Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Атомы химических элементов бора и алюминия имеют одинаковое число
1)
|
заполненных электронных слоев
|
2)
|
протонов
|
3)
|
электронов во внешнем электронном слое
|
4)
|
нейтронов
|
А2. Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду
1)
|
Mg → Al → Si
|
2)
|
C → B → Li
|
3)
|
Ba → Mg → Ca
|
4)
|
Р → Si → Al
|
А3. Ионная связь характерна для
1)
|
оксида кремния
|
2)
|
бромида калия
|
3)
|
магния
|
4)
|
сероводорода
|
А4. В каком соединении степени окисления химических элементов равны
– 3 и + 1?
1) NF3
|
2) PH3
|
3) N2O3
|
4) AlCl3
|
А5. К кислотным оксидам относится
1)
|
оксид натрия
|
2)
|
оксид цинка
|
3)
|
оксид углерода (II)
|
4)
|
оксид фосфора (V)
|
А6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом натрия и оксидом фосфора (V) равна
А7. Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой
1)
|
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
|
2)
|
CaO + H2O = Ca(OH)2
|
3)
|
NaOH + HI = NaI + H2O
|
4)
|
2Al + 3S = Al2S3
|
А8. К неэлектролитам относится
1)
|
карбонат натрия
|
2)
|
этиловый спирт
|
3)
|
хлороводород
|
4)
|
нитрат цинка
|
А9. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует
1)
|
сахароза
|
2)
|
гидроксид натрия
|
3)
|
бромид алюминия
|
4)
|
азотная кислота
|
А10. Какое сокращенное ионное уравнение соответствует реакции между нитратом бария и серной кислотой?
1)
|
Ba2+ + SO42- = BaSO4
|
2)
|
H+ + OH- = H2O
|
3)
|
H+ + NO3- = HNO3
|
4)
|
Ba2+ + 2NO3- = Ba(NO3)2
|
А11. При обычных условиях сера реагирует с
1) водой
|
2) натрием
|
3) оксидом калия
|
4) железом
|
А12. Оксид меди (II) взаимодействует с
1) Na2O
|
2) K2CO3
|
3) HNO3
|
4) H2SiO3
|
А13. С гидроксидом калия реагирует каждое из двух веществ
1)
|
оксид магния и гидроксид цинка
|
2)
|
оксид серы (VI) и угольная кислота
|
3)
|
сероводород и барий
|
4)
|
хлороводородная кислота и водород
|
А14. С каждым из двух веществ, формулы которых BaCl2 и Cu(OH)2, будет взаимодействовать
1)
|
соляная кислота
|
2)
|
кремниевая кислота
|
3)
|
азотная кислота
|
4)
|
фосфорная кислота
|
А15. С раствором нитратом меди (II) может взаимодействовать
1)
|
цинк
|
2)
|
гидроксид железа (III)
|
3)
|
оксид углерода (IV)
|
4)
|
углерод
|
А16. Число связей С-Н в молекуле этана равно
А17. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Молоко является чистым веществом.
Б. Гранит является смесью веществ.
1)
|
верно только А
|
2)
|
верно только Б
|
3)
|
верны оба суждения
|
4)
|
оба суждения неверны
|
А18. С помощью фенолфталеина можно распознать
1)
|
хлорид серебра
|
2)
|
водород
|
3)
|
гидроксид лития
|
4)
|
азотную кислоту
|
А19. Массовая доля кислорода в силикате магния равна
1)
|
16%
|
2)
|
24%
|
3)
|
36%
|
4)
|
48%
|
Часть 2
При выполнении заданий В1 – В4 обведите кружком те варианты ответов, которые вы выбрали как правильные. В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих правильным ответам.
В1. В ряду химических элементов Na - Mg - Al:
1)
|
уменьшаются заряды ядер атомов
|
2)
|
увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
|
3)
|
уменьшается электроотрицательность
|
4)
|
уменьшается радиус атомов
|
5)
|
усиливаются металлические свойства
|
Ответ: ________________ .
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)
В2. С оксидом алюминия могут взаимодействовать:
1)
|
серная кислота
|
2)
|
хлорид меди (II)
|
3)
|
гидроксид железа (III)
|
4)
|
медь
|
5)
|
оксид углерода (II)
|
Ответ: ________________ .
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)
В3. С сульфатом меди (II) реагируют:
1)
|
соляная кислота
|
2)
|
водород
|
3)
|
свинец
|
4)
|
гидроксид бария
|
5)
|
оксид кремния
|
Ответ: ________________ .
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)
В4. В каких из представленных схем реакций сера является восстановителем?
1)
|
S + O2 → SO2
|
2)
|
S + Cа → CаS
|
3)
|
SO3 + Na2O → Na2SO4
|
4)
|
H2S + O2 → SO2 + H2O
|
5)
|
H2SO4 + C → SO2 + CO2 + H2O
|
Ответ: ________________ .
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)
Часть 3.
Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и С2), а затем ответ к нему. При выполнении заданий записывайте все уравнения реакций и этапы решения задачи.
C1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe2O3 → Fe → X Fe(OH)3
C2. К 200 г 12,25%-ного раствора серной кислоты прилили избыток раствора нитрата бария. Определите массу выпавшего осадка.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по химии
Часть 1
Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ, выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный, ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
№ задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
А1
|
3
|
А11
|
2
|
А2
|
2
|
А12
|
3
|
А3
|
2
|
А13
|
2
|
А4
|
2
|
А14
|
4
|
А5
|
4
|
А15
|
1
|
А6
|
1
|
А16
|
4
|
А7
|
4
|
А17
|
2
|
А8
|
2
|
А18
|
3
|
А9
|
3
|
А19
|
4
|
А10
|
1
|
|
Часть 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно выбраны два варианта ответа. За полный правильный ответ на задания В1 – В4 ставится 2 балла, за неполный (правильно названы 1 из 2 ответов) – 1 балл, за неверный ответ (или при его отсутствии) – 0 баллов.
№ задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
В1
|
24
|
В3
|
34
|
В2
|
15
|
В4
|
15
|
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Fe2O3 → Fe → X Fe(OH)3
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Элементы ответа:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O (В качестве восстановителя могут быть использованы CO, Al и др.)
2) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
3) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
|
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы
|
3
|
Правильно записаны 2 уравнения реакций
|
2
|
Правильно записано одно уравнение реакции
|
1
|
Все элементы ответа записаны неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
3
|
С2. К 200 г 12,25%-ного раствора серной кислоты прилили избыток раствора нитрата бария. Определите массу выпавшего осадка.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Элементы ответа:
1) Составлено уравнение реакции:
H2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4↓+ 2HNO3
2) Рассчитана масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе:
m (H2SO4) = 200 ∙ 0,1225 = 24,5 г.
n(H2SO4) = 24,5/ 98 = 0,25 моль
3) Определена масса вещества, выпавшего в осадок:
по уравнению реакции n(BaSO4) = n(H2SO4) = 0,25 моль.
m(BaSO4) = 0,25 ∙ 233 = 58,25 г.
|
|
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы
|
3
|
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше
|
2
|
Правильно записан один из названных выше элементов (1-й или 2-й)
|
1
|
Все элементы ответа записаны неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
3
|
План экзаменационной работы по химии для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
№
задания
|
Обозна-чение зад.
|
Проверяемые элементы содержания
|
Прове-рямые умения
|
Коды проверя-емых эл-ов содержа
|
Ур слож-ности зад
|
Макс. балл за вып задания
|
Примерное время вып зад
|
|
Часть 1
|
|
1
|
А1
|
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
|
2.2
|
1.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
2
|
А2
|
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
|
4.1
|
1.2
|
Б
|
1
|
3
|
|
3
|
А3
|
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
|
5.2
|
1.3
|
Б
|
1
|
3
|
|
4
|
А4
|
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
|
5.3
|
1.4
|
Б
|
1
|
3
|
|
5
|
А5
|
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
|
1.1
1.2
|
1.6
|
Б
|
1
|
3
|
|
6
|
А6
|
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
|
2.3
5.1
|
2.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
7
|
А7
|
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
|
1.3
|
2.2
|
Б
|
1
|
3
|
|
8
|
А8
|
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
|
5.1
|
2.3
|
Б
|
1
|
3
|
|
9
|
А9
|
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
|
2.3
|
2.4
|
Б
|
1
|
3
|
|
10
|
А10
|
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
|
5.4
|
2.5
|
Б
|
1
|
3
|
|
11
|
А11
|
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
|
3.2
|
3.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
12
|
А12
|
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
|
3.2
|
3.2.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
13
|
А13
|
Химические свойства оснований.
|
3.2
|
3.2.2
|
Б
|
1
|
3
|
|
14
|
А14
|
Химические свойства кислот.
|
3.2
|
3.2.3
|
Б
|
1
|
3
|
|
15
|
А15
|
Химические свойства солей (средних).
|
3.2
|
3.2.4
|
Б
|
1
|
3
|
|
16
|
А16
|
Первоначальные сведения об органических веществах: углеводородах (метане, этане, этилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метанол, этанол, глицерин), карбоновых кислотах (уксусная и стеариновая).
|
1.1
|
3.4
|
Б
|
1
|
3
|
|
17
|
А17
|
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.
Приготовление растворов.
|
3.2
|
1.5,
4.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
18
|
А18
|
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение газообразных веществ.
|
3.2
|
4.2,
4.3
|
Б
|
1
|
3
|
|
19
|
А19
|
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
|
6.1
|
4.4.1
|
Б
|
1
|
3
|
|
Часть 2
|
|
20
|
В1
|
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
|
4.2
3.1
|
1.2.1
|
П
|
2
|
7
|
|
21
|
В2
|
Химические свойства простых веществ и оксидов.
|
3.2
|
3.1,
3.2.1
|
П
|
2
|
7
|
|
22
|
В3
|
Химические свойства кислот, оснований и солей (средних).
|
3.2
|
3.2.2, 3.2.3, 3.2.4.
|
П
|
2
|
7
|
|
23
|
В4
|
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
|
4.3
|
2.6
|
П
|
2
|
7
|
|
Часть 3
|
|
24
|
С1
|
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
|
4.4
|
3.3
|
В
|
3
|
12
|
|
25
|
С2
|
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
|
6.2
6.3
|
4.4.2, 4.4.3
|
В
|
3
|
12
|
|
ИТОГО (заданий): 25
|
|
|
А – 19
В – 4
С – 2
|
|
|
|
Б – 19
П – 4
В – 2
|
|
Общее время выполнения 120 мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вернуться назад
|