Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по Биологии для 9 класса 2015 г.Из опыта работы / Биология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение биологии в 9 классенаправлено на достижение следующихцелей:

·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

-

Задачи раздела «Общая биология» (9 класс )

Обучение.

·Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей:

·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

·продолжить формирование общеучебных умений: конспектировать, точно излагать свои мысли через систему заданий, находить проблему, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы

Развитие.

·Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

·уделять особое внимание развитию у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,

·продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитание.

·Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей.

·продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

7. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)

8.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», разработанной всоответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с.

9. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год

Региональный уровень

10. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»;

11. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология»в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»

Уровень ОУ

12.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

13. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

14. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по биологии для 6-9классов (2005 г) и авторской программы курса «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы», под руководством И.Н. Пономаревой разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования. М.:, изд. Центр «Вентана-Граф» 2010.- 176 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методический комплект по биологии 9 класса

1. Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Биология» 9 класс. М.:«Вентана - Граф», 2013 г.

2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.

Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является обобщающим и завершающим курсом биологии основного общего образования 6-9 классов.

В программу внесены следующие изменения:

Увеличено количество часов в разделах «Цитология», «Онтогенез», «Генетика» на уроки-зачеты и работу с материалами ГИА за счет резервного времени и уменьшения часов раздела «Экология», так как этот раздел перекликается со многими темами предмета биология. Уменьшено количеств часов на изучение разделов «Происхождение жизни» и «Эволюция» за счет объединения доступного материала.

Место и рольпредмета в базисном учебном плане.

На основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Лабораторных работ-7

Экскурсий -5

Формы организации образовательного процесса – урочная:

урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах

Информация об используемом учебнике

Авторской программе соответствует учебник: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс, М.: Вентана - Граф, 2011-2015 гг. издания, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник ориентирован на реализацию общеобразовательных стандартов и соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основного общего образования на данном этапе, является обобщающим и завершающим курсом биологии 6-9 классов.

 

СОДЕРЖАНИЕ (70 ч. Резерв – 2 ч)

 

Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов

Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)

Биология – наука о живом мире.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1:Биологическое разнообразие вокруг нас.

Глава 2. Основы учения о клетке (12 ч.)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

1. Приготовление микропрепаратов. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. Строение клеток грибов, бактерий

 

Глава 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6ч)

Деление клетки - основа размножения и развития организмов.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Лабораторные работы:

2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Митоз в корешке лука

.

Глава 4.Основы учения о наследственности и изменчивости (12ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики: гены и хромосомы, генотип, фенотип.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

3. Решение генетических задач.

4. Изучение изменчивости у организмов.

5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

 

Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов.

Задачи и методы селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Липецкой области.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, выявление изменчивости организмов.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Глава 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Значение работ Л.Пастера.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Липецкой области (ботанические, геологические).

Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

Глава 7.Учение об эволюции (11ч)

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции.

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Результаты эволюции.Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.

Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Липецкой области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы: 6. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии

3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

4. Борьба за существование в природе.

 

Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей.

Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.

Человек и окружающая среда. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Липецкой области.

Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

 

Глава 9. Основы экологии (9ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние экологических факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Популяция. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биотические связи в регуляции численности.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Особенности агроэкосистем.

Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторные работы: 7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсии: 5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

 

Заключение (4 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Итоговый контроль и тестирование.

Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план, 9 класс (70 ч)

Название темы

Кол. часов

Лабораторные

работы

Дата л.р

Экскурсии

Дата экск.

1

Введение в основы общей биологии

2

 

 

1.Биологическое разнообразие

04.09

2

Основы учения о клетке

12

1.Многообразие клеток, сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток.

21.09

 

 

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

6

2.Митоз в корешке лука

23.10

 

 

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

12

3.Решение генетических задач

 

4-5.Изучение видов изменчивости

11.12

 

 

18.12

 

 

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5

 

 

 

 

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

 

 

 

 

7

Учение об эволюции.

8

 

 

 

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

 

 

 

 

9

Основы экологии

9

6. Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

7.Оценка качества окружающей среды.

11.04

 

 

 

 

29.04

2-3. Приспособ-ленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе.

4.Оценка состояния окружающей среды

11.04

 

 

 

 

 

 

 

 

29.04

10

Заключение

1

 

 

5.История живой природы местного региона

23.05

Резерв

2

 

 

 

 

Итого:

70

7

 

4

 

*Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

·признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

·особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

·объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

·проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

 

Литература и средства обучения

Основная литература

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Учебник «Биология» М., «Вентана-Граф», 2013 г.

2.Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева. «Биология» 9 класс. М.:«Вентана-Граф», 2015 г.

 

Дополнительная литература

3.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.

4. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.

5. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. Саратов: Лицей, 2011-2015.

6. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2006.

7.Быков В. Л. «Цитология и общая гистология». - Санкт-Петербург, СОТИС, 1998.

8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.

9.Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

10. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Подготовка китоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2008-2014.

11. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

12. Лернер Г.И. ГИА-2016: Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ в 9-м классе. М.:АСТ: Астрель, 2014.-125с.

13. Лернер Г.И. ОГЭ-2015. Биология.9 класс. Типовые тестовые задания. М.:Издательство «Экзамен», 2016. – 158 с.

14. Пименов А.В., Пименов И.Н. Биология. Дидактические материалы. 9-11 классы. М.: НЦ Энас, 2004.

 

Электронные пособия

1.Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

2.Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

3.Биология абитуриенту.ЕГЭ.

4.Биология. Готовимся к ЕГЭ.

5.Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

7.Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.

8. Основы общей биологии. 9 класс. Образовательный комплекс 1С.

9.Открытая биология. Автор курса Д.И.Мамонтов. Версия 2,5.

Интернет-ресурсы

1.http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

2.http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)

3.http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

4.http://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

5.http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

6.http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

7. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass (Видеоуроки. Биология 9 кл)

9. http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

10. http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология)

11. http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

12. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

13. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

14.http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)

Приложение 1. Календарно-тематический план по биологии 9 класс (2015-16г)

Наименование раздела и темы, количество часов (70 ч. Резерв – 2 ч)

Л/Р

Д/З

Дата пров

Дата факт

 

Глава 1. Введение в основы общей биологии (2 ч)

 

 

 

1

Биология — наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

§1,2

02.09

 

2

Многообразие форм живых организмов. Экскурсия.

§3

04.09

 

 

Глава 2. Основы учения о клетке (12ч)

 

 

 

1

Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

§4+

07.09

 

2

Химический состав клетки.

§5

11.09

 

3

Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты.

§6

14.09

 

4

Строение клетки. Презентация.

§7-8

18.09

 

5

Отличие клеток растений и животных. Лаб.раб.№1«Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

§7-8

21.09

 

6

Обмен веществ – основа существования клетки.

§9

25.09

 

7

Биосинтез белков в живой клетке.

§10

28.09

 

8

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

§11

02.10

 

9

Обеспечение клетки энергией.

§12

05.10

 

10

Обобщение темы «Введение. Клетка».

§1-12

09.10

 

11

Работа с тестами ГИА.

На сайте

12.10

 

12

Зачет.

Гл.2

16.10

 

 

Глава 3. Размножение и индивидуаль­ное развитие организмов (6 ч)

 

 

 

1

Типы размножения организмов.

§13

19.10

 

2

Деление клетки. Митоз. Лаб.раб.№2 «Митоз в корешке лука».

§14+

23.10

 

3

Образование половых клеток. Мейоз.

§15

26.10

 

4

Индивидуальное развитие орга­низмов — онтогенез. Проект.

§16

30.10

 

5

Обобщение темы «Размножение». Работа с тестами ГИА.

§1-12

09.11

 

6

Зачет

Гл.3

13.11

 

20

Глава 4. Основы учения о наследственно­сти и изменчиво­сти (12ч)

 

 

 

1

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Генетические опыты Г. Менделя. Первый и второй законы. Промежуточный тип наследования.

§17-19

16.11

 

2

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

§20

20.11

 

3

Решение генетических задач.

§17-20+

23.11

 

4

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§21

27.11

 

5

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

30.11

 

6

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

04.12

 

7

Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Презентация.

§26

07.12

 

8

Лаб.раб.№3 «Решение генетических задач».

Инд.

11.12

 

9

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

§24

14.12

 

10

Другие типы изменчивости. Лаб.раб.№4-5 «Изучение изменчивости»

§25+

18.12

 

11

Обобщение темы «Генетика». Работа с материалами ГИА.

Гл.4

21.12

 

12

Зачет.

 

25.12

 

32

Глава 5. Основы селек­ции растений, животных и мик­роорганизмов (5ч)

 

 

 

1

Генетические основы селекции организмов.

§27

28.12

 

2

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

§28,29

15.01

 

3

Особенности селекции животных. Проект.

§30

18.01

 

4

Основные направления селекции микроорганизмов. Проект.

§31

22.01

 

5

Обобщение темы «Селекция». Работа с тестами ГИА. Тестирование.

Гл.5

25.01

 

Глава 6. Происхожде­ние жизни и развитие органического мира (4 ч)

 

 

 

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в-в в развитии жизни. (Лекция)

§32-34

29.01

 

2

Этапы развития жизни на Земле. Презентация. Проект.

§35

01.02

 

3

Обобщение темы «Происхождение жизни». Работа с материалами ГИА.

Гл.6

05.02

 

4

Зачет

Гл.6

08.02

 

41

Глава 7. Учение об эволюции (8 ч)

 

 

 

1

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

§36,37

12.02

 

2

Современные представления об эволюции органического мира.

§38

15.02

 

3

Вид, его критерии и структура.

§39

19.02

 

4

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

§40,41

22.02

 

5

Основные направления эволюции.

§42

26.02

 

6

Основные закономерности биологической эволюции.

§43

29.02

 

7

Обобщение темы «Эволюция». Работа с материалами ГИА

Гл.7

04.03

 

8

Зачет.

 

07.03

 

Глава 8. Происхожде­ние человека (антропогенез) (6ч)

 

 

 

1

Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов.

§44

11.03

 

2

Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза. Проект.

§45

14.03

 

3

Этапы эволюции вида Человек разумный. Презентация. Проект.

§46-47

18.03

 

4

Человеческие расы, их родство и происхождение

§48

01.04

 

5

Обобщение темы « Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли». Работа с материалами ГИА.

§49

02.04

 

6

Зачет.

Гл.8

04.04

 

55

Глава 9. Основы экологии (9ч)

 

 

 

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы.

§50,51

08.04

 

2

Лаб. раб.№6 «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» Экскурсия

§52+

11.04

 

3

Биотические связи в природе. Проект.

§53

15.04

 

4

Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

§54,55

18.04

 

5

Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Проекты. Экскурсия

§56,57

22.04

 

6

Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы.

§ §58,59

25.04

 

7

Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб.раб.7. «Оценка состояния окружающей среды». Экскурсия.

§60

29.04

 

8

Обобщение темы «Основы экологии. Решение экологических задач». Работа с материалами ГИА.

Гл.9 +

06.05

 

9

Зачет.

Гл.9

13.05

 

Заключение

 

 

 

1

Заключение. Итоговое тестирование

 

16.05

 

2

Работа с онлайн-тестами.

 

20.05

 

3

Экскурсия «История живой природы Липецкого края»

 

23.05

 

4

Подведение итогов

 

25.05

 

Резерв – 2 ч

 

 

 

Итого: 70 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение - 2 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

 

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· общие свойства живого

· многообразие форм жизни

· уровни организации живой природы

на повышенном уровне:

· причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· объяснять значение биологических знаний для современного человека

· давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

· доказывать, что любой организм – это биосистема

Тема 1 «Основы цитологии» - 12 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· основные положения клеточной теории

· химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

· строение и функции основных органоидов клетки

· особенности клеток про- и эукариот

· сущность пластического и энергетического обмена веществ

· сущность биосинтеза белка

· фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

· историю развития учения о клетке

· строение и функции НАДФ

· взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

· сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

· этапы энергетического и пластического обмена

· свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· пользоваться цитологической терминологией

· характеризовать основные положения клеточной теории

· объяснять роль химических веществ в жизни клетки

· пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

· рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

· читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

 

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток
  • находить взаимосвязь между строением и функциями
  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице
  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ
  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов
  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

Тема 3. «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· формы размножения организмов: бесполое и половое

· способы деления клеток

· фазы митоза

· видовое постоянство числа хромосом

· диплоидный и гаплоидный набор хромосом

· биологическое значение митоза и мейоза

· оплодотворение

· развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

· постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

на повышенном уровне:

 

  • фазы мейоза
  • сравнительная характеристика митоза и мейоза
  • зародышевые листки и органогенез

 

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· пользоваться терминологией

· определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

· давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза

· раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)

 

Тема 4. «Основы генетики» - 13часов.

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

 

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· генетическую символику и терминологию

· законы Менделя

· схемы скрещивания

· хромосомное определение пола

· особенности изучения наследственности человека

· модификационную и мутационную изменчивость, их причины

· значение генетики для медицины и здравоохранения

на повышенном уровне:

  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя
  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)
  • хромосомную теорию наследственности
  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака
  • норма реакции
  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции
  • закон гомологических рядов

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· характеризовать методы и законы наследственности

· решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

· строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях
  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость
  • объяснять генетические законы с позиций цитологии
  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации
  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами
  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови

Тема 5. «Основы селекции» - 5 часов.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

 

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

· основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

· что такое биотехнология

на повышенном уровне:

· учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез
  • основные местные сорта и породы
  • методы работы И. В. Мичурина
  • основные направления развития биотехнологии

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· пользоваться научной терминологией

· характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

 

 

на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции
  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии

Тема 6. «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 3 часа

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· развитие взглядов на возникновение жизни

· основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину

· основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

на повышенном уровне:

· современные гипотезы возникновения жизни

· характеристику основных этапов

· периоды в разных эрах развития жизни на Земле

 

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· давать определение понятия жизни

· характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни

на повышенном уровне:

  • приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни

 

Тема 7. «Эволюционное учение» - 8 часов.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· эволюционную теорию

Ч. Дарвина

· движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

· доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

· вид, его критерии

· популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции

· формирование приспособлений в процессе эволюции

· видообразование: географическое и экологическое

· главные направления эволюции: прогресс и регресс

· пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

на повышенном уровне:

· различные точки зрения на эволюцию

  • взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу
  • гомологичные и аналогичные органы
  • биогенетический закон
  • биогеографические доказательства эволюции (реликты)
  • взаимосвязь движущих сил эволюции
  • другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов
  • относительность критериев вида
  • формы естественного отбора
  • механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· пользоваться научной терминологией

· характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида

· иллюстрировать примерами главные направления эволюции

· выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

 

 

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина
  • сравнивать естественный и искусственный отбор
  • показывать причины и следствия борьбы за существование
  • показывать взаимосвязь движущих сил эволюции
  • применять знания о движущих силах эволюции для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования

 

Тема 8. «Происхождение человека» - 6 часов.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

· движущие силы антропогенеза: биологические и социальные

· этапы антропогенеза

· расы, их краткая характеристика

на повышенном уровне:

  • работы Ф. Энгельса
  • различные точки зрения на происхождение человека

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза

· давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям

· определять по рисункам расы человека

на повышенном уровне:

  • делать выводы о происхождении человека от животных
  • давать сравнительную характеристику особенностей строения и образа жизни палеонтологических предков человека
  • использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущности расизма

Тема 9« Основы экологии» - 9 часов.

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

· предмет и задачи экологии

· основные экологические факторы

· структуру и функции биогеоценозов

· основные пищевые цепи

· что такое биосфера

· границы биосферы

· биомассу поверхности суши и Мирового океана

· функции живого вещества

· роль человека в биосфере

на повышенном уровне:

  • характер приспособлений организмов к различным экологическим факторам
  • сезонные изменения
  • фотопериодизм
  • биоритмы и биочасы
  • способы саморегуляции живых систем
  • агроценозы
  • плотность жизни
  • круговорот веществ в биосфере

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

· пользоваться научной терминологией

· характеризовать экологические факторы

· приводить примеры биогеоценозов

· составлять цепи питания

· определять границы биосферы

· характеризовать функции живого вещества

· приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

на повышенном уровне:

  • выявлять взаимосвязь организмов с экологическими факторами
  • выявлять биотические взаимосвязи
  • вскрывать причины сезонных изменений в природе
  • показывать возможные пути применения экологических знаний в практической деятельности человека
  • устанавливать связи между основными компонентами биосферы
  • обосновывать значение круговорота веществ
  • доказывать относит. устойчивость биосферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Скачать Рабочую программу по Биологии для 9 класса 2015 г. в формате .doc: 4.rab.pr._biologiya_2015_9kl.docx [97.14 Kb] (cкачиваний: 4)



Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 15-05-2016, 13:24, её прочитали 3 007 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив