Инновационный сетевой проект
Перейти на Учительский сайт Радиной М.В.
МО учителей химии и биологии (перейти на сайт)
Темы на форуме Автор Дата

Рабочая программа по биологии_Базовый уровень 2015 г для 10-11 классов (1ч)Из опыта работы / Биология

Пояснительная записка.

Изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

·освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

·воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Задачи раздела «Общая биология. Базовый уровень» (10-11 классы)

Обучение.

·создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательскойкомпетентностей;

·обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;

·добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

·продолжить формирование у школьников общеучебных умений; умения находить проблемы, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы.

Развитие.

·создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

·развивать критическое мышление, закрепить умение достигать поставленной цели;

·развивать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельностью, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Воспитание.

·способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитиекоммуникативной компетентности.

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовыхдокументов

Федеральный уровень

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012)

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Приказ от 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089.

5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

9. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 июня 2015 года №576)

10.Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2005 г

11. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программа для общеобразовательных учреждений.) Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2011. – 138 с)

Региональный уровень

12. Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»;

13. Методические рекомендации «Об изучении предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»

 

Уровень ОУ

14. Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №2 с. Казаки

15. Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (базовый уровень). Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. М.:«Дрофа», 2011.- 138 с., рекомендованной Министерством образования и науки РФ и разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.

Учебно-методический комплект по биологии 10-11 класса

1. Сивоглазов В.И., И.Б.Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Учебник «Общая биология»10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», 2015 г.

2. Рабочая тетрадь В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень», М.: «Дрофа», 2015 г.

Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем федеральным компонентам государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ». Структура и содержание программы построены в соответствии с учетом новых приоритетов перед школьниками, преемственности от темы к теме и является расширенным курсом общей биологии 9 класса.

В программу внесены следующие изменения:

В 10 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу 1,2 и частично 3.

•увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «Закономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, 1 час для закрепления и 1 час для проведения тематического зачета по разделу. Темы 3.1 и 3.2 перенесены из раздела 3 в раздел 2 из-за соответствия материала профильной и базовой групп по календарно-тематическому планированию.

В 11 классе:

•увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

•увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу и для подготовки к ЕГЭ.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических и лабораторных работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

Место и рольпредмета в базисном учебном плане

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану ОУ РФ и авторской программе на изучение биологии в 10-11 классах на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе – 35часов и в 11 классе - 35 часов по 1 часу в неделю.

Лабораторных работ-4, практических - 6, экскурсий -2.

Форма организации образовательного процесса – урочная:

урок - беседа, семинар, лабораторная, самостоятельная работа, зачет, диалог.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, тестирования.

Виды контроля:

1)по характеру получения информации: устный, письменный

2)по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

Используемые технологии обучения:

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, групповые, игровые, проблемного обучения, критического мышления, работа в парах, модерации.

Информация об используемом учебнике

Авторской программе соответствует учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 классы, базовый уровень. М,:«Дрофа», с 2010 -2014 гг. издания с изменениями, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Учебник доступный, красочно оформлен и соответствует всем требованиям государственных стандартов, требованиям к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

10-11 классы: 70 часов (по 1 часу в неделю)

10 класс (35 ч)

РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (2ч)

 

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

■ Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

 

Тема 1.2 Сущность и свойстваживого. Уровни организациии методы познания живой природы (1 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

■ Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

РАЗДЕЛ 2 Клетка (11+2ч)

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

■ Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2 Химический состав клетки (3ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организме человека.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Роль органических веществ в клетке и в организме человека.

■ Демонстрация. Диаграммы:«Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

■ Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные работы

Многообразие клеток. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия.Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 ч)

ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

■ Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код,триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5 Вирусы (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

■Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

 

РАЗДЕЛ 3 Организм(19ч)

Тема 3.1 Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

■Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (1 ч)

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

•Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Обобщение и зачет (1+1 ч)

Тема 3.3 Размножение (3 ч)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

•Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Периоды постэмбрионального развития. Причины нарушений развития организма.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье, его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

•Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Лабораторные работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Тема 3. Наследственность и изменчивость.(8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное наследование признаков. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины и селекции. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Практические работы

Составление простейших схем скрещивания*.

Решение элементарных генетических задач*.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод,скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология (2 ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

■Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов,клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Обобщение. Зачет (2 ч)

Резерв – 1 ч

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

11 класс (35 ч)

РАЗДЕЛ 4 Вид (22ч)

Тема 4.1 История эволюционных идей (4 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

■ Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2 Современное эволюционное учение (10 ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

■ Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия1

Многообразие видов (окрестности школы).

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (3ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Отличительные признаки живого.

■Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4 Происхождение человека (5 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

■Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (12 ч)

Тема 5.1 Экологические факторы (3 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

■Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2 Структура экосистем (4 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Экскурсия

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3 Биосфера — глобальная экосистема (1ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

■ Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 5.4 Биосфера и человек (1ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

■Демонстрация. Таблицы,иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологическихпроблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение (1 час)

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________

*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

·сущность биологических процессов:размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

·вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·биологическую терминологию и символику;

уметь

·объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

·решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

·описывать особей видов по морфологическому критерию;

·выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

·находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

·понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

Учебно-тематический план (70 ч)

Название раздела

Кол-во часов

Лабор.

раб.

Практ.

раб.

10 класс

1.

ВВЕДЕНИЕ. Биология как наука. Методы научного познания

2

 

 

2.

КЛЕТКА

11

1

 

1.История изучения клетки. Клеточная теория.

1

 

 

2.Химический состав клетки

4

 

 

3.Строение клетки

3

+

 

4.Реализация наследственной информации

1

 

 

5.Вирусы

1

 

 

6.Зачет

1

 

 

3.

ОРГАНИЗМ

20

1

4

1.Метаболизм

3

 

 

2.Размножение и индивидуальное развитие

6

+

 

3.Основы генетики

8

 

+++

4.Основы селекции и биотехнологии

2

 

+

5.Зачет

1

 

 

Итого в 10 классе

34

2

4

11 класс

3

ВИД

22

2

 

1.Эволюционное изучение

14

++

 

2.Возникновение и развитие жизни на Земле

3

 

 

3.Антропогенез

5

 

 

4

ЭКОСИСТЕМА

12

 

2

Экология

5

 

++

Биосфера, её состояние и эволюция

2+5

 

 

Итого в 11 классах

35

2

2

 

 

Всего в 10-11 классах

70

4

6

Лабораторные и практические работы, экскурсии реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

 

Перечень лабораторных и практических работ по биологии 10-11 класс,

базовый уровень

 

КЛЕТКА (10 класс)

№.

Название лабораторной работы

Дата

Название практической работы

Дата

1

Многообразие клеток. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

26.10

 

 

 

ОРГАНИЗМ (10 класс)

2

 

 

Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих как доказательство их родства.

 

 

01.02

1.

Составление схем скрещива­ния.

15.02

2.

Решение генетических задач.

22.02

3.

Выявление источников мутагенов в окру­жающей среде (косвенно) и оценка их влия­ния на организм.

29.02

4.

Решение генетических задач.

14.03

ВИД (11 класс)

3

Вид и его критерии. Описание вида по различным критериям.

05.10

 

 

 

4

Виды адаптаций. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

16.11

 

 

 

ЭКОСИСТЕМЫ (11 класс)

 

 

5.

Составление пищевых цепей и сетей.

07.03

 

6.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

14.03

Итого лабораторных работ: 4

Итого практических работ: 6








ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2014. -368 с;

2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Общая биология. Базовый и углубленный уровни: 10 класс, 11 класс. Учебник - навигатор дляобщеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.

3. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2007. - 140 с;

Дополнительная литература

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 2014.

5. Ерыгин В.Н. Биология для выпускников школ и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013 (Проверь свои знания);

7. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.

8. Кириленко А.А, Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие. –Ростовн/Д.:Легион, 2014.-448 с..

9. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;

10. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2015;

11. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Биология: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.:АСТ: Астрель, 2014.-2014. – 207 с.

12. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;

13. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

14. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007;

15. Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

 

Электронные пособия

1. Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

2. Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.

4. Биология 6-11 (Часть 1,2).

5. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

6. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

7. Биология абитуриенту.ЕГЭ.

8. Биология. Готовимся к ЕГЭ.

9. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

11. Лабораторный практикум. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.

12. Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.

Интернет-ресурсы

 


1.https://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

2. https://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

3. https://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

4. https://festival.1september.ru/(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

5. https://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

6. https://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

7. https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

8. https://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)

9. https://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)

10. https://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

11. https://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)

12. https://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

13. https://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

14. https://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

15. https://bio-faq.ru/map3.html(Тесты, задачи по биологии)

 
 
Скачать Рабочую программу по биологии_Базовый уровень 2015 г  для 10-11 классов (1ч) в формате .doc: 5.rab.pr._biologiya_baz_2015_10-111ch.doc [382 Kb] (cкачиваний: 10)




Своё Спасибо, еще не выражали..

Автор новостиadmin Теги новости
Новость опубликована 15-05-2016, 13:20, её прочитали 8 751 раз.
Версия для печати
Похожие публикации:
Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите Ваше реальное имя, или ник.
Ваш E-Mail:
Внимание! Вводите реально действующий адрес email.
Текст комментария:
Внимание! Текст комментария не должен нарушать правила сайта
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Введите код с картинки
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив