Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Базовый уровень 2014 годИз опыта работы / Биология

Рабочая программа по биологии 10-11 класс Базовый уровень 2014 год

 Пояснительная записка.
 
Скачать рабочую программу по биологии 10-11 класс базовый уровень 2014 год: 5.Rab.pr._Biologiya_Baz_10-11_Sivoglazov.doc [364.5 Kb] (cкачиваний: 251)

 

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

·воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Задачи раздела «Общая биология. Базовый уровень» (10-11 классы)

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1.обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

2.добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

3.продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводычерез лабораторныеработы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели;

развивать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный уровень:

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089.

5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

6. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

10. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11. . Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2005 г

5. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений.) Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 254 с)

Региональный уровень:

13.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2014-15 уч.г.»

14.Методические рекомендации Управления образования и науки Липецкой области по предмету биология(сайт ЛИРО)

Муниципальный уровень:

15.Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Учебно-методический комплект по биологии 10-11 класса.

1. Учебник В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология»10-11 классы, базовый уровень. М,: «Дрофа», 2010 г.

2. Рабочая тетрадь В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень», М., «Дрофа», 2010.

Обоснованиемвыбора данной авторскойпрограммы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками.

Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение биологии в10-11 классах на базовом уровне по данной авторской программе отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе - 35 в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному календарному плану ОУ, методическим рекомендациям Управления образования и науки Липецкой области по предмету биология, положению о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ с.Казаки, данная рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе в количестве 68 часов (34 ч в 10 и 34 ч в 11 классе).

Можно использовать учебники В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология»10-11 классы, базовый уровень. М,: «Дрофа», с 2010 -2014 гг. издания, с изменениями. Учебник доступный, красочно оформлен и соответствует всем требованиям государственных стандартов.

Лабораторных работ-4, практических - 6, экскурсий -1.

В программу внесены следующие изменения:

 

В 10 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу 1,2 и частично 3.

•увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Темы 3.1 и3.2 перенесены из раздела 3 в раздел 2 из-за соответствия материала профильной и базовой групп по календарно-тематическому планированию.

В 11 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

•увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу и для подготовки к ЕГЭ.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Формы организации образовательного процесса – урочная:

Урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, беседа.

 

Используемые технологии:информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, индивидуальные, игровые, проблемное обучение, работа в парах.

 

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, самостоятельных работ, тестирования.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихсявключает реализацию личностно - ориентированного подхода к обучению, применение методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения:

  • Исследовательская деятельность
  • Применение ИКТ
  • Проектная деятельность

 

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец года совпадает с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ.

Виды контроля:

1) по характеру получения информации: устный, письменный, практический;

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

68 часов (по 1 часу в неделю)

10 класс

РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

 

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

■ Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

 

Тема 1.2 Сущность и свойстваживого. Уровни организациии методы познания живой природы (1 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

■ Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

РАЗДЕЛ 2 Клетка (11+2ч)

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

■ Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2 Химический состав клетки (3ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

■ Демонстрация. Диаграммы:«Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

■ Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия.Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 ч)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

■ Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код,триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5 Вирусы (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

■Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

 

Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

■Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (1- ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

•Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Обобщение и зачет (1+1 ч)

 

РАЗДЕЛ 3 Организм(19ч)

Тема 3.3 Размножение (3 ч)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

•Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

•Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема 3. Наследственность и изменчивость (8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания*.

Решение элементарных генетических задач*.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

■Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов,клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Обобщение. Зачет (2 ч)

11 класс

РАЗДЕЛ 4 Вид (22ч)

Тема 4.1 История эволюционных идей (4 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

■ Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2 Современное эволюционное учение (10 ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

■ Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия1

Многообразие видов (окрестности школы).

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (3ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

■Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4 Происхождение человека (5 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

■Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (12ч)

Тема 5.1 Экологические факторы (3 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

■Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2 Структура экосистем (4 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Экскурсия

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3 Биосфера — глобальная экосистема (1ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

■ Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 5.4 Биосфера и человек (1ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

■Демонстрация. Таблицы,иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение(1 час)

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

·сущность биологических процессов:размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

·вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·биологическую терминологию и символику;

уметь

·объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

·решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

·описывать особей видов по морфологическому критерию;

·выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

·находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Лабор.

раб.

Практ.

раб.

10 класс

1.

ВВЕДЕНИЕ. Биология как наука. Методы научного познания

2

 

 

2.

КЛЕТКА

13

1

 

1.История изучения клетки. Клеточная теория.

1

 

 

2.Химический состав клетки

3

 

 

3.Строение клетки

3

+

 

4.Реализация наследственной информации

1

 

 

5.Вирусы

1

 

 

1.Организм-единое целое. Многообразие.

1

 

 

1.Метаболизм

1

 

 

6.Зачет

1

 

 

3.

ОРГАНИЗМ

19

1

4

2.Размножение и индивидуальное развитие

5

+

 

3.Основы генетики

8

 

+++

4.Основы селекции и биотехнологии

2

 

+

5.Обобщение.Зачет

2

 

 

Итого в 10 классе

34

2

4

11 класс

3

ВИД

22

2

 

1.Эволюционное изучение

14

++

 

2.Возникновение и развитие жизни на Земле

3

 

 

3.Антропогенез

5

 

 

4

ЭКОСИСТЕМА

12

 

2

Экология

5

 

++

Биосфера

2

 

 

Обобщение. Работа с материалами ГИА.

5

 

 

Итого в 11 классах

34

2

2

 

 

Всего в 10-11 классах

68

4

6

Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

Перечень лабораторных и практических работ

 

КЛЕТКА (10 класс)

№.

Название лабораторной работы

Дата

Название практической работы

Дата

1

Многообразие клеток. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

20.10

 

 

 

ОРГАНИЗМ (10 класс)

2

 

 

Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих как доказательство их родства.

 

 

26.01

1.

Составление схем скрещива­ния.

09.02

2.

Решение генетических задач.

16.02

3.

Выявление источников мутагенов в окру­жающей среде (косвенно) и оценка их влия­ния на организм.

16.03

4.

Решение генетических задач.

13.04

Вид (11 класс)

3

Вид и его критерии. Описание вида по различным критериям.

01.10

 

 

 

4

Виды адаптаций. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

12.11

 

 

 

Экосистемы (11 класс)

 

 

5.

Составление пищевых цепей и сетей.

11.03

 

6.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

18.03

Итого лабораторных работ: 4

Итого практических работ: 6








ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с;

2. И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.

3. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2007. - 140 с;

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007;

Дополнительная литература

1. Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 1996.

3. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

4. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

5. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

6. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;

7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;

8. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

9. Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

10. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.

11. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.

12. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013(Проверь свои знания);

13. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2014;

 

Электронные пособия

  1. Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
  2. Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
  3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.
  4. Биология 6-11 (Часть 1,2).
  5. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.
  6. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.
  7. Электронная энциклопедия. Хочу всё знать: Человек.
  8. Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.
  9. Биология абитуриенту. ЕГЭ.
  10. Биология. Готовимся к ЕГЭ.
  11. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).
  12. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
  13. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.

Интернет-ресурсы:


  1. http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
  2. http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)
  3. http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)
  4. http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
  5. http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
  6. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)
  7. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)
  8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)
  9. http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)
  10. http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)
  11. http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)
  12. http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)
  13. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

14. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  1. http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)

 

Приложение 1.Календарно-тематическое планирование биологиив 10 классе (34ч) 2014

(Учебник: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захаров. Общая биология 10-11. Базовый уровень)

 

№ ур

Наименование раздела и темы

Д/З

Дата

пров

Дата

факт

 

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

 

 

 

1

Биология – наука о жизни. Краткая история развития биологии. Критерии живых систем.

п.1.1-2

01.09

 

2

Уровни организации и методы познания живой природы

п.1.3

04.09

 

 

Глава 2. Клетка (13ч)

 

 

 

3

История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки. Неорганические вещества.

п.2.1-2.3

08.09

 

4

Органические вещества. Белки. Углеводы.

п.2.5

15.09

 

5

Органические вещества клетки. Липиды.

п.2.4

22.09

 

6

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК

п.2.6

29.09

 

7

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Проект.

п.2.7

06.10

 

8

Клеточное ядро. Хромосомы.

п.2.8

13.10

 

9

Прокариотическая клетка. Лаб.раб. №1. «Многообразие клеток»

п.2.9

20.10

 

10

Неклеточные формы жизни – вирусы. Вирус СПИДа. Меры профилактики. Проект.

п.2.11

(гл.1-.2)

27.10

 

11

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов. Пластический обмен. Фотосинтез.

п.3.1;3.3

10.11

 

12

Энергетический обмен в клетке.

п.3.2

17.11

 

13

Обобщение темы «Введение. Клетка. Метаболизм». Работа с тестами.

п.1.1-3.3

24.11

 

14

Реализация наследственной информации в клетке.

п.2.10

01.12

 

15

Зачет по теме «Введение. Клетка. Метаболизм»

на сайте

08.12

 

Глава 3. Организм (19ч)

 

 

 

16

Деление клетки. Митоз. Половое и бесполое размножение.

п.3.4,3.5

15.12

 

17

Образование половых клеток. Мейоз.

п.3.6

22.12

 

18

Оплодотворение.

п.3.7

29.12

 

19

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

п.3.8,

сооб

19.01

 

20

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. (Проект).

Лаб.раб. №2. «Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих»

п.3.9, инд.зад.

26.01

 

21

Генетика - наука о закономерностях наследственнос­ти и изменчивости. Г.Мендель-основоположник генетики Моногибридное скрещивание. Тестиров.

п.3.10,11 задача

02.02

 

22

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

ПР «Составление схем скрещивания».

п.3.12,

задача

09.02

 

23

Современное представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.

ПР «Решение генетических задач»

п.3.14, задача

16.02

 

24

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетика пола.

п.3.13, 3.15,зад

02.03

 

25

Изменчивость: наследственная и ненаследственная. ПР «Выявление мутагенов»

п.3.16, инд.зад

16.03

 

26

Генетика и здоровье человека. Решение задач. Тестирование.

п.3.17, задача

06.04

 

27

Обобщение темы «Генетика». Работа с тестами. ПР «Решение задач».

п.3.1-3.17, инд

13.04

 

28

Зачет по теме «Генетика»

На сайте

20.04

 

29

Селекция: основные методы и достижения. Центры происхождения культурных растений. Проекты.

п.3.18, табл,инд.зад

27.04

 

30

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Проекты.

п.3.19, гл.1-3

04.05

 

31

Зачет по теме «Селекция»

На сайте

11.05

 

32

Работа с тестами онлайн

Гл.1-3

18.05

 

33

Итоговое тестирование

 

25.05

 

34

Экскурсия «Биологическое разнообразие. Биогеоценозы нашей местности»

 

29.05

 

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование биологиив 11 классе - 34 ч (2014)

(Учебник: В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захаров. Общая биология 10-11. Базовый уровень)

№ ур

Наименование раздела и темы

Д/З

Дата пров

Дата

факт

 

Глава 4. Вид (22ч)

 

 

 

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

п.4.1,сооб

01.09

 

2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

п.4.2,сооб

03.09

 

3

Предпосылки возникновения учения Ч Дарвина.

п.4.3,сооб

10.09

 

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

п.4.4,сооб

17.09

 

5

Вид: критерии и структура.

п.4.5

24.09

 

6

Лаб.раб. №1 «Вид и его критерии. Описание вида по различным критериям»

Инд.зад.

01.10

 

7

Популяция как структурная единица вида.

п.4.6

08.10

 

8

Популяция как единица эволюции. Факторы эволюции.

п.4.7,8

15.10

 

9

Естественный отбор — главная движущая сила эволюции.

п.4.9

22.10

 

10

Адаптации организмов к условиям обитания - результат действия естественного отбора

п.4.10

29.10

 

11

Лаб. раб.№2 «Виды адаптаций. Выявление признаков приспособленности»

 

12.11

 

12

Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов.

п.4.11-12, проект

19.11

 

13

Доказательства эволюции органического мира. Проект.

п.4.13

26.11

 

14

Обобщение темы «Эволюционное учение». Тестирование.

п.4.1-13

03.12

 

15

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.

п.4.14-15,

проект

10.12

 

16

Развитие жизни на Земле. Проект.

п.4.14-16

17.12

 

17

Обобщение темы «Происхождение жизни». Тестирование.

п.4.14-16

24.12

 

18

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира

п.4.17-18

14.01

 

19

Эволюция человека. Проект.

п.4.19

21.01

 

20

Человеческие расы.

п.4.20 (4.17-19)

28.01

 

21

Обобщение темы «Происхождение человека». Тестирование.

п.4.17-20

04.02

 

22

Работа с материалами ЕГЭ.

Инд.зад.

11.02

 

 

Глава 5. Экосистема (12ч)

 

 

 

1

Организм и среда. Экологические факторы.

п.5.1

18.02

 

2

Абиотические факторы среды.

п.5.2

25.02

 

3

Биотические факторы среды.

п.5.3

04.03

 

4

Структура экосистем. Пищевые связи. ПР «Составление пищевых связей»

п.5.4-5

11.03

 

5

Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.

ПР «Сравнительная характеристика экосистем нашей местности»

п.5.6-7, проекты

18.03

 

6

Биосфера — глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Биосфера и человек. Экскурсия. Проект.

п.5.8-10, сообщ.

08.04

 

7

Экологические проблемы современности и пути их решения. Консилиум.

п.5.11-12

15.04

 

8

Обобщение темы «Экосистема». Тестирование.

 

22.04

 

9

Повторение раздела «Цитология. Онтогенез». Работа с материалами ЕГЭ.

Гл.1-3

29.04

 

10

Повторение раздела «Генетика и селекция». Работа с материалами ЕГЭ.

Гл.1-3

06.05

 

12

Повторение раздела «Эволюция. Антропогенез».

Работа с материалами ЕГЭ.

Гл.4-5

13.05

 

13

Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ

Инд.зад.

20.05

 

14

Подведение итогов.

 

27.05

 

ИТОГО: 34 ч

 

 

 

 

ск


Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 9-11-2014, 19:07, её прочитали 6 621 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив