Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по биологии 6 класс 2014 годИз опыта работы / Биология

Рабочая программа по биологии 6 класс 2014 год 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

·освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

·овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

·воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

·использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Растения» (6 класс)

Обучения:

1.привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы,экскурсии, нестандартные уроки контроля через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю.Бабанского;

2.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года).

 

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

-эстетических эмоций,

-положительного отношения к учёбе,

-умения ставить цели

через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный уровень:

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089.

5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

6. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

10. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11.Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой«Природоведение. Биология. Экология», 5-11 классы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 ч в неделю)

12. Примерная программа по биологии основного, общего образования 2005 год

 

Региональный уровень:

13.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2014-15 уч.г.»

14.Методические рекомендации Управления образования и науки Липецкой области по предмету биология(сайт ЛИРО)

Муниципальный уровень:

15.Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Учебно-методический комплект по биологии 6 класса.

1. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология» 6 класс, М,. «Вентана - Граф», 2007-2014 года.

2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко 1-2 часть, «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2007-2014 (для дополнительных работ)

Обоснованием выбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Она позволяет последовательно рассматривать темы, обеспечивая логику развития основных биологических понятий, рассмотрения биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному – биогеоценотическому, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Структура и содержание программы построены в соответствии с образовательным стандартом с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является логическим продолжением курса Природоведение.

Существенное внимание обращено на методический аппарат учебника: рисунки, схемы, таблицы, вопросы и задания, лабораторные работы, задания на лето, за использование разных типов шрифта, выделение главного в тексте, который рассматривается как средство осуществления деятельного характера процесса обучения. Каждая учебная тема (раздел) завершается работой «Проверь себя». Этот материал может служить основанием для проведения обобщающих уроков. Учебник служит основой преемственного развития биологических понятий.

Место предмета в базисном учебном плане.

Авторская программа рассчитана на 1/2 часа в неделю (34/68 ч).Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение биологии в 6 классе 34 часа, из расчета 1 час в неделю. В соответствии с Приказом управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» из регионального компонента добавляется 1 час на изучение краеведческого модуля. Поэтому в программе за счет сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект.

Лабораторных работ – 20, практических работ – 1

В программу внесены следующие изменения:

Уменьшено количество часов на изучение тем:

- «Общее знакомство с растениями» на 1 час;

- «Основные процессы жизнедеятельности» на 2 часа.

Эти часы и резервное время отданы на изучение тем: «Грибы, лишайники»+1 ч (на зачет), «Органы растений» +2 ч (на работу с тестами и зачет), «Основные отделы»+1 (на зачет), а также на повторение, работу с тестами ГИА, краеведческий материал, проектную деятельность.

Лабораторные работы: «Растения разных экологических групп», «Изучение цветка» заменены на «Определение семейств» и «Распознавание грибов нашей местности»

Лабораторно- практический компонент нацелен на активное, деятельное изучение курса, общение с природой родного края.

 

Формы организации образовательного процесса – урочная:

Урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог, беседа.

 

Используемые технологии:информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, индивидуальные, игровые, проблемное обучение, работа в парах.

 

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных работ, тестирования.

 

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихсявключает реализацию личностно - ориентированного подхода к обучению, применение методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения:

  • Исследовательская деятельность
  • Применение ИКТ
  • Проектная деятельность

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец года совпадает с требованиями,

установленными федеральными государственными образовательными стандартами,

образовательной программой ОУ.

 

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный, практический;

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

 

Формы контроля: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение. Общее знакомство с растениями (4 ч.)

Царства органического мира и место растений в нем. Начало изучения царства растений. Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения Липецкой области. Жизненные формы растений нашего края: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения Липецкой области. Цветковые растения Липецкой области.

Условия жизни растений в Липецкой области. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни нашего края.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольномучастке.

Лабораторные работы. Рассмотрение семенных и споровых растений пастушьей сумки, сосны, папорот­ника, кукушкина льна.

Экскурсии. «Мир растений вокруг нас», «Осенние явления в жизни растений», «Особенности природы Липецкой области»

Раздел 2. Клеточное строение растений (4 ч.)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовле­ние микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, ци­топлазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по фор­ме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений:образовательные, покровные, основные (ассимиляци­онные и запасающие), проводящие, механические. Кле­точное строение органов растения. Растение — много­клеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. За­висимость процессов жизнедеятельности клетки от ус­ловий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты и неорга­нические: вода, растворы солей. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. За­пасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

Лабораторные работы. Знакомство с приемами рабо­ты с увеличительными приборами и лабораторными ин­струментами. Приготовление микропрепарата. Рассмот­рение строения растительных клеток на примере листа элодеи и кожицы лука.

Раздел 3. Органы цветковых растений (18 ч.)

Семя (3 ч.)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковыхрастений. Зародыш растений в семени. Роль запасаю­щей ткани. Разнообразие семян растений нашей местности. Прорастание семян. Значение семян для растения как органа его размноже­ния и распространения.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Дли­тельность сохранения всхожести семян. Глубина задел­ки семян в почву. Значение скорости прорастания се­мян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян в нашем районе.

Лабораторные работы. Рассмотрение семени дву­дольных и однодольных растений. Знакомство с разно­образием семян овощных культур.

Корень (3 ч.)

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетатив­ного органа растения. Зоны корня: деления, растяже­ния, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветв­ление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Раз­нообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, хо­дульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха или тыквы, фасоли и пше­ницы). Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней у тыквы и пшеницы. Определение зоны роста (растяжения) у корня.

Побег (7ч.)

Строение и значение побегов у растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и гене­ративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления на примерах растений нашей местности.

Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутрен­нее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разно­образие листьев и их значение у растений. Лист как спе­циализированный орган фотосинтеза, испарения и га­зообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведе­ния питательных веществ. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генератив­ные, вегетативно-генеративные, наземные и подзем­ные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побе­гов.

Побеги растений нашего края в зимнее время. Знакомство с де­ревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с поч­ками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Лабораторные работы Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Внутреннее строение листа. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева. Рассмотрение стро­ения корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии «Жизнь растений зимой», «Деревья и кустарники в безлистном состоянии».

Цветок и плод (5 ч.)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Ча­шечка. Венчик. Мужские и женские части цветка; ты­чинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и од­нодольных растений. Соцветия. Биологическое значе­ние соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляе­мых растений в Липецкой области. Совместная эволюция цветков и живот­ных-опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разно­образие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и не-раскрываемые, односемянные и многосемянные. При­способительные особенности у растений к распростра­нению плодов и семян в Липецкой области.

Взаимосвязь органов растения как живого организ­ма. Зависимость жизнедеятельности растений от усло­вий окружающей среды. Естественные экосистемы Липецкой области.

Лабораторные работы

Рассмотрение строения цветка. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Рас­смотрение 3—5 разных соцветий.

Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (8ч.)

Корневое питание растений. Поглощение воды и пи­тательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвен­ное питание растений. Удобрения: органические и ми­неральные (азотные, калийные, фосфорные и микро­элементы).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль сол­нечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеле­ных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание орга­нических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделе­ние углекислого газа и воды. Зависимость процесса ды­хания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологи­ческие группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размно­жение. Понятие об оплодотворении у растений и обра­зовании зиготы. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегета­тивного размножения в растениеводстве в Липецкой области. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и раз­вития растений от условий окружающей среды. Направ­ленность роста побегов и корней. Понятие об индиви­дуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы Многообразие клеток. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Изуче­ние приемов искусственного опыления растений. Озна­комление с приемами опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подве­дение итогов).

Раздел 5. Основные отделы царства растений (10 ч.)

Понятие о систематике растений. Растительное цар­ство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семей­ства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одно­клеточных и многоклеточных водорослей. Многообра­зие пресноводных и морских водорослей. Водоросли нашей местности. Значение во­дорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Мохообразные. Разнообразие мхов нашей местности. Общая ха­рактеристика печеночных и зеленых мхов как высшихспоровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. Мхи Липецкой области.

Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровыхрастений. Размножение и развитие папоротников. Бы­лой расцвет папоротникообразных. Значение современ­ных папоротникообразных в природе и для человека. Охрана Папоротниковидных растений Липецкой области и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характерис­тика и многообразие как семенных растений. Хвойныерастения в нашем регионе. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве че­ловека. Охрана голосеменных растений в Липецкой области.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосемен­ных растений Липецкой области. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Охрана растений Липецкой области. Красная книга Липецкой области. Запов6едные тропы и памятники природы Липецкой области. Деление цветковых рас­тений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений (Розоцветные, Кресто­цветные, Бобовые, Пасленовые и Сложноцветные). Семейства однодольных растений (Лилейные, Луко­вые, Злаки).

Лабораторные работы Рассмотрение одноклеточных и многоклеточных во­дорослей. Изучение внешнего строения мхов, папорот­никообразных и голосеменных растений. Рассмотрение спор мха и папоротника. Изучение строения шишек и семян хвойных Липецкой области. Знакомство с многообразием и внешним строением голосеменных и покрытосеменных растений нашей местности.

Раздел 6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4 ч.)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного ми­ра. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных расте­ний. Отбор и селекция растений. Центры происхожде­ния культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в стране картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

*Лабораторные работы Весенние работы по уходу за комнатными растения­ми. Подбор семян к выращиванию рассады для школь­ного учебно-опытного участка.

Раздел 7. Царство Бактерии (3 ч.)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бакте­рий от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыха­нию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетвор­ное, биотехнологическое).

Лабораторные работы Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палоч­ка. Рассмотрение бактерий, выращенных на питатель­ной среде от бактериальных клеток, снятых с ладони че­ловека. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.

Раздел 8. Царство Грибы. Лишайники (5 ч.)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — «Грибы». Питание,дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищни­ки, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в при­роде и хозяйстве человека.

Лишайники, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Лишайники Липецкой области и их охрана. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индика­торная роль лишайников.

Лабораторные работы Изучение внешнего вида плесневого гриба мукор. Наблюдение разбрасывания спор грибом мукор. Стро­ение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпоч­ных грибов. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности. Рассмотрение слоевища двух-трех представителей лишайников.

Раздел 9. Природные сообщества (6 ч.)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе как совместной жизни растений. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характерис­тики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе на примерах нашей местности. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания в нашей местности. Понятие об экосистеме. Место и роль расти­тельного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоцено­зов). Формирование и развитие природного сообществана примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного со­общества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ в Липецком крае. Культурные природные сообще­ства (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных. Зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана расти­тельности, растительные ресурсы, охрана природы, эко­логия. Красная книга Липецкой области, России. Роль школьников в изучении бо­гатства родного края, в охране природы, в экологиче­ском просвещении населения.

Лабораторные и практические работы. Весенние работы по уходу за комнатными растения­ми. Практические работы на пришкольном учеб­но-опытном участке. Весенние работы по благоустрой­ству растительных сообществ вокруг школы, на под­шефном участке растительности (парк, лес, поле).

Экскурсии «Весенние явления в природе».

Раздел 10. Заключение (5+1 ч.)

Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы. Проектная деятельность. Подготовка к ГИА. Задания налето.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Лаб.раб.

1

Введение. Общее знакомство с растениями.

4

 

Разнообразие растений. Лабораторная работа №1-2 «Знакомство с семенными и споровыми растениями».

 

 

2

2

Клеточное строение растений.

4

2

 

Лабораторная работа №3 «Приготовление микропрепарата».

 

 

 

Лабораторная работа №4 «Строение растительной клетки».

 

 

3

Органы цветковых растений.

18

7

Лабораторная работа №5 «Изучение строения семени фасоли».

 

 

Лабораторная работа №6 «Строение корня у проростка тыквы».

 

 

Лабораторная работа №7 «Строение вегетативных и генеративных почек».

 

 

Лабораторная работа №8 «Внешнее строение листа».

 

 

Лабораторная работа №9 «Внешнее и внутреннее строение стебля».

 

 

Лабораторная работа №10 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

 

 

Лабораторная работа №11 «Типы соцветий».

 

 

4

Основные процессы жизнедеятельности растений.

8

1

Лабораторная работа №12 «Многообразие клеток многоклеточного организма»

 

 

Практическая работа №1 «Черенкование и пересаживание комнатных растений».

 

 

5

Основные отделы царства растений.

10

5

Лабораторная работа №13 «Изучение внешнего строения моховидных».

 

 

Лабораторная работа №14 «Изучение внешнего строения папоротников».

 

 

Лабораторная работа №15 «Изучение внешнего строения хвойных растений нашей местности».

 

 

Лабораторная работа №16 «Знакомство с многообразием покрытосеменных растений нашей местности».

 

 

Лабораторная работа №17 «Определение классов и семейств растений нашей местности».

 

 

6

Историческое развитие растительного мира на Земле.

4

7

Царство бактерии.

3

1

Лабораторная работа №18 «Изучение внешнего строения бактерий»

8

Царство грибы, лишайники.

5

2

Лабораторная работа №19 «Изучение строения плесневых грибов»

Лабораторная работа №20 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

 

 

9

Природные сообщества.

6

Экскурсия «Весенние явления в природе».

 

 

10

Систематизация знаний по курсу биологии 6 класса. Проектная деятельность.

