температура тела, наличие ферментов желудочного сока г) кислая среда, температура тела. 3. Какую функцию выполняет кишечник? а) секреторную, двигательную б) секреторную, двигательную, пищеварительную в) секреторную, двигательную, всасывающуюг) секреторную и всасывающую. 4. Какое действие оказывает желчь на питательные вещества? а) разделяя жиры на мельчайшие капельки, облегчает расщепление пищеварительными соками б) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислотыв) облегчает расщепление белков г) облегчает расщепление углеводов. 5. На какие питательные вещества действуют ферменты поджелудочного сока в щелочной среде при температуре тела? а) на белки и жиры б) на жиры и углеводы в) на белки, жиры и углеводы г) на углеводы и белки. 6. Какие продукты образуются при расщеплении белков? а) глицерин и жирные кислоты б) глюкоза в) аминокислоты г) глюкоза и аминокислоты. 7. Какие продукты распада питательных веществ всасываются в кровь? а) жиры б) глюкоза, глицерин и жирные кислоты в) аминокислоты г) жиры и глюкоза. Задание 3. Выберите правильные утверждения: 1. Энергетический обмен – это совокупность реакций распада. 2. Углеводы служат основным источником энергии в организме. 3. Основным строительным материалом клеток служат жиры. 4. Авитаминоз по витамину В1 – это заболевание рахит. 5. При недостатке витамина А нарушается минеральный состав костей. 6. Витамин Д образуется в коже человека при загаре. 7. Завтрак должен состоять из легко перевариваемых продуктов. Зачет №4 по теме: "Выделение. Кожа. Железы внутренней секреции." Цель: ·проверить знания учащихся о - значении выделения и органах мочевыделительной системы, -строении и функциях кожи, -закаливании организма, -железах внутренней секреции; ·проверить умения учащихся -оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, -находить на таблицах органы мочевыделения, слои кожи и их составные части, железы внутренней секреции, -конструировать проблемные вопросы; ·проверить знание терминов по теме. Форма проведения урока: 1. Устные ответы у доски. 2. Письменное задание: составить 6 проблемных вопросов и ответить на них: -2 вопроса – по теме: «Выделение» -2 вопроса – по теме: «Кожа» -2 вопроса – по теме: «Железы внутренней секреции». Конструкции проблемных вопросов
Зачет №5 по теме: "Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность." Цель: ·проверить знания учащихся -о строении и функциях головного и спинного мозга, -об органах чувств, их строении, функциях и гигиене, -о рефлексах, их торможении, -об особенностях ВНД человека, -о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на НС; ·проверить умения учащихся -показывать на таблице отделы спинного и головного мозга, -показывать на моделях части органа зрения и органа слуха, -применять упражнения по тренировке памяти и внимания; ·проверить знания терминов по теме.
Форма проведения урока: 1. Устные ответы у доски. 2. Письменная работа: термины по теме. Термины по теме: «Нервная система, органы чувств, высшая нервная деятельность».
Скачать полностью рабочую программу по биологии 8 класс 2014 год:
Вернуться назад |