Главная > Экология_Биосфера > Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ
Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ16-02-2011, 15:40. Разместил: admin |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ
1. Какой уровень организации жизни изучает экология? 1) клеточный 2) молекулярный 3) видовой 4) биогеоценотический 2. Какова причина ярусного размещения растений в экосистеме смешанного леса? 1) недостаток минеральных веществ в почве 2) обилие света 3) неравномерное увлажнение почвы 4) конкуренция между видами 3. Какой из объектов можно назвать экосистемой? 1) пень с населяющими его организмами 2) семью грачей, гнездящихся на березе 3) популяцию береговых ласточек 4) совокупность особей ели в лесу 4. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра? 1) обильные дожди летом 2) увеличение численности водных растений 3) пересыхание водоема 4) интенсивный отстрел животных 5. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу? 1) рубка деревьев 2) отстрел волков и лисиц 3) вытаптывание растений 4) разведение костров 6. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам? 1) понижение температуры воздуха 2) изменение продолжительности светового дня 3) увеличение облачности 4) изменение атмосферного давления 7. Отношения между синицами и гусеницами называют хищничеством, так как 1) синицы и гусеницы обитают в одном лесу 2) синицы и гусеницы питаются сходной пищей 3) синицы поедают гусениц 4) гусеницы паразитируют на синицах 8. Отношения между белками и дятлами называют конкуренцией, так как 1) белки поедают дятлов 2) дятлы нападают на белок 3) у них сходные болезни 4) они питаются сходной пищей 9. Как называют тип взаимоотношений между белым грибом и дубом? 1) паразитизм 2) симбиоз 3) хищничество 4) конкуренция 14. Как называют тип взаимоотношений между собакой и пастбищным клещом? 1) конкуренция 2) симбиоз 3) хищничество 4) паразитизм 15. . Почему консументы не могут существовать без проду¬центов? 1) не способны без них размножаться 2) консументы — более молодая в эволюционном плане группа 3) продуценты — основной источник минеральных веществ 4) не способны синтезировать органические вещества из неорганических 16. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии? 1) энергия не передается от растений к животным 2) энергия освобождается в процессе фотосинтеза 3) основная часть остается в телах растений 4) энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и рассеивается в окружающей среде 17. Почему Черное море считают устойчивой экосистемой? 1) расположено в теплом климате 2) обитает большое число видов 3) преобладает несколько видов с высокой численностью 4) характерно небольшое число пищевых цепей 18. О проявлении саморегуляции в экосистеме свидетельствует 1) увеличение численности сов при увеличении численности мышей 2) смена экосистем вследствие изменения климата 3) быстрое размножение многих видов 4) исчезновение многих видов в результате деятельности человека 19. Почему в агроэкосистеме пшеничного поля в отличие от экосистемы заливного луга незамкнутый круговорот веществ? 1) в агроэкосистеме отсутствуют редуценты 2) в ней не используется солнечная энергия 3) образуется мало органических веществ 4) нарушается перенос веществ в цепях питания 20. Как изменяется биомасса водорослей в водах Мирового океана с глубиной? 1) сначала увеличивается, потом уменьшается 2) остается неизменной 3) увеличивается 4) уменьшается 21. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет 1) к накоплению в атмосфере кислорода 2) к увеличению прозрачности атмосферы 3) к увеличению плотности атмосферы 4) к накоплению в атмосфере углекислого газа 22. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты 1) биогеоценоза 2)вида 3) популяции 4)биосферы 23. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии? 1) лисица —» дождевой червь —* еж —+ листовой опад 2) листовой опад —> дождевой червь —► еж —> лисица 3) еж —> дождевой червь —» листовой опад —» лисица 4) еж —> лисица —* дождевой червь —> листовой опад 24. Определите правильно составленную пищевую цепь. 1) ястреб —► дрозд —> гусеница —» крапива 2) крапива —» дрозд —> гусеница —> ястреб 3) гусеница —» крапива —» дрозд —» ястреб 4) крапива —> гусеница —* дрозд —> ястреб
Выберите три ответа из шести. В 1. К консументам относятся 1) зеленые растения; 2) животные; 3) автотрофные бактерии; 4) гетеротрофные растения; 5) сапротрофные бактерии и грибы; 6) паразитические бактерии и грибы
В 2. Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам? 1) совокупность популяций белок в лесу 2) тайгу 3) озеро Байкал 4) совокупность всех видов растений в озере 5) морских млекопитающих 6) пруд с обитающими в нем организмами
Установите соответствие.
В 3. Установите соответствие между обитателями пруда и звеньями экосистемы, к которым они относятся: Обитатели пруда Звенья экосистем 1) прибрежная растительность А) продуценты 2) карп Б) консументы 3) личинки земноводных
4) Фитопланктон 5) Растения дна 6) Большой прудовик
В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ 1) постоянство газового состава атмосферы А) биотические 2) изменение толщины озонового экрана 3) изменение влажности воздуха Б) абиотические 4) изменение численности консументов
5) изменение численности продуцентов 6) увеличение численности паразитов
Установите последовательность. В 5. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы. A) лягушка Б) еж B) голый слизень Г) капуста
В 6. Установие в какой последовательности располагаются уровни организации живого: А) биоценотический Б) видовой В) популяционный Г) биогеоценотический Д) организменный Е) биосферный
С 1. Объясните, почему сокращение численности выдр сначала ведет к возрастанию численности рыб, а затем к их сокращению.
С 2. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
С 3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте. 1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные. 2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность. 3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду. 4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим. 5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
Прочитайте текст и выполните задания.
Биосфера – это часть биологической оболочки Земли, свойства которой определяются активностью живых организмов. Учение о биосфере создано русским геохимиком В. И. Вернадским. По его словам, биосфера – это оболочка, где существует или существовала жизнь. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов – уголь, нефть, газ – биогенные вещества. В глубину твёрдой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторожденияз). В атмосфере границы распространения жизни ограничиваются озоновым экраном на высоте около 20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи Солнца. Всю массу организмов всех видов Вернадский назвал живым веществом Земли, которые постоянно в ходе обмена веществ перераспределяют химические элементы в природе, осуществляют круговорот веществ. Жизнью создан на поверхности суши почвенный слой. В нём так тесно связаны между собой минеральные компоненты, разлагающиеся органические вещества и многочисленные микроорганизмы, что Вернадский отнёс её к особым, биокосным телам природы. Такой же биокосный состав имеют и воды Мирового океана, насыщенные бесчисленными обитателями до дна самых глубоких впадин в 10-11 км. Косное вещество биосферы образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют. Например, изверженные горные породы. Часть биосферы, находящуюся под влиянием активной деятельности человека, называют ноосферой – сферой человеческого разум. Чаще всего влияние человечества на биосферу губительно, что в свою очередь губительно и для человечества.
С 4. Прочитайте текст. Внесите недостающие сведения в таблицу
С 5. На основании текста ответьте на вопрос: что является верхней и нижней границами биосферы?
С6. На основании текста выскажите и обоснуйте предположение: в чём заслуга научных идей В . И. Вернадского? Вернуться назад |