5+1

ИТОГО

68

20

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

·признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, грибов своего региона;

·сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;

уметь

·объяснять: общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

·изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

·выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

·сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

·оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

·рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

Учащиеся должны знать:

1.Внешнее, внутреннее строение растений.

2.Систематические группы растений.

3.Значение растений в природе и жизни человека.

4.Экологические группы растений.

5.Условия и среды обитания.

6.Биологические термины и понятия.

7.Взаимосвязь растений и окружающей среды.

8.Типы корней.

Учащиеся должны уметь:

1.Приготовить временный микропрепарат.

2.Работать с микроскопом.

3.Распознавать органы и системы органов растений.

4.Выявлять признаки приспособленности растений к окружающей среде.

5.Распределять растения по систематическим и экологическим группам на основе их внешнего и внутреннего строения.

6.Самостоятельно работать с текстом учебника: выделять главное, обобщать, делать выводы.

7.Находить информацию для докладов и сообщений.

8.Работать на компьютере.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Основная литература:

  1. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология» 6 класс, М,. «Вентана - Граф», 2007-2014 года.

2. О.В. Созонтова, Н.Н.Долбилова . Природа и экология Липецкой области. Институт развития образования Липецкой области. Липецк, 2006г.

Дополнительная литература:

1.Л.А.Сарычева, С.И.Савельев. Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области. Липецк, 2002г.

2. В.В. Петров. Растительный мирнашей родины. М.: Просвещение, 1991 г.

3.Е.Н. Демьяненков. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 2012 г.

4. «Из опыта преподавания биологии в 6 классе по УМК И.Н. Пономаревой, М, изд. «Первое сентября», 2009.

5. И.И.Полянский. Ботанические экскурсии. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1998 г

6. В.Г.Бабенко, Е.Ю.Зайцева и др. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям.М.:»Изд.НЦ ЭНАС», 2012 г.

7. Альфред Брэм. Жизнь растений. Энциклопедия в 7 томах

8. Книга для чтения по ботанике. Сост. Д.И. Трайтак.М.: «Просвещение», 1995 г.

9. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. М.: «АСТ-Пресс», 2006 г.)

10. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/Сост.Л.А.Багрова, «Издательство АСТ», 2000г.

11. Н.Г.Боброва. Эта увлекательная ботаника. Самара, 2004 г.

12. Л.А.Сарычева, С.И.Савельев. Съедобные и ядовитые грибы Липецкой области. Липецк, 2002г.

13. Альфред Брэм. Жизнь растений. Энциклопедия в 7 томах

14. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 2012 г.

15. Фосин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Биология. Растения. М.: Дрофа, 2005.

16. Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей, 2002.

Электронные пособия

 

Биология 6 класс.1С: Образование. К учебнику И.Н. Пономаревой и др.

Биология 6-11 (Часть 1,2).

Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

Биология. Готовимся к ЕГЭ.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

Биология. 1С:Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.

 

Интернет-ресурсы

http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

http://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)


http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

http://videouroki.net/look/diski/bio6/index.html(Видеоуроки. Биология 6 кл)

http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109(Занимательная биология)

http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q(Открытая биология)

http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс (Пономарева И.Н.)

№ ур

Наименование раздела и темы урока, кол-во часов

Д/З

Дата пров.

Дата факт.

 

Глава 1. Введение. Общее знакомство с растениями (4 ч)

 

 

 

1

Ботаника – наука о растениях. Мир растений.

Виртуальная экскурсия «Особенности природы Липецкой области».

§1, введ.

01.09

 

2

Разнообразие растений. Растения Липецкой области.

Лаб.раб. №1-2 «Знакомство с семенными и споровыми растениями».

§2

05.09

 

3

Растение - живой организм. Условия жизни растений в Липецкой области.

§3,4

08.09

 

4

Четыре среды жизни растений. Растительные сообщества родного края. Экскурсия.

§5,вопр

12.09

 

 

Глава 2. Клеточное строение растений (4 ч)

 

 

 

1/5

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений.

Лаб.раб. №3 «Приготовление микропрепарата».

§6

15.09

 

2/6

Строение растительной клетки. Лаб. раб. №4 «Строение растительной клетки».

§7

19.09

 

3/7

Жизнедеятельность клетки.

§8

22.09

 

4/8

Ткани растений и их виды. Работа с тестами ГИА.

§9,гл.1-2

26.09

 

 

Глава 3. Органы цветковых растений (18 ч).

 

 

 

1/9

Семя и его строение. Лаб.раб. №5 «Изучение строения семени фасоли».

§10

29.09

 

2/10

Условия прорастания семян.

§11

03.10

 

3/11

Значение семян. Работа с тестами ГИА.

§12

06.10

 

4/12

Внешнее строение корня. Лаб. раб.№6 «Строение корня у проростка тыквы».

§13

10.10

 

5/13

Внутреннее строение корня

§14

13.10

 

6/14

Значение корней и их разнообразие. Работа с тестами ГИА.

§15

17.10

 

7/15

Побег. Строение и значение побега.

§16

20.10

 

8/16

Почка-зачаточный побег.

Лаб.раб.№7«Строение вегетативных и генеративных почек»

§17

24.10

 

9/17

Лист – часть побега. Лаб.раб.№8 «Внешнее строение листа»

§18

27.10

 

10/18

Значение листа в жизни растения.

§19

31.10

 

11/19

Стебель-часть побега. Лаб.раб.№9 «Внешнее и внутреннее строение стебля».

§20

10.11

 

12/20

Многообразие стеблей. Видоизменения побега.

Лаб.раб.№10 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

§21,22

14.11

 

13/21

Работа с тестами ГИА.

Инд.з.

17.11

 

14/22

Цветок-генеративный орган, его строение и значение.

Лаб.раб.№11 «Типы соцветий»

§23

21.11

 

15/23

Цветение и опыление растений. Сроки цветения растений нашей местности.

§24

24.11

 

16/24

Плод. Разнообразие и значение плодов.

§25

28.11

 

17/25

Растительный организм-живая система. Естественные экосистемы Липецкой обл.

§26, гл.3

01.12

 

18/26

Работа с тестами ГИА. Зачет.

 

05.12

 

 

Глава 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 ч)

 

 

 

1/27

Почвенное (корневое) питание растений.

§27

08.12

 

2/28

Воздушное питание растений. Косметическая роль зеленых растений.

§28,29

12.12

 

3/29

Дыхание и обмен веществ у растений.

§30

15.12

 

4/30

Значение воды в жизнедеятельности растений.

Лаб.раб №12 «Многообразие клеток многоклеточного организма»

§31

19.12

 

5/31

Размножение и оплодотворение у растений.

§32

22.12

 

6/32

Вегетативное размножение у растений Липецкой области.

§33,34

26.12

 

7/33

Практическая работа №1. Черенкование и пересаживание комнатных растений.

Инд.з.

29.12

 

8/34

Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Работа с тестами ГИА.

§35,36

16.01

 

 

Глава 5. Основные отделы царства растений (10 ч)

 

 

 

1/35

Понятие о систематике растений. Водоросли, их общая характеристика.

§37,38

19.01

 

2/36

Многообразие водорослей. Водоросли нашей местности.

§39

23.01

 

3/37

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лаб.раб.№13. «Изучение внешнего строения моховидных растений»

§40

26.01

 

4/38

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. Охрана Папоротниковидных в Липецкой обл.

Лаб.раб.№14«Изучение внешнего строения папоротников»

§41

30.01

 

5/39

Отдел Голосеменные. Общая характеристика, значение и охрана.

Лаб.раб.№15 «Изучение внешнего вида хвойных растений нашей местности»

§42

02.02

 

6/40

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Заповедные тропы и Памятники природы Липецкой области. Лаб.раб.№16 «Знакомство с многообразием покрытосеменных растений нашей местности»

§43

06.02

 

7/41

Семейства класса Двудольные. Двудольные растения нашей местности, занесенные в Красную книгу Липецкой области. Проект.

§44

09.02

 

8/42

Семейства класса Однодольные. Однодольные растения нашей местности, занесенные в Красную книгу Липецкой области. Проект.

§45

13.02

 

9/43

Лаб.раб. №17 «Определение классов и семейств растений нашей местности».

Гл.5

16.02

 

10/44

Обобщение темы «Отделы царства растений». Работа с тестами ГИА.

Гл.5

20.02

 

 

Глава 6. Историческое развитие растительного мира на Земле (4 ч)

 

 

 

1/45

Тестирование. Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений.

§46,47

27.02

 

2/46

Происхождение и многообразие растений. Дары Старого и Нового света.

§48,49

02.03

 

3/47

Обобщение темы «Отделы растений. Эволюция». Работа с тестами ГИА.

гл.5,6

06.03

 

4/48

Зачет

Инд.з.

13.03

 

 

Глава 7. Царство бактерии (3 ч)

 

 

 

1/49

Общая характеристика и строение бактерий. Многообразие бактерий.

§50,51

16.03

 

2/50

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Лаб.раб.№18 «Изучение внешнего строения бактерий»

§52

20.03

 

3/51

Обобщение темы «Бактерии». Работа с тестами ГИА.

Инд.зад,

гл.7

03.04

 

 

Глава 8. Царство грибы, лишайники (5 ч)

 

 

 

1/52

Тестирование. Царство Грибы. Общая характеристика.

Лаб. раб.№19 «Изучение строения плесневых грибов».

§53

06.04

 

2/53

Многообразие и значение грибов.

Лаб. раб.№20 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности».

§54

10.04

 

3/54

Лишайники. Общая характеристика и значение. Лишайники Липецкой области и их охрана.

§55

13.04

 

4/55

Обобщение темы «Грибы, лишайники». Работа с тестами ГИА.

Гл.8

17.04

 

5/56

Зачет

 

20.04

 

 

Глава 9. Природные сообщества (6 ч)

 

 

 

1/57

Тестирование. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Естественные экосистемы Липецкой области.

§56

24.04

 

2/58

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

§57

27.04

 

3/59

Смена природных сообществ. Работа с тестами.

§58

04.05

 

4/60

Многообразие природных сообществ Липецкой области. Жизнь организмов в природе.

§59,60

08.05

 

61-62

Обобщение повторение всего курса. Работа с тестами ГИА.

Гл.1-9

11.05

15.05

 

 

Повторение курса 6 класса. Проектная деятельность (5 ч)

 

 

 

1/63

Систематизация знаний по курсу биологии 6 класса. Работа с материалами ГИА.

Гл.1-9

18.05

 

2/64

Итоговое тестирование

Инд.зад

22.05

 

3/65

Проектная деятельность.

Инд.зад

25.05

 

4/66

Экскурсия «Весенние явления в природе»

 

29.05

 

5/67

Работа с материалами ГИА. Подведение итогов. Летние задания.

 

30.05

 

 

Итого: 68 часов

 

 

 

 

 

Нормы оценок по биологии

I. Оценка знаний учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

§правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

§степень сформированности интеллекту­альных и общеучебных умений;

§самостоятельность ответа;

§речевую грамотность и логическую по­следовательность ответа.

Отметка «5»:

§полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

§четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно

ис­пользованы научные термины;

§для доказательства использованы различ­ные умения, выводы из наблюдений и опы­тов;

§ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

§раскрыто основное содержание материа­ла;

§в основном правильно даны определе­ния понятий и использованы научные тер­мины;

§ответ самостоятельный;

§определения понятий неполные, допу­щены незначительные нарушения последо­вательности изложения, небольшие неточ­ности при использовании научных терми­нов или в выводах и обобщениях из наблю­дений и опытов.

Отметка «З»:

§усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

§определения понятий недостаточно чет­кие;

§не использованы в качестве доказатель­ства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

§допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определе­нии понятий.

Отметка «2»:

§основное содержание учебного материалa не раскрыто;

§не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

§допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»: ответ на вопрос не дан.

II. Оценка практических умений учащихся.

  1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

§правильность определения цели опыта;

§самостоятельность подбора оборудова­ния и объектов;

§ последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

§ логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов Отметка «5»:

§правильно определена цель опыта;

§самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

 

научно грамотно, логично описаны на­блюдения и сформулированы выводы Отметка «4»:

§правильно определена цель опыта;

§самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

§в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

§в описании наблюдений из опыта допу­щены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

§правильно определена цель опыта;

§подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

§ допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

§не определена самостоятельно цель опы­та;

§не подготовлено нужное оборудование;

§допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта,

Отметка «1»: полное неумение заложить и оформить опыт.

 

2. Оценка умений проводить наблюде­ния.

Учитель должен учитывать:

§ правильность проведения наблюдений по заданию;

§умение выделять существенные призна­ки у наблюдаемого объекта (процесса);

§логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

§ правильно по заданию учителя проведе­но наблюдение;

§выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

§логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

§правильно по заданию учителя проведе­но наблюдение;

§при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назва­ны второстепенные;

§допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «З»:

§ допущены неточности и 1—-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию;

§при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выде­лены лишь некоторые;

§ допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

§допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

§ неправильно выделены признаки наблю­даемого объекта (процесса);

§допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»: не владеет умением проводить наблюде­ние.

 

Скачать полность рабочую программу по биологии 6 класс 2014 год: 1.Rab.pr._Biologiya_6kl.doc [306.5 Kb] (cкачиваний: 19)

 




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 9-11-2014, 18:39, её прочитали 3 753 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив