Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по Биологии для 9 класса ФК 2017 г.Из опыта работы / Биология

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение биологии в 9 классенаправлено на достижение следующихцелей:

·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

-

Задачи раздела «Общая биология. Общие закономерности» (9 класс)

Обучение.

·Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей:

·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

·продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать, точно излагать свои мысли через систему заданий, находить проблему, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы

Развитие.

·Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

·уделять особое внимание развитию у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,

·продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитание.

·Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей.

·продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», сизменениями от 25.11.15.

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)

8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с.

9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год

Региональный уровень

10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 17.03.2017 №259 «О базисных учебных планах для общеобразовательных организаций Липецкой области, реализующих программу основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;

11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2017-2018 учебном году»

Уровень ОУ

12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

13. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методический комплекс по биологии 9 класса

1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Биология» 9 класс. М.:«Вентана - Граф», 2014 г.

2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2016 г.

Обоснованиемвыбора данного УМК является соответствие его Федеральному компоненту образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является обобщающим и завершающим курсом биологии основного общего образования 6-9 классов.

В программу внесены изменения (по сравнению с авторской):

Увеличено количество часов в разделах «Цитология», «Онтогенез», «Генетика» на уроки-зачеты и работу с материалами ГИА за счет резервного времени и уменьшения часов раздела «Экология», так как этот раздел перекликается со многими темами предмета биология. Уменьшено количеств часов на изучение разделов «Происхождение жизни» и «Эволюция» за счет объединения доступного материала.

Место и рольпредмета в базисном учебном плане.

На основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Контрольных работ -2

Лабораторных, практических работ-6+2

Экскурсий -2

Формы организации образовательного процесса – урочная:

урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах

Информация об используемом учебнике

Программа соответствует учебник: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс, М.: Вентана - Граф, 2013-2017 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе, является обобщающим и завершающим курсом биологии 6-9 классов.

СОДЕРЖАНИЕ (70 ч)

 

Биология как наука. Методы биологии.

Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)

Биология – наука о живом мире.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.

Уровни организации живой природы. Экскурсия «Биоразнообразие»

Признаки живых организмов

Глава 2. Клетка (12 ч)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Многообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений).

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений.

Обобщение по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.

Лабораторная работа №1. «Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток. Приготовление микропрепаратов».

Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6ч)

Деление клетки - основа размножения и развития организмов.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Митоз. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Образование половых клеток. Мейоз. Сущность мейоза. Оплодотворение. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Индивидуальное развитие орга­низмов — онтогенез. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Обобщение по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.

Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Митоз в корешке лука»

Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (Генетика) (12ч)

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Гены и хромосомы.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Обобщение по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.

ПР №1,2 «Решение генетических задач».

Лабораторная работа №3,4 «Изучение изменчивости у организмов. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях».

Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Достижения селекции животных. Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная и генная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л.Пастера.

Обобщение по теме «Селекция». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний.

Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Эволюция прокариот и эукариот.

Этапы развития жизни на Земле. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Глава 7. Учение об эволюции (8ч)

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Вид, его критерии и структура. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Приспособленность организмов какрезультат эволюции и её относительный характер.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.

Проблемы исчезновения и сохранения редких видов.

Обобщение по теме «Происхождение жизни. Эволюция»». Работа с материалами ГИА. Контроль знаний.

Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.

Биосоциальная сущность человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Движущие силы и этапыэволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.

Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области.

Обобщение по теме «Происхождение человека»». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Глава 9. Основы экологии (10ч)

Экология как наука. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.

Среда источник веществ, энергии и информации.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние экологических факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Популяция. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Естественные и искусственные биогеоценозы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.

Обобщение по теме «Экология»». Работа с материаламиГИА.Контроль знаний

Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительность.

Лабораторная работа №6. Оценка качества окружающей среды.

Заключение (5 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность.

Экскурсия «История живой природы Липецкого края»

Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Итого: лабораторных и практических работ: 6

Контрольных работ: 2

-* Подчеркиванием указан ФК

 

 

Учебно-тематический план

Название темы

Кол. часов

Лабораторные и практические

работы

Дата

1

Введение в основы общей биологии

2

 

 

2

Основы учения о клетке

12

1.Сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток.

27.09

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

6

2.Митоз в корешке лука

25.10

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

12

1-2.Решение генетических задач

 

3-4.Изучение видов изменчивости

23.11

13.12

20.12

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5

 

 

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

 

 

7

Учение об эволюции.

8

 

 

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

 

 

9

Основы экологии

10

5. Приспособленность организмов к среде обитания и её относительность.

6.Оценка качества окружающей среды.

12.04

 

 

16.05

10

Заключение

5

 

 

Итого:

70

6

 

*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

 

Литература и средства обучения

Основная литература

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник «Биология» М., «Вентана-Граф», 2015 г.

 

Дополнительная литература

2.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2014.

3. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2015-2017.

4. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов: Лицей, 2015-2017.

5.Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -М: ТЦ «Сфера», 2014.

6.Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

7.Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2015-2017.

8.Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

9.Лернер Г.И. ГИА-2016: Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ в 9-м классе. М.:АСТ: Астрель, 2016.-125с.

10. Лернер Г.И. ОГЭ-2016. Биология.9 класс. Типовые тестовые задания. М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 158 с.

11. Пименов А.В., Пименов И.Н. Биология. Дидактические материалы. 9-11 классы. М.: НЦ Энас, 2014.

 

Электронные пособия

1.Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

2.Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

3.Биология абитуриенту.ЕГЭ.

4.Биология. Готовимся к ЕГЭ.

5.Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

7.Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.

8. Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс 1С.

9.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.

Интернет-ресурсы

1.https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

2.https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)

3.https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

4.https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

5.https://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

6.https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

7. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass (Видеоуроки. Биология 9 кл)

9. https://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

10. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология)

11. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

12. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

13. https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

14.https://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)

 

 

 

Приложение 1.КТП по биологии для 9 класса(2017-18 уч.г.)

Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч)

Л/Р

Д/З

Дата провед

Изменения

 

Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)

 

 

 

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

 

Биология – наука о живом мире. Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.

§1,2

01.09

 

2

Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие».

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Уровни организации живой природы.

§3

 

06.09

 

 

Глава 2. Клетка (12ч)

 

 

 

1/3

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Многообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Приготовление микропрепаратов.

§4+

07.09

 

2/4

Химический состав клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства.

§5

13.09

 

3/5

Органические вещества: белки

Белки

§6

14.09

 

4/6

Органические вещества: нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

§6

20.09

 

5/7

Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов.

Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

§7-8

21.09

 

6/8

Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток»

Многообразие клеток. Отличие клеток растений, животных, грибов, бактерий

§7-8

27.09

 

7/9

Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

§7

28.09

 

8/10

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

§9,12

04.10

 

9/11

Биосинтез белка в клетке.

Биосинтез белка в клетке.

§10

05.10

 

10/12

Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез.

Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений.

§11

11.10

 

11/13

Обобщение по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА

На сайте

12.10

 

12/14

Контроль знаний по теме «Клетка».

 

Гл.2

18.10

 

 

Глава 3. Размножение и индивидуаль­ное развитие организмов (6 ч)

 

 

 

1/15

Типы размножения организмов.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение

§13

19.10

 

2/16

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука».

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

§14+

25.10

 

3/17

Образование половых клеток. Мейоз.

Сущность мейоза. Оплодотворение. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

§15

26.10

 

4/18

Индивидуальное развитие орга­низмов - онтогенез.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов

§16

01.11

 

5/19

Обобщение по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА.

 

§1-12

02.11

 

6/20

Контроль знаний по теме «Размножение»

 

Гл.3

15.11

 

 

Глава 4. Основы учения о наследственно­сти и изменчиво­сти (генетика) (12ч)

 

 

 

1/21

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

I, II Законы Менделя

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Гены и хромосомы. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления.

§17-19

16.11

 

2/22

Дигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя.

§20

22.11

 

3/23

ПР.№1 «Решение генетических задач».

 

§17-20+

23.11

 

4/24

Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория наследственности.

§21

29.11

 

5/25

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

30.11

 

6/26

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

06.12

 

7/27

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом.

Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

§26

07.12

 

8/28

ПР.№2 «Решение генетических задач».

 

Инд.

13.12

 

9/29

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость.

Закономерности изменчивости организмов. Генотипическая (комбинативная и мутационная). Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

§24

14.12

 

10/30

Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов»

Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. ЛР: Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

§25

20.12

 

11/31

Обобщение по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА.

 

Гл.4

21.12

 

12/32

Контрольная работа

 

 

27.12

 

 

Глава 5. Основы селек­ции растений, животных и мик­роорганизмов (5ч)

 

 

 

1/33

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов

Генетические основы селекции организмов.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

§27

28.12

 

2/34

Достижения селекции растений.

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

§28,29

11.01

 

3/35

Достижения селекции животных.

Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области.

§30

17.01

 

4/36

Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Клеточная и генная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и Л.Пастера.

§31

18.01

 

5/37

Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА.

Контроль знаний.

Гл.5

24.01

 

 

Глава 6. Происхожде­ние жизни и развитие органического мира (4 ч)

 

 

 

1/38

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Эволюция прокариот и эукариот.

§32-34

25.01

 

2/39

Этапы развития жизни на Земле.

Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

§35

31.01

 

3/40

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА.

 

Гл.6

01.02

 

4/41

Контроль знаний по теме «Происхождение жизни»

 

Гл.6

07.02

 

 

Глава 7. Учение об эволюции (8 ч)

 

 

 

1/42

Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции

Учение об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции.

§36,37

08.02

 

2/43

Современные представления об эволюции

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

§38

14.02

 

3/44

Вид, его критерии и структура.

Вид, его критерии и структура.

§39

15.02

 

4/45

Процессы видообразования.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов.

§40,41

21.02

 

5/46

Основные направления эволюции.

Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

§42

22.02

 

6/47

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

Приспособленность организмов как результат эволюции и её относительный характер. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов.

§43

28.03

 

7/48

Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА

 

Гл.7

01.03

 

8/49

Контроль знаний по теме «Эволюция».

 

 

07.03

 

 

Глава 8. Происхожде­ние человека (антропогенез) (6ч)

 

 

 

1/50

Место человека в системе органического мира.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

§44

14.03

 

2/51

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.

Биосоциальная сущность человека.

§45

15.03

 

3/52

Движущие силы и этапы эволюции человека

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.

§46-47

21.03

 

4/53

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§48

22.03

 

5/54

Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА.

Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области.

§49

04.04

 

6/55

Контроль знаний по теме «Антропогенез».

 

Гл.8

05.04

 

 

Глава 9. Основы экологии (10 ч)

 

 

 

1/56

Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы.

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные.

§50,51

11.04

 

2/57

Лаб. раб.№5 «Приспособленность организмов и её относительность»

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и се-зонные ритмы жизнедеятельности организмов.

§52

12.04

 

3/58

Взаимодействия разных видов

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

§53

18.04

 

4/59

Популяция

Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах.

§54,55

19.04

 

5/60

Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы.

Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Пищевые связи в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

§56,57

25.04

 

6/61

Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии.

Естественные и искусственные биогеоценозы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических в-в в экосистемах и круговороте веществ в природе.

§ §58,59

26.04

 

7/62

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Роль человека в биосфере.

§60

02.05

 

8/63

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.

Гл.9

самост.изуч

02.05-16.05

 

9/64

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Индивидуальные исследования. Подготовка проектов

гл.9

самост.изуч

03.05-16.05

 

10/65

Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА.

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Гл.9

03.05

 

 

Заключение (5ч)

 

 

 

1/66

Контрольная работа

 

10.05

 

2/67

Проектно-исследовательская деятельность

Лаб.раб.6 «Оценка состояния окружающей среды».

Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

 

16.05

 

3/68

Экскурсия «История живой природы Липецкого края»

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме

 

17.05

 

4/69

Защита проектов

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

 

23.05

 

5/70

Подведение итогов

 

 

24.05

 

 

Итого: 70 часов (из них 2 ч (урок №63,64) для самостоятельного изучения с 02.05 по 16.05)

Ур. №63 Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Ур. №64 Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

 

02.05-16.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. КТП по биологии для 9класса (2017-18 уч.г.)

Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч)

Л/Р

Д/З

Дата провед

Изменения

 

Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)

 

 

 

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

§1,2

01.09

 

2

Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие».

§3

06.09

 

 

Глава 2. Клетка (12ч)

 

 

 

1/3

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

§4

07.09

 

2/4

Химический состав клетки.

§5

13.09

 

3/5

Органические вещества: белки

§6

14.09

 

4/6

Органические вещества: нуклеиновые кислоты

§6

20.09

 

5/7

Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов.

§7-8

21.09

 

6/8

Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток»

§7-8

27.09

 

7/9

Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.

§7

28.09

 

8/10

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

§9,12

04.10

 

9/11

Биосинтез белка в клетке.

§10

05.10

 

10/12

Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез.

§11

11.10

 

11/13

Обобщение знаний по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА

сайт

12.10

 

12/14

Контроль знаний по теме «Клетка».

Гл.2

18.10

 

 

Глава 3. Размножение и индивидуаль­ное развитие организмов (6 ч)

 

 

 

1/15

Типы размножения организмов.

§13

19.10

 

2/16

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука».

§14

25.10

 

3/17

Образование половых клеток. Мейоз.

§15

26.10

 

4/18

Индивидуальное развитие орга­низмов - онтогенез.

§16

01.11

 

5/19

Обобщение знаний по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА.

§1-12

02.11

 

6/20

Контроль знаний по теме «Размножение»

Гл.3

15.11

 

 

Глава 4. Основы учения о наследственно­сти и изменчиво­сти (Генетика) (12ч)

 

 

1/21

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

I, II Законы Менделя

§17-19

16.11

 

2/22

Дигибридное скрещивание.

§20

22.11

 

3/23

ПР.№1 «Решение генетических задач».

§17-20

23.11

 

4/24

Хромосомная теория наследственности.

§21

29.11

 

5/25

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

30.11

 

6/26

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

06.12

 

7/27

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом.

§26

07.12

 

8/28

ПР.№2 «Решение генетических задач».

Инд.

13.12

 

9/29

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость.

§24

14.12

 

10/30

Модификационная (фенотипическая) изменчивость.

Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов»

§25

20.12

 

11/31

Обобщение знаний по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА.

Гл.4

21.12

 

12/32

Контрольная работа

 

27.12

 

 

Глава 5. Основы селек­ции растений, животных и мик­роорганизмов (5ч)

 

 

 

1/33

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов

§27

28.12

 

2/34

Достижения селекции растений.

§28,

29

11.01

 

3/35

Достижения селекции животных.

§30

17.01

 

4/36

Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

§31

18.01

 

5/37

Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА.

Гл.5

24.01

 

 

Глава 6. Происхожде­ние жизни и развитие органического мира (4 ч)

 

 

 

1/38

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32-34

25.01

 

2/39

Этапы развития жизни на Земле.

§35

31.01

 

3/40

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА.

Гл.6

01.02

 

4/41

Контроль знаний по теме «Происхождение жизни»

Гл.6

07.02

 

 

Глава 7. Учение об эволюции (8 ч)

 

 

 

1/42

Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции

§36,

37

08.02

 

2/43

Современные представления об эволюции

§38

14.02

 

3/44

Вид, его критерии и структура.

§39

15.02

 

4/45

Процессы видообразования.

§40,

41

21.02

 

5/46

Основные направления эволюции.

§42

22.02

 

6/47

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

§43

28.03

 

7/48

Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА

Гл.7

01.03

 

8/49

Контроль знаний по теме «Эволюция».

 

07.03

 

 

Глава 8. Происхожде­ние человека (Антропогенез) (6ч)

 

 

 

1/50

Место человека в системе органического мира.

§44

14.03

 

2/51

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

15.03

 

3/52

Движущие силы и этапы эволюции человека

§46-47

21.03

 

4/53

Человеческие расы, их родство и происхождение

§48

22.03

 

5/54

Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА.

§49

04.04

 

6/55

Контроль знаний по теме «Антропогенез».

Гл.8

05.04

 

 

Глава 9. Основы экологии (10 ч)

 

 

 

1/56

Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы.

§50,

51

11.04

 

2/57

Лаб. раб.№5 «Приспособленность организмов и её относительность»

§52

12.04

 

3/58

Взаимодействия разных видов

§53

18.04

 

4/59

Популяция

§5455

19.04

 

5/60

Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы.

§56

57

25.04

 

6/61

Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии.

§58,

59

26.04

 

7/62

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.

§60

02.05

 

8/63

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Гл.9

ам.из

02.05-16.05

 

9/64

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Гл.9

сам.из.

03.05-16.05

 

10/65

Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА.

Гл.9

03.05

 

 

Заключение (5ч)

 

 

 

1/66

Контрольная работа

 

10.05

 

2/67

Проектно-исследовательская деятельность

Лаб.раб.6 «Оценка состояния окружающей среды».

 

16.05

 

3/68

Экскурсия «История живой природы Липецкого края»

 

17.05

 

4/69

Защита проектов

 

23.05

 

5/70

Подведение итогов

 

24.05

 

Итого: 70 ч. (из них 2 ч (урок №63,64) для самостоятельного изучения с 02.05 по 16.05)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч)

Л/Р

Д/З

Дата провед

Изменения

1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

§1,2

01.09

 


2

Методы изучения живых объектов. Экскурсия «Биоразнообразие».

§3

06.09

 


1/3

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

§4

07.09

 


2/4

Химический состав клетки.

§5

13.09

 


3/5

Органические вещества: белки

§6

14.09

 


4/6

Органические вещества: нуклеиновые кислоты

§6

20.09

 


5/7

Строение клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов.

§7-8

21.09

 


6/8

Лаб.раб.№1« Сравнение растительной, животной, грибной, бактериальной клеток»

§7-8

27.09

 


7/9

Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.

§7

28.09

 


8/10

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

§9,12

04.10

 


9/11

Биосинтез белка в клетке.

§10

05.10

 


10/12

Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез.

§11

11.10

 


11/13

Обобщение знаний по теме «Введение. Клетка». Работа с материалами ГИА

сайт

12.10

 


12/14

Контроль знаний по теме «Клетка».

Гл.2

18.10

 


1/15

Типы размножения организмов.

§13

19.10

 


2/16

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука».

§14

25.10

 


3/17

Образование половых клеток. Мейоз.

§15

26.10

 


4/18

Индивидуальное развитие орга­низмов - онтогенез.

§16

01.11

 


5/19

Обобщение знаний по теме «Размножение». Работа с материалами ГИА.

§1-12

02.11

 


6/20

Контроль знаний по теме «Размножение»

Гл.3

15.11

 


1/21

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

I, II Законы Менделя

§17-19

16.11

 


2/22

Дигибридное скрещивание.

§20

22.11

 


3/23

ПР.№1 «Решение генетических задач».

§17-20

23.11

 


4/24

Хромосомная теория наследственности.

§21

29.11

 


5/25

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

30.11

 


6/26

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

06.12

 


7/27

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом.

§26

07.12

 


8/28

ПР.№2 «Решение генетических задач».

Инд.

13.12

 


9/29

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая изменчивость.

§24

14.12

 


10/30

Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Лаб.раб.№3-4 «Изучение изменчивости у организмов»

§25

20.12

 


11/31

Обобщение знаний по теме «Генетика». Работа с материалами ГИА.

Гл.4

21.12

 


12/32

Контрольная работа

 


27.12

 


1/33

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов

§27

28.12

 


2/34

Достижения селекции растений.

§28,

29

11.01

 


3/35

Достижения селекции животных.

§30

17.01

 


4/36

Основные направления селекции микроорганизмов. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

§31

18.01

 


5/37

Обобщение знаний по теме «Селекция». Работа с материалами ГИА.

Гл.5

24.01

 


1/38

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32-34

25.01

 


2/39

Этапы развития жизни на Земле.

§35

31.01

 


3/40

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА.

Гл.6

01.02

 


4/41

Контроль знаний по теме «Происхождение жизни»

Гл.6

07.02

 


1/42

Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции

§36,

37

08.02

 


2/43

Современные представления об эволюции

§38

14.02

 


3/44

Вид, его критерии и структура.

§39

15.02

 


4/45

Процессы видообразования.

§40,

41

21.02

 


5/46

Основные направления эволюции.

§42

22.02

 


6/47

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции

§43

28.03

 


7/48

Обобщение знаний по теме «Эволюция». Работа с материалами ГИА

Гл.7

01.03

 


8/49

Контроль знаний по теме «Эволюция».

 


07.03

 


1/50

Место человека в системе органического мира.

§44

14.03

 


2/51

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

15.03

 


3/52

Движущие силы и этапы эволюции человека

§46-47

21.03

 


4/53

Человеческие расы, их родство и происхождение

§48

22.03

 


5/54

Обобщение знаний по теме « Антропогенез». Работа с материалами ГИА.

§49

04.04

 


6/55

Контроль знаний по теме «Антропогенез».

Гл.8

05.04

 


1/56

Экология как наука. Влияние экологических факторов среды на организмы.

§50,

51

11.04

 


2/57

Лаб. раб.№6 «Приспособленность организмов и её относительность»

§52

12.04

 


3/58

Взаимодействия разных видов

§53

18.04

 


4/59

Популяция

§5455

19.04

 


5/60

Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистемы.

§56

57

25.04

 


6/61

Развитие и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии.

§58,

59

26.04

 


7/62

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Экологические проблемы

§60

02.05

 


10/65

Обобщение знаний по теме «Экология»». Работа с материалами ГИА.

Гл.9

03.05

 


1/66

Контрольная работа


10.05

 


2/67

Проектно-исследовательская деятельность Лаб.раб.7 «Оценка состояния окружающей среды».


16.05

 


3/68

Экскурсия «История живой природы Липецкого края»


17.05

 


4/69

Защита проектов


23.05

 


5/70

Подведение итогов


24.05

 
Скачать рабочую программу по биологии 9 класс ФК в формате .doc: 2.rab.pr._biologiya_fk_2017_9kl.docx [121.86 Kb] (cкачиваний: 16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 21-02-2018, 11:20, её прочитали 6 870 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив