Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса общее образование (профильный уровень).Из опыта работы / Биология

Рабочая программа

по биологии

для 10-11  класса

общее образование (профильный уровень).

 

 

Пояснительная записка.

 

1. Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) 2004 года.

2. Цели и задачи курса:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук  строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

3. Методические особенности изучения предмета. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров, дебатов) и внедрения современных педагогических технологий (информационных с использованием Интернет-ресурсов и электронных учебных пособий).

Из резервного времени, считаем необходимым,  дополнить тему «Клетка» 2 часами, тему «Организм» 3 часами, «Экосистема» -  1 часом.  Оставшиеся 20 часов,  рекомендуем использовать для подготовки к ЕГЭ.

Тему экскурсии «Многообразие сортов растений и пород животных…» можно заменить на

тему «Изучение ископаемых форм». Потому что,  условия для проведения экскурсии по селекции отсутствуют, а изучение ископаемых форм можно проводить в краеведческом музее.

.

4. Количество часов.

На изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

 

5.УМК: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. М.: Дрофа, 2005.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 кл. М.: Дрофа, 2005.


Поурочное тематическое планирование.

 

Темы

Всего часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

1.Биология как наука. Отрасли биологии. Связь биологии с другими науками.

2. Биологические системы, их признаки.

3. Уровни организации живой природы.

4. Современная естественнонаучная картина мира.

5. Роль биологии в формировании современной картины мира.

6. Методы познания живой природы.

6

01.09-14.09

 

 

2.

Клетка.

1.Цитология – наука о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена., Т. Шванна.

2. Современная клеточная теория, её роль в формировании естественнонаучной картины мира.

3. Методы изучения клетки.

4. Химический состав клетки: элементный и молекулярный.

5. Неорганические вещества клетки.

6. Углеводы: строение и роль в клетке.

7. Липиды: строение и  роль в клетке.

8. Белки: строение и  роль в клетке.

9. Ферменты: состав, строение, функции.

10. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение и роль в клетке.

11. РНК: строение и роль в клетке.

12. АТФ, витамины, гормоны: состав и роль в клетке.

13 – 14. Строение и функции частей клетки.

15 – 17. Строение и функции органоидов клетки.

18. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.

19. Сравнительная характеристика клеток растений и животных.

20. Вирусы. Профилактика вирусных заболеваний.

21. СПИД и его профилактика.

22. Общая характеристика обмена веществ и энергии в клетке.

23. Энергетический обмен.

24. Фотосинтез. Космическая роль зелёных растений.

25. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих  бактерий на Земле.

26. Генетический код и его свойства.

27. Биосинтез белка.

28. Жизненный цикл клетки и его характеристика.

29. Митоз. Биологическая роль митоза.

30. Мейоз. Биологическая роль мейоза.

31. Развитие половых клеток у растений.

32.Развитие половых клеток у животных.

 

 

30

15.09-10.12

1.Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3. Опыты по определению каталитической активности ферментов.

4. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

5. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

6. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

7. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

9. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

10. Сравнение процессов брожения и дыхания.

11. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

12. Сравнение процессов митоза и мейоза.

13. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

 

3.

Организм

1.Одноклеточные и многоклеточные организмы.

2.Уровни организации тела.

3.Гомеостаз.

4.Способы питания и их характеристика.

5.Воспроизведение организмов и его значение. Бесполое размножение.

6.Половое размножение.

7.Оплодотворение и его виды.

8.Онтогенез ( эмбриональное развитие).

9.Онтогенез ( постэмбриональное развитие).

10.Причины нарушения онтогенеза. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

11-12.Жизненные циклы и чередование поколений.

13.Генетика как наука изучающая наследственность и изменчивость. Генетическая терминология и символика.

14.Методы генетики.

15-19.Методы изучения наследственности человека

 ( генеалогический, цитогенетический, близнецовый, биохимический)

20-21.Моногибридное скрещивание . 1,2 законы Г.Менделя.

22. Неполное доминирование.

23.Анализирующее скрещивание.

24-26.Полигибридное скрещивание. 3 закон Г.Менделя.

27.Сцепленное наследование генов. Полное сцепление.

28. Сцепленное наследование генов. Неполное сцепление.

29.Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана.

30.Генетика пола. Типы определения пола.

31.Наследование признаков, сцепленных с полом.

32.Взаимодействие аллельных генов.

33.Явление множественного аллелизма.

34.Наследование групп крови в системе АВ0.

35-37.Взаимодействие неаллельных генов

( комплементарность, эпистаз, полимерия).

38.Гентип как целостная система.

39. Геном человека.

40.Теория гена.

41.Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

42-44.Генотипическая изменчивость (комбинативная, мутационная, коррелятивная)

45.Влияние мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

46.Профилактика наследственных заболеваний человека.

47.Селекция и её задачи. Основные понятия селекции.

48-49.Работы Н.И.Вавилова.

50-51.Селекция растений. Методы селекции.

53. Селекция животных. Методы селекции.

54.Селекция микроорганизмов. Методы селекции.

55.Биотехнология, её направления.

56.Этические аспекты в биотехнологии.

57. Клонирование человека.

58.Генетически-модифицированные продукты.

59.Трансгенные организмы.

 

56

11.12-25.05

1.Составление схем скрещивания.

2.Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. 3.Решение генетических задач на неполное доминирование.

 4.Решение генетических задач на сцепленное наследование.

5.Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

6.Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов.

7.Решение генетических задач на явление множественного аллелизма.

8.Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

9.Выявление изменчивости у особей одного вида.

10.Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

11.Сравнение процессов размножения у цветковых растений и позвоночных животных.

12.Сравнительная характеристика пород (сортов).

13.Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1.Способы размножения растений в природе.

2.Изменчивость организмов.

3.Изучение ископаемых форм.

4.

Вид.

1-5.Доказательства эволюции органического мира

( сравнительно-анатомические, молекулярно-генетические, биогеографические, палеонтологические, сравнительно-эмбриологические).

5.Развитие эволюционных идей в период античности и средневековья.

6.Работы К.Линнея и их значение.

7.Учение Ж.Б.Ламарка и его значение.

8.Теория эволюции Ч.Дарвина, её значение.

9-10.Вид, его критерии.

10.Популяция – структурная единица вида.

11-12Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость и её роль в эволюции.

13.Борьба за существование и её роль в эволюции.

14. Естественный отбор. Формы отбора, их роль в эволюции.

15. Искусственный отбор. Формы искусственного отбора.

16. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции.

16. Работы С.С.Четверикова и их роль в изучении генетики популяций.

17-18..Закон Харди – Вайнберга и его значение.

19-20. Результаты эволюции. Приспособленность и её относительный характер.

21-22. Видообразование. Способы видообразования.

23.Микро- и макроэволюция.

24.Правила и закономерности эволюции.

25. Направления эволюции органического мира.

26. Пути эволюции. Арогенез.

27. Аллогенез.

28. Катогенез.

29-30. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

31.Гипотезы о происхождении жизни. Космологическая гипотеза.

32. Гипотеза стационарного состояния.

33.Гипотеза креационизма.

34-35. Гипотеза биохимической эволюции.

36. Этапы эволюции органического мира.

37.Основные ароморфозы в эволюции растений.

38.Основные ароморфозы в эволюции животных.

39-42.Гипотезы происхождения человека

 ( космологическая, креационистическая, эволюционная).

43-45. Этапы эволюции человека.

46.Движущие факторы антропогенеза.

47. Человеческие расы.

48. Происхождение рас.

49. Критика расизма и социального дарвинизма.

50. Эволюция человека на современном этапе.

51-52. Антропогенез.

За? Против?

 

 

52

01.09-17.01

1.Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию.

2.Выявление изменчивости у особей одного вида.

3.Выявление приспособлений организмов  к среде обитания.

4.Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

5.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

6.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

7.Сравнение процессов географического и экологического видообразования.

8.Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

9.Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

10.Выявление ароморфозов у растений.

11.Выявление ароморфозов у животных.

12.Выявление идиоадаптаций у животных.

13.Выявление идиоадаптаций у растений.

14.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

15.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

16.анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.

 

5.

Экосистемы

1.Основные экологические понятия.

2.Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Абиотические факторы. Температура.

3.Свет как абиотический фактор.

4.Влажность как абиотический фактор.

5.Общие закономерности действия абиотических факторов.

6.Фотпериодизм. Биологические ритмы.

7.Биотичекие факторы. Симбиотические отношения.

8. Антибиотические отношения.

9. Влияние живых организмов на неживую природу.

10.Понятие «биогеоценоза», «экосистемы».

11.Структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

12.Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.

13.Правило 10%, правило экологической пирамиды.

14.Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

15.Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция. Сукцессии.

16-17.Искусственные экосистемы. Агроэкосистемы.

18.Учение В.И.Вернадского о биосфере.

19.Вещество биосферы (косное, живое, биокосное, биогенное) и его роль.

20.Особенности распределения биомассы на Земле.

20-22.Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов( углерода, кислорода, азота).

23.Эволюция биосферы.

24-34.Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

35.Охрана биосферы. Красная книга.

36.Заповедники. Заказники. Национальные парки.

37.Природоохранное законодательство и рациональное природопользование.

38.Проблема устойчивого развития биосферы .Ноосфера.

39-40.Решение экологических задач.

41.Экскурсия

 

40

18.01-25.05

1.Наблюденеи и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

2.Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

3.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

4.Составление схем переноса энергии и веществ в экосистемах.

5.Описание экосистем своей местности.

6.Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

7.Описание агроэкосистем своей местности.

8.Исследование изменений в экосистемах.

9.Решение экологических задач.

10.Составление схем круговорота углерода, кислорода. азота.

12.Анализ и оценка антропогенных изменений в биосфере.

1.Естественные и искусственные экосистемы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 Скачать материал в формате doc: rabochaya-progr_biolprof_10-11_zaharov_sivogl..doc [75.5 Kb] (cкачиваний: 243)




Сказали спасибо: tim-nad-55, liljj, Амина, Team Bot.

Автор новостиadmin Теги новостиЭволюция Растения Биология Животные Теория Исследования
Новость опубликована 22-10-2010, 19:29, её прочитали 25 782 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив